Крым

Почему детей в Крыму убивают самые близкие люди

В целом по России убийства детей матерями происходят с пугающей регулярностью.

В Крыму суд рассмотрит дело женщины, зарезавшей своего ребёнка. Детоубийство настолько страшное явление, что часто его предпочитают не обсуждать. Но сделать вид, что этого нет, или что это редкая аномалия, не получится: подобные трагедии слишком регулярны.

За первые шесть месяцев 2022 года в Крыму завершены расследования двух уголовных дел об убийстве несовершеннолетних. Один из детей убит собственным родителем, сообщили ForPost в региональном управлении Следкома. В эту статистику вошли только завершённые расследования.

По нашим подсчётам за полгода случилось как минимум три убийства матерями своих детей — это те, о которых следственные органы сообщили широкой общественности. Имели место подобные трагедии и в прошлые годы.

Как доходит до таких преступлений, противоречащих всем писанным и неписанным человеческим законам, разбирался ForPost.

Убийцы с диагнозом

«Надо отделить те убийства, в которых матерей признали невменяемыми и назначили принудительное лечение. Иногда патология очевидна — например, мать опасалась, что ребёнок заболеет и умрёт, то есть убила ребёнка, чтобы он не умер в будущем от некой болезни. Но часто грань невменяемости почти незаметна», — рассказал ForPost главный внештатный специалист по медицинской психологии, психолог, судебный эксперт Минздрава Крыма Виктор Темник.     

В июне этого года в крымском посёлке Щелкино мать нанесла своему трёхлетнему сыну 14 ударов ножом. Как сообщили в прокуратуре, имело место «временное расстройство, лишившее её «способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий». Суду предстоит принять решение о принудительном лечении.

В январе этого года в Судаке мать выбросила из окна восьмилетнюю дочку. Та погибла. По словам очевидцев, трагедии предшествовала ссора с мужем. Позже мать утверждала, что девочка выпала из окна сама. В итоге её также признали невменяемой и направили на принудительное лечение.

«Тогда девочка буквально висла на руках матери, просила её не делать этого. В подобных случаях признание невменяемости означает признание того, что на момент преступления мать не осознавала последствий своих действий. В таких случаях люди действуют как автомат», — пояснил Виктор Темник.

В ноябре 2020 года в Симферополе мать зарезала четырёхлетнего сына во время свидания с ним, нанеся не менее 39 ударов ножом. Её также направили на принудительное лечение. Эта трагедия выделяется тем, что о болезни матери было известно задолго до преступления.

«Ту женщину направили в психбольницу строгого режима в другом регионе РФ. Далее о её судьбе мне неизвестно. На момент преступления её близкие знали, что она больна, и старались контролировать общение с сыном. Насколько знаю, она попросила ребёнка после школы забрать, и осуществила задуманное», — сообщил подробности Виктор Темник.

Такой случай скорее исключение из правила — чаще диагноз ставят уже после преступления, обследуя убийцу на предмет вменяемости, уточнил судебный эксперт.

Долгие годы в психбольнице

Симулировать невменяемость достаточно сложно. Как минимум один месяц за убийцей с таким «диагнозом» наблюдают специалисты. И только после этого выносится решение, пояснил судебный эксперт.

Сколько детоубийца проведёт на принудительном лечении в психбольнице, зависит от его состояния. В отличие от тюрьмы, срок здесь не определяют заранее.

«Длительность лечения в каждом случае своя. Но речь о достаточно долгих сроках, исчисляемых в годах. И сразу их не выпускают, переводят со строгого на усиленный режим, затем с усиленного на обычный», — рассказал Виктор Темник.

крым криминал убийца дети отчим даша пилипенко труп

Отчим пятилетней крымчанки Даши Пилипенко показывает, где спрятал труп.

Разумеется, дети становятся жертвами преступлений и со стороны отцов, и особенно отчимов или сожителей матери, и посторонних людей. Но количество убийств матерями пугающе велико.

Как сообщал ForPost, в ноябре 2019 года в селе Кропоткино Раздольненского района отчим избил свою пятилетнюю падчерицу, а затем, боясь огласки, утопил малышку в ванной. После он прикопал тело недалеко от дома. На следующий день мужчина обратился в полицию с заявлением о якобы пропаже падчерицы, но следствие всё же установило его причастность к совершению преступления. В 2021 году Верховный суд Крыма приговорил его к пожизненному заключению. Но Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи) заменил его на 19 лет и 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.

«По моим наблюдениям, по обсуждаемой статье чаще всего преступления совершают матери. Почему? Сложно сказать. Вероятно, это связано в том числе с нездоровыми процессами в обществе», — предположил Виктор Темник.

Что ждёт детоубийцу на зоне

Что может ждать убийц на зоне, ForPost спросил у бывшего сотрудника МВД, согласившегося пообщаться на условиях анонимности. Если детоубийц признают вменяемыми и отправляют на зону, участь их может быть плачевной.

«Зависит от многих факторов, но в некоторых случаях их жизнь там особо тяжела. У других женщин-заключенных на воле остались дети, о которых они тоскуют. Они не хотят терпеть рядом с собой детоубийц, считают, что это значит признать их равными себе», — рассказал бывший служащий МВД.

Впрочем, он подчёркивает, что самосуды не такое распространённое явление в российских тюрьмах, так как администрации пенитенциарных учреждений тщательно следят за ситуацией.

В судебной практике РФ нередки условные сроки для матерей-убийц новорожденных детей, заметил собеседник издания. Также в России не предусмотрено пожизненного заключения для женщин, напомнил он.

«Я ничей, я свой собственный»

Специалисты выделяют факторы риска, во всяком случае, когда речь о вменяемых детоубийцах. В случае с душевнобольными всё намного сложнее.

«Говоря о вменяемых убийцах, во-первых, важна личность матери. Какой её воспитали, какой урок ей даёт общество. Это совокупность факторов, в том числе безусловно и социальных», — рассказал кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Игорь Тимощук.

Особняком стоят убийства новорождённых. В подобных случаях речь может идти о нежеланном ребёнке. Младенцев топят в выгребных ямах, выбрасывают на свалки мусора, закапывают в городских парках. Регулярность таких случаев порождает дискуссию о необходимости создания в России системы бэби-боксов.

Читайте по теме: На западе Крыма мать подозревают в убийстве младенца

Если говорить об убийстве детей постарше, нередко трагедия происходит на фоне конфликта между родителями.

«Когда ко мне обращаются при разводах, я говорю обоим родителям — сделайте так, чтобы не пострадали дети. Ради этого идите с обеих сторон на компромиссы, если надо, наступайте «на горло» собственным амбициям. В первую очередь ответственность в таких случаях на мужчине, отце. Он должен осознавать её», — подчеркнул Игорь Тимощук.

Женщины, по словам специалиста, часто после развода начинают сознательно манипулировать детьми: запрещают видеться с отцом или настраивают против него. Это негативно сказывается в первую очередь на психике ребёнка.

Так случается, когда мать воспринимает ребёнка не как личность, а как свою собственность, инструмент для достижения тех или иных целей, пояснил психолог. И при определённых обстоятельствах такое отношение может принять патологические формы, и в том числе привести к детоубийству, подтвердил Игорь Тимощук.

Подобное поведение недопустимо для обоих родителей. Надо помнить, что ребёнок не отвечает за ошибки мамы и папы.

Андрей Брегов

Фото: crim.sledcom.ru

1836
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1956

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2902

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5135