Хотя Симферополь не считается туристическим городом в Крыму, но столичные улицы и окрестности скрывают немало интересных артефактов. Одной из точек, где на паре квадратных километров соседствуют остатки жилища неандертальцев и советской ракетной части, пещеры со святилищем и скалолазные маршруты, является Холодная балка и возвышающиеся над ней скальные отроги Каялар и Таш-Джарган.
Завесу тайн этих мест открывает краеведческое издание, недавно выпущенное кандидатом исторических наук, доцентом кафедры археологии и всеобщей истории КФУ имени В.И.Вернадского Владимиром Руевым. ForPost прошёл с автором по одному из маршрутов его путеводителя.
С высоты вид на море
Юго-западная окраина столицы Крыма — микрорайон частного сектора Фонтаны и села Чистенькое — выбраны автором путеводителя «Экскурсии по окрестностям Симферополя» не случайно. Именно в этих гротах и балках прошло его детство, позже в юности здесь он сделал свои первые научные открытия, которые определили дальнейший жизненный путь.
«Так что это мой своеобразный долг перед этой местностью, которая мне так много дала для первых шагов в науку. Кроме этого, на сегодняшний день отсутствуют какие-либо комплексные публикации, которые могли бы дать детальную картину об истории и памятниках этой местности. Имеются лишь отдельные публикации в специальной литературе, не всегда доступной для широких масс», — объясняет Владимир причины, побудившие его год назад взяться за книгу.
Виды с обрывов Каялар.
Оставляем машину в тупике неасфальтированной улицы села Фонтаны и дальше идём пешком. Не успевают жилые дома скрыться за спиной, как по редколесью выходим к обрывам правого склона Холодной балки. Заходящее прямо перед глазами солнце золотой полосой освещает Каламитский залив в районе сёл Песчаное и Угловое.
«В ясную погоду видны даже корабли, а когда случается резкое похолодание, то и Евпатория», — начинает экскурсию собеседник ForPost.
Именно эта прямая видимость моря с высот Ягмурчи позволила уточнить автору маршрут путешествия по Крыму самого Александра Грибоедова летом 1825 года. Российский литератор и дипломат отмечал в письме: «верстах в шести от города с высоты вид моря…», до этого проехав по будущей улице Севастопольская недалеко отстарого кладбища в районе современной улицы Крылова.
«Вариантов для спуска в Холодную балку со скального массива Каялар у Грибоедова было два, — комментирует сообщение классика Владимир. — Но что до своего спуска с этих скал, успелполюбоваться морем Александр Сергеевич, нам удалось установить в ходе подготовки этого путеводителя».
Не оставляя времени осознать географические масштабы и исторические ретроспективы, Владимир приглашает к следующей точке маршрута — стоянке доисторических людей под названием Холодная Балка.
Седая старина
Для этого мы спускаемся на десяток метров ниже по склону. Здесь в зарослях лещины и скумпии спрятан от посторонних глаз неглубокий скальный навес. Более сорока тысяч лет назад под его сводами находили приют ископаемые родичи современного человека.
«Это жилище неандертальцев Холодная Балка. Причём, если присмотреться, то можно сразу понять, что в том числе входило в рацион здешних хозяев — например, улитки Heliх, которых запекали в костре», — с этими словами Владимир поднимает с земли несколько раковин.
Читайте по теме: Маленькая Франция: как в Крыму выращивают, готовят и подают улиток
Примерно в ту же историческую эпоху в Симферополе существовала ещё одна сохранившаяся до наших дней стоянка людей — это Чокурча в районе Луговской больницы. При этом грот на берегу Малого Салгира на слуху практически у каждого любознательного крымчанина, а вот Холодную Балку знают единицы, посетовал Руев.
«Те неандертальцы, которые жили на Чокурче, предпочитали охоту на мамонтов, а здесь — на более подвижных животных вроде диких ослов и антилоп-сайг», — делится результатам анализа найденных костей историк.
Стоянка неандертальцев Холодная Балка.
Следующую достопримечательность — объект культурного наследия «Святилище в пещере Лисья» – отделяют от навеса неандертальцев всего несколько десятков метров — и около 40 тысяч лет истории.
Чтобы преодолеть это расстояние, мы даже не поднимаемся на тропу, а траверсируем склон по выгоревшей на солнце траве.Под ногами разбегаются в разные стороны ящерицы, поблизости, оставаясь невидимыми, трещат цикады. Владимир растирает в пальцах увядшее соцветие железницы крымской, и воздух сразу наполняет пряным ароматом этого лекарственного растения. Флоре и фауне Холодной балки уделено немало внимания на страницах путеводителя: с нужной информацией с археологом поделились коллеги соответствующих направлений из Крымского федерального университета.
Кизил уже почти поспел.
Ещё одно распространённое в Крыму растение — кизил —закрывает вход в Лисью пещеру, или по-тюркски Тильки-Коба. Объект примечателен не только экстремально узким лазом длиной 95 метров, но и находками, сделанными одним из первых исследователей этого подземелья Аскольдом Щепинским. Знаменитый советский археолог обнаружил здесь небольшую группу петроглифов — изображений, процарапанных на стене, — и человеческие останки.
«Это было предположительно святилище тавров. Когда проверял информацию во время подготовки издания, опубликованные Щепинским изображения не нашёл, зато обнаружил другие знаки на стене», — рассказывая, собеседник демонстрирует на странице путеводителя снимок ещё одного открытия. — Однако однозначно связать найденные изображения с деятельностью тавров однозначно мы не можем».
По словам Руева, эти места с древности привлекали людей неспроста: в балке имелись источники воды. Сейчас, правда, вода ушла в подрусловой сток либо появляется в виде небольшого ручья, на котором было построено два озера.
Садовые товарищества на дне Холодной балки.
Глядя сверху на уютную долину Холодной балки, разбитую на сады и огороды нескольких дачных кооперативов, невольно начинаешь понимать наших предков в выборе такого живописного местожительства.
По ту сторону жизни
Чтобы лучше понимать жизнь народов, некогда населявших Крым, историки внимательно изучают обратную сторону: погребения и связанные с ними ритуалы. На этом маршруте как раз и находится подходящая достопримечательность —позднескифский могильник под названием Фонтаны (IIIв. до н.э. — III в. н.э.).
«Здесь есть склепы, оставленные оседлыми поздними скифами. По мере сарматизации (заселения Крыма кочевым племенем сарматов — Прим.) с первых веков нашей эры появляются особые захоронения – подбойные могилы», — описывает объект наш экскурсовод, пока мы от обрывов углубляемся вглубь зарослей кизила и лещины.
Под землёй скрывается позднескифский могильник.
По словам Руева, этот некрополь стал известен учёным из-за грабительских раскопок «чёрных археологов», которые здесь орудовали в начале нулевых годов. В 2007 году к проблеме сохранения этого памятника удалось привлечь внимание правоохранителей и общественности, в результате чего его большую часть удалось сохранить.
«В настоящее время памятник ждёт своего исследователя, а будущие новые находки без сомнения пополнят музеи и расширят наши представления о жизни древних крымчан», — высказывает предположение археолог, продолжая путь.
Читайте по теме: На могильнике в Опушках в склепе нашли идол
Мы подходим к нескольким оплывшим ямам, заваленным прошлогодней листвой. «Новых шурфов нет», — констатирует собеседник, «значит, объект остаётся по-прежнему в сохранности». Какие открытия здесь будут сделаны в будущем, пока можно лишь гадать, но это подогревает любопытство и азарт.
Впрочем, не всегда симферопольцы берегут и чтут своё прошлое. Подтверждение этому, увы, находится в сотне метров в сторону, где на границе леса в искусственной траншее много лет назад Владимир обнаружил надгробия с городского кладбища XIX – первой половины XX вв. Симферополя. Этот некрополь сравняли с землёй во время строительства военного училища, а могильные плиты пустили на строительство новых зданий или просто сложили в лесу.
Одно из старинных надгробий валяется в кустах.
По словам Руева, одно из найденных им надгробий известного иудейского богослова — раввина Исаака Нотовича (1827-1883) удалось вывезти на хранение в Центральный музей Тавриды. Оставшиеся до сих пор лежат в траншее. На одном из них отчётливо видны год смерти — 1903, эпитафия и фамилия покойного: камень диабаз хорошо сохранил результат труда камнетёса.
Читайте по теме: Крымские волонтёры спасают старинное еврейское кладбище
Траншея превратилась в последнее пристанище для этих артефактов прошлого потому, что они стали лишними при создании воинской части в районе улицыСубхив центре Симферополя, уточняет собеседник. Так мы подходим к последней исторической достопримечательности на этом маршруте — территории дивизиона зенитного ракетного комплекса С-75.
«Особенность этого места заключается в том, что здесь хранились ракеты с так называемой «специальной боевой частью», то есть могли нести ядерный заряд, — рассказывает Владимир. — Этот дивизион входил в состав 332-го ракетного полка, и здесь в лесу находился его штаб. До его расформирования в 1976 году дивизионов в Крыму было три: в Алуште, под Белогорском и здесь. Кстати,«Парк львов «Тайган» находится на территории того самого дивизиона ЗРК С-75 под Белогорском».
Когда артиллеристы покинули эти места, строения стали использовать как тренировочную базу Симферопольского высшего военно-политического строительного училища, которое в своё время и избавилось от «ненужных» надгробий.
Дорогой вид на море
От развалин капонир и стен штаба рукой подать до финальной точки маршрута — скального мыса. Отсюда во все стороны открывается панорама главной гряды Крымских гор: от Караби-яйлы на востоке до массива Бойка на западе. Узнать точное название каждой вершины можно, сопоставив со схемой на развороте путеводителя. А если обернуться, становится видна вся чаша крымской столицы.
«Мне кажется, знакомство с городом надо начинать отсюда – практически с высоты птичьего полёта. Кроме этого, посмотреть на море из Симферополя — также дорогого стоит», — с улыбкой произносит собеседник.
Виды с финальной точки маршрута.
Любуясь отблеском далёкого моря в лучах солнца, выдвигаемся в обратный путь. Владимир признаётся, что пройденный маршрут отличается видами, а вот прогулка по соседнему мысу Таш-Джарган ещё более насыщена достопримечательностями и артефактами.
Новое издание увидело свет благодаря поддержке Министерства культуры Республики Крым и ГАУ РК «Крымнаследие». В первую очередь, оно будет передано в библиотеки и образовательные учреждения Крыма и Севастополя.
Тем временем историк готовится к презентации своего путеводителя и уже работает над следующим научно-популярным изданием.
Читайте по теме: Виды Крыма на рисунках английских путешественников ждали публикации два века
Пелагея Попова
Фото автора