Всякий раз, заглядывая в социальные сети, изумляюсь высказываниям людей постарше, а то и своих ровесников. «Всё время играет в компьютер, лучше бы книжку почитал». «Курят, пьют, в игры играют».
То есть компьютерные игры люди старшего поколения рассматривают исключительно как некую вредную привычку. Не будучи, к слову, с ними знакомыми. Точнее, они когда-то играли в тетрис, но представление имеют, как им кажется.
При этом сами, что характерно, тут же пишут: «Посоветуйте хороший сериал» или «Какую новую книжку почитать». И никак одно с другим не связывают.
Возьму, пожалуй, на себя тяжёлую и неблагодарную ношу — объяснить своим пожилым ровесникам, что вообще происходит в нынешнем цифровом и даже, не побоюсь сказать, культурном пространстве.
Заранее оговорюсь — литературу высокую, настоящую, я здесь не рассматриваю. У неё несколько иные задачи и свойства, это предмет совершенно другого разговора.
Итак, что касается «лучше б почитал».
Я регулярно открываю произведения новых авторов, то есть всё, что сейчас напишу, — это не предположения, это выстраданные впечатления от происходящего. Сегодняшняя беллетристика вызывает у меня спектр очень разных эмоций — от тоски до нервных судорог. Когда вторичный, сюжетно и смыслово, детектив, написанный безобразным языком, сдобренный псевдопсихологией, оказывается номинирован на премию «Большая книга» — хочется выть. Сегодняшний писатель «крепкого середнячка» — это, как правило, автор книг, которые мне, человеку подготовленному, даже просто дочитать тяжело.
И тяжело не потому, что приходится совершать умственное усилие. С этим как раз никаких проблем. А потому, что за исключением десятка-двух авторов нынешние творцы пишут какое-то бесконечное школьное сочинение. И хорошо бы это были мои личные впечатления.
Вот, например, блестящий публицист Дмитрий Ольшанский пишет:
«В этом году я снова читаю — в большом жюри — книжки из длинного списка премии «Национальный бестселлер». Читаю, чтобы мотивировать себя их открыть, а то поленился бы без премии.
Впечатления, надо сказать, поразительные.
Какие же плохие у нас писатели-то. Совсем никудышные писатели.
Я, правда, освоил не так уж много пока, но уже чувствую себя совершенно как Максудов из «Театрального романа», который решил ознакомиться с творчеством современников, купил сочинения Ликоспастова, «Тетюшанскую гомозу», еще что-то — и впал в ужас…
… Главная проблема этих нынешних авторов состоит в том, что им кажется, что если они сядут и просто будут что-то записывать — я вышел на улицу, я встретился с Васей, я выпил пива, ну и так сотнями страниц, — то это литература.
Нет, это не литература.
Если прислонить друг к другу несколько досок, а потом накрыть сверху еще доской — это не архитектура.
Архитектуре требуются стиль, образ, проект, фундамент etc.
Почему все они думают, что могут романы писать?
И почему другие думают, что это нормально?
Ну достаточно же открыть пару страниц Ерофеева, Лимонова или Трифонова — о том, что было до этого, и говорить смысла нет, — чтобы постыдиться даже начинать гнать эту залепуху или хвалить ее».
Ровно это чувствую и я, простой читатель.
С сериалами дела, конечно, обстоят получше: индустрия не просто шагнула вперёд, она, на мой взгляд, значительно обогнала развлекательную литературу, всю вместе взятую. Потому что в сегодняшнем хорошем сериале этой самой литературы больше, чем в почти любой книжке-лауреате национальной премии.
Каково же было моё изумление, когда я обнаружила, что в любой популярной компьютерной игре уровень на шесть голов выше — в плане драматургии, диалогов, в целом литературной основы.
С развитием графических возможностей авторы стали уделять огромное внимание не, как я ожидала, игровым обстоятельствам и техническим тонкостям, а сюжетным, характерным и драматургическим моментам.
Сегодняшняя хорошая компьютерная игра — это убедительная вымышленная реальность, это прорисованные характеры; это законченная история с различными вариантами финала. Там есть всё, за что мы в детстве любили книги, — блестящие сюжеты, языковая фактура, непредсказуемость действия.
И главное — смысловые слои, морально-этические коннотации. Игры требуют не физического (как думают многие мои ровесники), а интеллектуального напряжения, ведь в большинстве случаев финал зависит не от того, как быстро ты нажмёшь кнопку, а от того, какой выбор совершишь.
То есть игровой процесс, именно техническая его сторона, уходит на второй план. На первый выходит принятие решения, поступок. Компьютерные игры сегодня — это такой синтез между литературой и кино, только нравственный выбор совершает не автор, не режиссёр и не герой, а сам игрок.
Да, игры не дают той свободы воображения, которую дают книги. Но ведь и фильмы — это готовая картинка, где ты лишён возможности досочинить сам.
Я глубоко убеждена, что на наших глазах формируется какой-то совершено новый вид искусства. Ценного именно с художественной точки зрения, как бы удивительно для старшего поколения это ни звучало.
В то время как совриск, богато представленный в модных галереях, манифестирует одну мысль: «Искусство умерло, вот вам инсталляция из проволоки, ешьте её с кашей», параллельно из детского развлекательного продукта вылупляется что-то по-настоящему новое, не лишённое художественности, красоты и смысла.
Молодые парни и девчонки идут туда, стараются, дают волю воображению и создают свои собственные миры. А ведь это именно то, что должно делать искусство в изначальном его понимании, — создавать миры.
Поэтому, ок, бумер, смотри своего Звягинцева, рефлексируй, глядя на очередной унылый перформанс. Лет через 50 станет понятно — кто из нас прав.
Читайте также: Как стать врагом всего хорошего
Мария Дегтерева
Обсуждение (14)
Да какой сейчас культурный прогресс? Одна деградация и регресс, что кино (особенно наше), что литература, что подавляющее большинство компьютерных игр.
Компьютерные игры сегодня — это такой синтез между литературой и кино, только нравственный выбор совершает не автор, не режиссёр и не герой, а сам игрок.
Фсе! Синтез! Забористый план жить игроком после забористого плана аФтора! Поздравления Ну как-то так
Статья, полная чушь, мнение отдельного индивидуума.
Это не прогресс. Это отупление и расчеловечивание. Если подняться на несколько ступенек над этим туманом и оглядеться, станет ясно, что это просто отупляющий туман. Во всём мире сейчас такой туман. Книги -- это вечное.
Это "исскуство" прятаться от реальности и существует оно пока компьютер работает...
Моей тёте уже под 80-ят. Её любимое занятие в ноутбуке какая-то социальная игра, с помощью смартфона, кроме всего прочего изучает регулярно английский. Соседке за 50-ят, постоянно через ноутбук рассаживает огурцы и прочее в каком-то виртуальном огороде.
А вообще проблема отставания старшего поколения в этой области из-за того, что далеко не у многих была возможность приобрести компьютерную технику.
Оно того стоило - прочесть здесь всех недоумков, расстроиться, потом наткнуться на ваш комментарий и понять - совсем не все еще потеряно. Спасибо!
Мне кажется проблема компьютерных игр надуманной).
В качестве аргумента могу привести только личный опыт. В школе моя дочь и ее друзья увлекались этим и даже родителей втягивали - дать по визуальному образу героя характеристику его характера). Родители интуичили и изголялись в описаниях - было забавно, детишки гордились и даже рейтинговали мнения родителей)) - это уже получалась игра в игре, но совсем с другим следствием - плюс баллы к уважению мнения "предков". И придумали это не мы - взрослые.
А сейчас, у них такой тайм-менеджмент, что откладывают встречи "на погулять" и даже просмотр отобранных сериалов. Другой этап жизни.
Так что, я думаю - компьютерные - это такие же игрушки, как и все остальные, которые были у нас - взрослых... правда, отнесла бы я их к искусству взросления).
Куда там Достоевскому с "Записками" известными.....
Странно. Мой пост, посвящённый "поколению, выбравшему пепси" куда-то исчезает всё время.
Удивительно. Посты,посвящённые "поколению,выбравшему"Пепси",настойчиво удаляются, хотя не содержат ни одного грубого слова. Предположил,что модерирует нетрадиционный представитель из этого же поколения, меня тут же забанили. Надо же, какое случайное совпадение
А может обиделся, болезный, за Марию Дегтереву. Наверное, нравится им, всматриваясь в монитор до рези в глазах, резко двигать рукой. При этом думать, что покоряешь Вселенную). Или даже, что " на наших глазах формируется какой-то совершено новый вид искусства."
Мария, спасибо за статью!
Действительно, современные компьютерные игры абсолютно укладываются под определение искусства, из лббого академического словаря. Творческое отражение, воспроизведение действительности - да, это оно.
Я смотрела аналитику, в последние годы число пользователей Интернет увеличивается исключительно за счёт людей возраста чуть за полвека: остальные здесь прописываются с рождения. Как все неофиты, через пару лет вновьприбывшие мнят себя старожилами и начинают вести себя самоуверено и назидательно. Чем, в общем, сразу себя и выдают.
Ни один человек, независимо от возраста, никогда не скажет, что игра отупляет, если он пройдёт хотя бы криво и кое-как тот уровень, который проходит подросток легко и непринужденно. Ворчуну, который и в монитор к игроку не заглядывал, ассаено лишь заметил, что вот он, ворчун старый (независимо от возраста) уже и картошки начистил, и кино про таку любофь поглядел, а этот все сидит и сидит, в экран упёрся. Игрок легко начистит картошки и посмотрит кино, а ворчуну ни языка, ни координации, ни скоррсти реакции, ни общей эрудиции и примитивности компьютерной грамотности не хватит, чтобы поиграть хоть полчаса.
Я знаю, о чем я говорю. Я преподавала компьютер взрослым в 90-х; я сейчас работаю в support крупной компании; я играла 20 лет назад и играю сейчас в настоящие игры (ферма, шарики, слова, пасьянсы - это не игры); я читаю и смотрю только то, что выбираю я, а не то, что идёт по телеку; я много путешествую; у меня большая полная семья; я работаю полный рабочий день; у меня куча друзей.
Я бабушка, мне 62, я понимаю каждое слово своих внуков, включая игровые термины. И, главное - вокруг меня абсолютное большинство умных, образованных, активных людей, способных оценить и хорошую книгу, и хороший фильм, и хорошую компьютерную игру.
Просто нам жаль времени спорить с ворчунами, да и с терминологией придётся повозиться, свои реплики надо будет адаптировать.
Вот и получается - из прокомментировавших большинство с автором не согласно, но комментирует не большинство прочитавших.
Решила чуть поправить статистику.
Единственное уточнение - бумер - не число прожитых лет, а степень закостенелости, ворчливости, ограниченности и самодовольства.
to Holländer1: поколению Pepsi сейчас сорок с хвостиком
Если вы имеете в виду более молодых и ещё более молодых, то они выбирают совсем другие P
------
вот прекрасная демонстрация - чем меньше человек знает, тем он более самоуверен и безапелляционен, тем смелее он пишет комментарии -
поколение 777 )))
Спасибо вам большое, очень приятно читать вдумчивые комментарии образованных людей.
Конечно, здесь прокомментировали в основном местные выскочки с IQ равным комнатной температуре - я отдаю себе в этом отчет и не обращаю внимания.
Еще раз благодарю, приятно такое читать.