Центр Севастополя на протяжении последних лет стремительно меняется: на прибрежной территории возводится театр и расширяется дорога, планируется парк, обсуждается набережная. Параллельно, а в некоторых случаях — вопреки правительственным планам реализуются частные инициативы.
Внимание!
На мысе Хрустальном это соседство ощущается особенно остро, и яркий пример — работы по сохранению стелы «Городу-герою Севастополю», которые в программе «Внимание» недавно описал журналист «Первого Севастопольского» Антон Пархоменко.
Напомним: обновление памятника и благоустройство когда-то смотровой площадки стоит почти фантастические 730 млн рублей. Итог работ будет радовать взгляды посетителей ресторана — его планируется разместить в пристройке над отелем, закрывающей вид на акваторию с той самой когда-то смотровой площадки.
«Ситуация сейчас выглядит таким образом, как будто за бюджетные деньги собираются благоустроить территорию, прилегающую к гостинице и ресторану. По крайней мере, смотровая площадка как была закрыта надстройкой, так и остаётся», — напомнил журналист.
Таким образом, даже в случае успешной и качественной реставрации обелиска и благоустройства его территории красоты всё равно не будет.
«Что увидят на открытии обновлённого памятника жители и гости города? Людей, жующих за стеклом?» — задаётся непраздным вопросом Пархоменко.
Отель с надстройкой, «платный бесплатный» бассейн на пляже «Хрустальный», гектар земли над его дальней частью и диким побережьем — права на это связаны с одним юридическим и физическим лицом.
Бассейн признан незаконным, и его даже хотят сделать госсобственностью (но это не точно), власти как будто бы борются за снос надстройки (но она пока стоит), ДИЗО вроде бы пытается расторгнуть договор аренды земли — но так, что раз за разом проигрывает.
Дело пустыря
Земельный участок с 2007 года был отдан в аренду частной компании ООО «Культурный центр „Мыс Хрустальный”» для обустройства «детского пляжа с аквапарком и обслуживающими сооружениями спортивно-оздоровительного, культурно-зрелищного комплекса».
Ничего из этого на территории, к счастью или сожалению, не появилось, и департамент по имущественным и земельным отношениям в 2018 году попытался разорвать отношения с арендатором — но безуспешно.
В новом иске юристы ДИЗО заявили, что арендная плата за землю не поступает последние 9 лет, и потребовали через суд расторгнуть заключённый при Украине договор и взыскать с компании все долги (около 38 млн рублей, с учётом пеней и процентов.
Почему с новым иском ждали столько времени? Почему закрывали глаза на долги? Эти вопросы меркнут перед другими.
Кто отправлял «КЦ „Мыс Хрустальный”» досудебную претензию, из-за которой, как сегодня стало известно, суд не дал хода новому иску ДИЗО? Что ему за это будет? Почему такое вообще возможно и ненаказуемо?
Заявление департамента было оставлено судом без рассмотрения по трагикомичной причине.
«Оказывается, досудебную претензию специалисты ДИЗО отправили не на адрес фирмы-арендатора, а в какую-то квартиру на улице Советской. Кто там живёт — я понятия не имею, но официально фирма предупреждений не получала, а значит, и возможности договориться миром у сторон не было. Поэтому и суд беспокоить рано», — пояснил Пархоменко.
Определение Арбитражного суда Севастополя от 27 марта 2023 года
Этот прецедент — лишь эпизод в череде странно проигранных ДИЗО судебных дел. На это обращали внимание не только СМИ, но и сам губернатор Севастополя, однако ничего не изменилось.
И крайне успешная практика судебных разбирательств ООО «Культурный центр „Мыс Хрустальный”» с правительством это подтверждает.
Наступление на бухту
Перспектива достойного преображения мыса Хрустального в этом свете видится крайне сложной. А вдруг фирма выиграет дело или неожиданно начнёт строить заявленный когда-то аквапарк? Это, конечно, требует предварительных согласований и разрешений, однако платный бассейн сумел возникнуть вопреки им.
А ведь о том, что с пляжа на мыс Хрустальный должна вести парадная лестница, а не козья тропка, что нужно снести шалманы и вернуть Севастополю панорамные виды, ещё пять лет назад говорили питерские реставраторы Екатерина Николаева и Ксения Грюнберг. Их привлекли к реставрации «Штыка и Паруса», и в этой работе им помогал выдающийся севастопольский архитектор Адольф Шеффер.
Говорят, эта идея ещё жива, но по факту мы видим другую картину. С одной стороны — прорывной в плане архитектуры и развития культурный кластер, реконструкция прилегающей улицы и реставрация «Штыка и Паруса». С другой стороны — превращение всего этого в прекрасный антураж для глубоко безразличного к интересам города бизнеса.
Андрей Гринев, Светлана Косинова