Еврокомиссия предложила ввести потолок цены на газ на уровне около 3000 долларов за тысячу кубометров.
Если подумать, то ситуация, которую отражают такие предложения, просто чудовищная. Особенно если сравнить этот «потолок» со средним уровнем цен ещё два года назад. В общем-то, даже один год. И разговоры об энергопереходе перестают быть как минимум чем-то бессмысленным. Насколько такая ситуация может быть искусственной — это другой вопрос. А в том, что касается энергоперехода, ключевой темой является термоядерная энергетика.
Она до сих пор кажется чем-то невероятным. С момента испытаний первой водородной бомбы прошло уже семьдесят лет, но термоядерных реакторов, вырабатывающих энергию, за это время так и не появилось. А ведь подобные ядерные реакторы появились всего через девять лет после первого испытания ядерной бомбы.
В термоядерной области наиболее известным проектом является ИТЭР — созданная совместно Европой, Америкой, Россией, Китаем и рядом азиатских стран (Японией, Кореей и Казахстаном) крупнейшая исследовательская лаборатория. К слову сказать, она продолжает работу даже сейчас, несмотря на текущее положение дел. Несмотря на то, что прорыва там не произошло, важную роль объект выполнил: накоплено значительное количество данных на предмет того, каким должен быть термоядерный энергореактор и как его нужно делать.
Помимо этого, в мире есть целый ряд национальных термоядерных проектов, конкурирующих друг с другом: в Евросоюзе (European DEMO), отдельный в Великобритании (STEP), в Китае (CFETR), в Южной Корее (К-DEMO), в Индии (SST-2). Америка недавно также заявила о желании запустить аналогичный проект (FPP).
В России тоже существуют программы подобного рода. Их даже две: в Курчатовском институте (ТИН) и в Тринити (ТСП). Более того, российский проект выгодно отличается от иных тем, что заранее сочетает в себе термоядерную (на основе наработок в рамках ИТЭР) и ядерную компоненту, компетенция в которой у России традиционно очень высока.
Данные проекты имеют не только серьёзную научную и практическую, но и репутационную ценность, так как их запуск даёт возможность восстановить авторитет России в качестве ведущей научной сверхдержавы. А это, помимо всего прочего, политически подкрепляет уже геостратегический проект многополярного мирового порядка, где Россия — один из полюсов.
Так или иначе, успешные термоядерные проекты жизненно необходимы для эффективной экономики уже в середине века, и готовить их надо уже сейчас. А для этого критически необходимо куда более ощутимое внимание государства к их реализации, чем сейчас. В том числе и создание условий для частных инвестиций так, как это происходит в Америке и Британии.
К слову сказать, в тех же США прямо заявляют о том, что уже почти смогли получить в лабораторных условиях энергетически эффективную термоядерную реакцию. Вопрос, правда ли это и насколько «почти». Похожие заявления в нынешнем году звучали и из Китая. России надо напрячься и сосредоточиться, чтобы не отстать. От того, как она это сделает, очень многое будет зависеть.
Читайте по теме: Что будет происходить с нефтедобычей в ближайшие годы
Павел Кухмиров
Обсуждение (2)
Вечная память!
Когда почувствуешь качество севастопольской "медицины" хочется сначала утопиться, а затем подумав, уехать в москву или лучше еще дальше. Отсюда и рейтинг.