Крым

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.

Фото:
Арина Розанова|ForPost / фото: mil.ru
Немцы, потратившие 250 дней на взятие только Севастополя, весь Крым потеряли за 35 дней.

Каждый новый день весны в России приближает к нам одну из главных для любого русского человека дат в году — годовщину Победы в Великой Отечественной войне. С каждым днём память о тех кровопролитных жестоких временах борьбы за свободу и мирную жизнь насыщает красками важные и грустные воспоминания.

Для Крыма каждая весна в этом смысле — двойной праздник: за год и 35 дней до общей Великой Победы полуостров начали освобождать от немецкой оккупации. В 2024 году с момента начала Крымской наступательной операции, в ходе которой фашисты были изгнаны с территории полуострова, исполняется 80 лет.

С точки зрения человеческой жизни это солидный срок: с каждым годом очевидцев и участников событий тех лет становится всё меньше. С точки зрения истории 80 лет — мизерный отрезок времени.

Тем не менее и за это время недоброжелатели и стратегические противники Советского Союза и России как его преемницы сделали очень многое, чтобы исковеркать память о Второй Мировой войне, подменяя смыслы и затирая неудобные факты, переписывая историю в свою пользу. Не обошли вниманием и освобождение Крыма в ходе наступления советских войск, ведь эта операция, несмотря на несравнимые с другими сражениями масштабы, оказалась стратегически важной для хода боевых действий и имела серьёзные геополитические последствия, повлиявшие напрямую на исход Второй Мировой войны.

Мешаем переписывать историю

Одна из самых распространённых гипотез, которую используют для подделывания и переписывания истории Великой Отечественной войны, заключается сегодня в том, что гитлеровцы «всегда воевали лучше». Мол, Советская армия смогла победить фашистов, давя их численным превосходством и не считаясь с потерями. Именно материалы Крымской наступательной операции, которая началась 8 апреля 1944 года и продлилась 35 дней, ярко свидетельствуют о том, что это мнение — чистой воды фальсификация, уверен профессор кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Ишин.

«Александр Василевский (начальник Генштаба и член Ставки, на момент начала Крымской наступательной операции маршал Советского Союза — Прим.) в своих воспоминаниях отмечал: оборонительные сооружения гитлеровцев под Севастополем были ещё лучше, чем наши в 1941-1942 годах, ещё более мощные. При этом Севастополь только на суше сражался 250 дней. Гитлеровцы под Севастополем смогли продержаться две недели, а горячая фаза боёв — всего три дня», — сравнил крымский историк сроки боевых действий во время видеомоста, прошедшего в пресс-центре РИА Новости Крым и приуроченного к 80-летию освобождения полуострова.

Ещё лучше эту гипотезу опровергают сухие цифры: по данным историков, для удержания Крыма противник располагал 195-тысячной группировкой войск (17-я армия под командованием генерала Эрвина Йенеке) и крупным арсеналом техники. Силы освобождавших Крым 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии численно превышали немецкую группировку в 2,4 раза. При этом безвозвратные потери советских войск по итогам операции составили меньше 18 тысяч человек. Со стороны же немцев только в плену оказались 61,5 тысячи солдат.

Немецкие солдаты готовятся к обороне в районе Феодосии (онлайн-архив Национального музея в Дании).

Немецкие солдаты готовятся к обороне в районе Феодосии (онлайн-архив Национального музея в Дании).

Численное превосходство на стороне советских войск было не только в людях: у наступавших на оккупированный Крым сил было в 2,6 раза больше танков и в 4 раза больше самолётов.

«По артиллерии у нас было превосходство всего в 1,6 раза — не такое уж и решающее. Тем не менее артиллерия сыграла колоссальную роль и в штурме укреплений в районе Сиваша, и на Керченском полуострове, — отметил Андрей Ишин. — Да и технически мы были уже гораздо лучше подготовлены. Наши блестящие образцы техники Т-34 — у нас возле Госсовета стоит огнемётная версия танка, их осталось всего два в мире, второй находится в Нижнем Тагиле, — штурмовики ИЛ-2 модификации КСС, которые несли мощные реактивные снаряды, пушки Суранова-Нудельмана (НС-37), противотанковые бомбы. Таких самолётов не было вообще ни у кого в мире, ни у союзников, ни у наших оппонентов. Скоростные многоцелевые истребители Як-9 в Крымской наступательной операции сыграли исключительную роль».

Не меньший вклад в успех операции привнесли инженерные войска. По словам кандидата исторических наук, эксперта НИИ военной истории Военной академии Генштаба ВС России Николая Васильева, военные инженеры буквально совершили чудо, наладив коммуникации на севере полуострова в сложнейших погодных условиях, ещё и втайне от фашистов.

«Инженерные войска построили мосты, включая ложный, дамбы и паромы, по которым, тщательно соблюдая маскировку, удалось переправить на плацдарм на южном берегу Сиваша мощную группировку войск, включая 19-й танковый корпус, — пояснил Николай Васильев. — По замыслу Крымской наступательной операции для достижения внезапности предстояло нанести удары по противнику с трёх направлений: с Перекопа, южного побережья Сиваша и Керченского полуострова. Причём главный удар наносился именно с Сивашского плацдарма, откуда противник меньше всего его ждал. Это очень важный элемент внезапности для любой операции, и здесь он сработал».

Карта Крымской наступательной операции.

Карта Крымской наступательной операции.

Исход противостояния решили слаженность работы подразделений и талантливое планирование операции.

«План операции изначально состоял в том, что главный удар наносит 4-й Украинский фронт с севера. А только спустя полтора-два дня наносит удар Отдельная Приморская армия с востока. Это было нужно, чтобы, когда мы прорвали укрепления на севере, возникла угроза окружения группировки, которая обороняла Керченский полуостров. В итоге они стали спешно отступать, и это облегчило задачу Отдельной Приморской армии, которая уже к утру 11 апреля водрузила в третий раз за годы Великой Отечественной войны победное красное знамя над горой Митридат», — напомнил Андрей Ишин.

А уже 13-го апреля советские войска освободили Симферополь, Карасубазар (нынче Белогорск), Евпаторию, Феодосию и Старый Крым. В районе Белогорска войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии соединились и дружным фронтом погнали фашистов на запад, под Севастополь.

«Это было колоссальное моральное поражение гитлеровцев. Манштейн в своих «Утерянных победах» пытается, конечно, оправдываться. Но совершенно очевидно, что мы их не «трупами завалили», а в это время уже гораздо лучше воевали и в тактическом, и в стратегическом плане», — подытожил Андрей Ишин.

Если бы не Крым

Во многом успешное продвижение советских войск обеспечили и поддержали действия крымских партизанских групп. С осени и зимы 1943 года, после побед наших солдат в битве за Москву, после битвы за Сталинград и Курской дуги люди в Крыму снова готовились к сопротивлению. И, с одной стороны спасаясь от репрессий со стороны оккупантов, а с другой желая всеми силами приблизить победу, ещё охотнее уходили в партизанские отряды. Если в конце 1942 года на территории полуострова насчитывалось всего около 200 партизан, то к началу Крымской наступательной операции численность отрядов выросла до 4000 человек.

Перед ними стояла масштабная задача — всеми возможными силами помешать эвакуации противника, громя его тылы. По словам профессора кафедры истории России КФУ им. В.И. Вернадского Олега Романько, партизаны в Крыму сыграли действительно огромную роль.

«Все три соединения вносили вклад, каждый по-своему. Если мы говорим о Южном соединении, то оно фактически спасло дворцы южнобережные от разрушений, парализовало работу Ялтинского порта и не давало проводить эвакуацию. Восточное соединение самостоятельно освободило Старый Крым. Правда, покинуло его на следующий день: это важно, потому что Старый Крым был на пути отступления 5-го армейского корпуса немцев. Наконец, партизаны Северного соединения и воины Красной армии спорили за первенство, кто освободил Симферополь быстрее. Потому что 19-й танковый корпус и партизаны Северного соединения встретились 13 апреля в районе железнодорожного вокзала в 11 часов дня», — перечислил историк.

Митинг в Симферополе после освобождения города (Выпуск газеты «Сын Отечества»).

Митинг в Симферополе после освобождения города (Выпуск газеты «Сын Отечества»).

О том, какой размах приняла деятельность крымских партизан, можно судить по некоторым документам. Выдержку из одной телеграммы привёл в ходе видеомоста директор Российского государственного архива новейшей истории Игорь Пермяков:

«“Товарищу Поскрёбышеву (Александр Поскрёбышев был личным помощником Иосифа Сталина и заведовал особым сектором ЦК — Прим.) радиограмма от секретаря Крымоблкома Булатова (Владимир Булатов встретил войну 1-м секретарём Крымского обкома, в годы войны был начальником Крымского штаба партизанского движения — Прим.). Прошу передать товарищу Сталину: имею в распоряжении партизанских отрядов Крыма аэродромы, подготовлены для приёма «Дугласов». Можем принять до 50 штук. Считаю оперативно целесообразным десантировать воинские части для совместных боевых действий”, — привёл пример Игорь Пермяков. — Решение реализовано не было, но документ говорит о том, что партизаны Крыма действовали напористо и умело, предлагали вот такие смелые варианты развития боевых действий».

Свою роль сыграли и ячейки крымских подпольщиков. На территории Крыма за время оккупации фашистами действовало около 220 подпольных организаций. К сожалению, многие из них прекратили существовать, не дождавшись освобождения полуострова: за ними охотились подразделения СД (разведслужба СС), коллаборационисты, провокаторы. А когда немцам стало ясно, что Крым они не удержат, эта борьба усилилась в разы, достигая немыслимой жестокости.

«Перед тем, как началось наступление (советских войск — Прим.), немецким командованием была предпринята очень серьёзная цепь мероприятий по укреплению тыла, в том числе связанные с уничтожением подполья, — рассказал Олег Романько. — Довольно много групп были раскрыты именно в период осени-зимы 1943 года и зимы-весны 1944 года: Йенеке понимал опасность этого «третьего фронта», и большое прочёсывание должно было если не уничтожить партизан целиком, то хотя бы вывести их из игры. Но немцам это не удалось».

Участники подпольной группы «Сокол» — крымские актёры. Были раскрыты и расстреляны 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя.

Участники подпольной группы «Сокол» — крымские актёры. Были раскрыты и расстреляны 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя.

Успех Крымской наступательной операции имел колоссальное значение и далекоидущие последствия. В первую очередь это касалось подъёма духа как советских войск, воевавших на других направлениях, так и населения, остававшегося в оккупации: пример Крыма показал всем, что расстановка сил в корне изменилась и есть надежда на освобождение.

При этом освобождение Крыма советскими войсками повлекло за собой и геополитические последствия. Речь не только о развитии событий на Балканах, где после Ясско-Кишенёвской операции из войны на стороне фашистской Германии вышла Румыния, но и о том, что к фашистскому блоку так и не присоединилась сохранявшая нейтралитет Турция, которую фашисты до последнего пытались склонить на свою сторону. Сталинградская битва, а затем и Крымская операция поставили на этих чаяниях Гитлера жирный крест: к августу 1944 года Турция не просто не поддержала Германию, но и заявила о разрыве с ней экономических и дипломатических отношений, которые фактически поддерживала с начала Великой Отечественной войны, снабжая Третий рейх хромовой рудой, чугуном и медью.

А Германия между тем очень рассчитывала именно на этот союз. По мнению немецких генералов, объявление Турции о вступлении в войну могло бы поддержать боевой дух солдат вермахта и даже повлиять на итоги Крымской наступательной операции, если бы Турция осмелилась на это до весны 1943 года.

«Если люди узнают, что высадка десанта на западе может быть делом этих дней и что отношение Турции на ближайшие недели зависит от удержания Крыма, тогда они сознательно выдержат бой», — такие рассуждения приводит Игорь Пермяков из переписки командующего группой армий «Южная Украина» Фердинанда Шернера и командующего 17-й армией Эрвина Йенеке.

Без права на забвение

Оккупация Крымского полуострова немецкими войсками, которая длилась фактически с августа 1942 года по апрель 1944 года, принесла невообразимый по масштабам ущерб полуострову. И речь не столько об экономике, хотя за эти годы в Крыму немцы разрушили более 300 промышленных предприятий, уничтожили около 200 тысяч гектаров садов и полей. Города полуострова были в большей степени стёрты с лица земли: в одном только освобождённом Севастополе из 584 тысяч квадратных метров жилплощади, существовавшей до войны, уцелели (и то частично) всего 55 тысяч квадратов преимущественно в частном секторе.

Нацисты полностью сожгли в Крыму больше 120 сёл: при малейшем подозрении жителей в связях с партизанами населённый пункт стирали с лица земли, не щадя ни стариков, ни детей…

…После начала Крымской наступательной операции партизаны Восточного соединения ворвались и освободили Старый Крым. Однако были вынуждены покинуть населённый пункт, который оказался на пути отступления 5-го армейского корпуса немцев.

«12 апреля 1944 года нацисты после отхода партизан вернулись и под видом борьбы с партизанами уничтожили почти 600 человек», — привёл пример Олег Романько.

И таких примеров было множество… Озверевшие солдаты вермахта не щадили никого на своём пути.

Из записки секретаря ОК ВКП/Б Булатова Наркому внутренних дел СССР Берия Л.П. от 25 марта 1944 года:

«В большинстве степных районов начиная с Керченского полуострова и включая Старокрымский, Кировский, Джанкойский, Биюк-Онларский, Красноперекопский, Сакский массовые облавы, забирают всё мужское население и свозят в Симферополь. Часть из них обрабатывают и насильственно зачисляют в «добровольческие» формирования, одевают в немецкую форму и отправляют на фронт — Керченский и Перекопский, а сопротивляющихся расстреливают или отправляют на Севастополь, Евпаторию и под видом эвакуации топят в море. Это известно всему населению Крыма».

За время оккупации в Крыму фашисты расстреляли, замучили и угнали в Германию около 220 тысяч местных жителей. По различным данным, на территории полуострова во время обороны и освобождения погибли около 1 миллиона человек.

Мемориальная плита на месте существования в Симферополе фильтрационного лагеря «Картофельный городок».

Мемориальная плита на месте существования в Симферополе фильтрационного лагеря «Картофельный городок».

7 июля 2022 года Верховный суд Республики Крым признал действия немецких войск в Крыму в годы оккупации геноцидом советского народа.

Багеровский ров. Аджимушкайские каменоломни. Сёла Лаки и Фриденталь. Группа «Сокол» и группа Василия Ревякина. Концлагерь «Красный» и фильтрационный лагерь «Картофельный городок». 35-я береговая батарея. И многое, многое другое…

Эти слова для каждого крымчанина — не пустой звук и не просто фамилия или точка на карте. Это священная память, которую мы поколениями обязаны хранить, пока живём и дышим.

Наталия Назарук

Фото: Станислав Жарков|Военный альбом(waralbum.ru), mil.ru, rusteatrkrym.ru, Елена Фокина|ForPost

1368
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (7 голосов)

Главное за день

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
0
125

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
496

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2714

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6681