Новости России

Отец и сын: как возникают династии на СВО

«Как сидеть, когда твоя страна, твой народ сражается?».

Династии военнослужащих в нашей истории и конкретно на СВО — дело нередкое. Одна из них, отец и сын, выполняет сейчас долг перед Отчизной в рядах добровольческой разведывательно-штурмовой бригады «Александр Невский» «Южной» группировки войск. 

«Марчел»

Сын Марк (позывной «Марчел») служит помощником замполита соединения и отвечает за информационную работу.

Нагрузки у «Марчела» хватает. Даже выделить полчаса на полноценный рассказ о своём пути на СВО ему проблематично, поэтому беседует он «без отрыва от производства»: делает материалы о недавнем визите в подразделение священников, об участии бойцов в мероприятиях к 80-летию Победы, которые проводились в ближайшем населённом пункте. Видно, насколько ответственный у него участок, даром что не в окопе и не в блиндаже.

Марк основательно погружён в жизнь бригады, хотя контракт заключил не так давно — в середине февраля. Хотел, на самом деле, раньше, но ещё учился в колледже.  По гражданской специальности он техник-мехатроник. Эта профессия частично связана с дронами, основной же профиль — настройка станков с ЧПУ, конвейерных лент и тому подобные производственно-технические моменты.

После колледжа парень пошёл получать высшее образование. Подумывал поступить на актёрское, но в итоге карты всё-таки легли в пользу продолжения технической стези. Правда, к работе с людьми и к сфере культуры приобщиться всё равно довелось — параллельно он работал администратором в центральном парке культуры и отдыха родного Волгограда, который как раз начал активно развиваться после чемпионата мира по футболу-2018 и из преимущественно прогулочного стал развлекательным.

В парке было около 30-40 механизированных и автоматических аттракционов, детские бассейны, горки. Постоянно проводились мероприятия, концерты, форумы, организацией которых занимался как раз «Марчел». За технику отвечали в основном ребята-операторы, управляющие аттракционами и наблюдающие, чтобы люди катались в комфорте и безопасности, не получали никаких травм, зато получали удовольствие. Но и на самом Марке была конечная ответственность за техническую составляющую. По утрам, перед началом работы парка, проводилась проверка, осуществлялись контрольные круги и пуски аттракционов. Если были какие-то неполадки, аттракцион не допускался его к открытию, и механики или электрики его чинили.

Хорошая работа, совмещающая образование и природные привязанности, мама, сестра, заканчивающая школу, любимая девушка рядом. Вроде всё хорошо, но всё равно оставалось ощущение какой-то жизненной недосказанности. Отец, уехавший в зону СВО ещё в 2023-м, звал к себе, эта перспектива очень привлекала, но и страшила — для семьи будет дополнительный стресс.

И всё-таки, после очередного визита отца в отпуск и долгого душевного разговора с ним, «Марчел» решился — взял академический отпуск в вузе, купил билет в Краснодар, где заключил контракт, получил все необходимые вещи и амуницию и отправился на полигон в Ростовской области.

На полигоне новобранцев учили азам боевого мастерства — как пользоваться оружием, как правильно стоять и держать автомат, чтобы сгруппироваться и чтобы уменьшить попадание осколков в тебя. Изучали штурмовые действия двойками и тройками, захват позиций, блиндажей, укрепрайонов. Разбирали и тактические вопросы, понимание карты. 

Обучали качественно, и Марк с удовольствием впитывал новые знания, хотя ещё толком не понимал, на какой должности окажется. Сам он надеялся попасть в операторы БпЛА и хотел сделать упор на обучение этому искусству, но там была большая очередь и приоритет отдавали тем, кто уже имеет практический опыт работы с гражданскими дронами.

«Марчел» всё ещё рассчитывал попасть в команду БпЛА непосредственно в бригаде. Кроме того, отец предлагал место у него в финансовом отделе, работать в Excel с отчётами, но душа к этому особо не лежала. Имелся вариант профильной работы по инженерно-технической части — паять, программировать. 

В итоге разговор о наилучшем применении только прибывшего бойца привёл к решению закрепить его за сотрудником военно-политического направления, занимавшимся освещением жизни и боевой работы бригады. Носит он обязывающий позывной «Михалков». Вот и стал «Марчел», можно сказать, «Михалковым-младшим». В обязанности ему вменили снимать и монтировать видеосюжеты, вести канал бригады.

Марк быстро проникся значимостью своего труда, хотя и раньше с уважением относился к труду военкоров, что с телеканалов, что пишущих в Интернете. Информационная составляющая современных боевых действий стоит по значимости многих дивизий. У противника, надо признаться, она развита, имеет высокий уровень. Плюс по ту сторону фронта поднаторели в создании вроде топорных, но громко и активно раздуваемых фейков вроде «резни в Буче». Противопоставить этому мы можем свою несомненную правду, но и её надо подать грамотно. Этим сейчас в рамках бригады и занимается «Марчел».

Из материалов, сделанных за несколько месяцев службы, Марк выделяет два. Первый — про бойца автороты с позывным «Гробовщик». Трёхчасовое интервью было сжато до ролика на несколько минут, и самому автору кажется, что он сумел максимально раскрыть внутренний мир и мотивацию человека в этом сжатом формате.

Второй — про молодого парня с позывным «Бус». «Зелёный» боец, даже не служивший срочную службу, оказался самым смелым и расторопным, когда «Баба-Яга» сбросила зажигательный снаряд на склад с провизией, боеприпасами и гуманитаркой, — сбегал к машине, взял огнетушитель и потушил возгорание. И здесь «Марчелу» удалось качественно осветить подвиг и его автора, хотя сам «Бус» смущённо отнекивался: «Да это любой бы сделал, я просто первым сориентировался».

Степень скромности и застенчивости у всех бойцов разная, но совсем замкнутых нет, и каждый в меру своего красноречия и жизненного опыта готов рассказать о службе и довоенной биографии. «Марчел» подтверждает — есть у ребят потребность оставить пусть крохотный, но след в истории, мелькнуть в сюжете или материале, который затем можно будет показать матерям, жёнам, детям и внукам.

Порой они и сами проявляют инициативу. В бригадном канале есть рубрика «Доброе утро, мы из России», где по утрам просто выкладывается подборка фотографий бойцов. Как-то «Марчел» выложил снимок одного из военнослужащих, и на следующий день к нему подошёл его товарищ из той же роты, спросив, можно ли и ему поучаствовать в этой рубрике.

Бойцы бригады — люди идейно мотивированные. И на полигоне «Марчел» встречал преимущественно таких же, некоторые вообще бросали вполне крепко стоящий на ногах бизнес, чтобы пойти защищать Родину. Марк и себя относит к когорте идейных добровольцев.

Сейчас у него наметилась ещё одна мотивация — на канал, который он ведёт, подписаны его мать, сестра и девушка, внимательно читающие все выходящие посты. Писать о сослуживцах, чтобы ими гордились их родные, и быть объектом гордости своей собственной семьи — разве не замечательно?

«Финик»

Старший представитель волгоградской военной династии, отец «Марчела», служит в бригаде «Александр Невский» помощником командира по финансово-экономической работе и начальником расчётного центра. Зовут его Матвей, позывной «Финик».

Будучи в учебном центре в Тамбове, Матвей сначала выбрал позывной «Лысый» — из-за собственной причёски и потому, что в Волгограде живёт в районе Лысой горы, места ожесточённых боёв периода Сталинградской. Однако такой позывной был уже занят, и люди, занимавшиеся заключением контракта, после взгляда на его диплом и анкету постановили: «Будешь Фиником!». Так с незапамятных времён в воинских частях называют начальников финансовых отделов.

Происходила вся эта история весной 2023 года. Матвей отнюдь не был новичком в Вооружённых силах — окончил в своё время Ярославский филиал Военного финансово-экономического университета, ранее Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии Хрулёва — кузницу военных финансистов страны. По профилю дослужился до майора, уволившись в 2010-м в ходе организационно-штатных мероприятий — части военной реформы.

Но и после этого «Финик» не слишком отдалился от армии. Круг общения, накопленный опыт и личностно-профессиональные привязанности привели его на новое место работы — подмосковное предприятие, занимающееся выпуском электронных систем управления для Министерства обороны. Там он и трудился до начала СВО.

«Финик» без лишнего пафоса говорит:

«Я глубоко патриотичный человек. Уже начало СВО толкнуло меня на мысли об уходе на передовую, а начало частичной мобилизации — усилило их вдвойне». 

Известие о мобилизации услышал по радио, когда ехал в машине. Немедленно припарковал «железного коня» на обочине и набрал друга, работающего в военкомате:

«Я есть в списках? Хочу пойти».

«С твоей военно-учётной специальности пока никуда идти не надо, сиди дома», — успокоил друг. Думал, что успокоил, а на деле внёс ещё большую душевную смуту. Как сидеть, когда твоя страна, твой народ сражается? Днём и ночью никуда не уходило желание быть причастным к общему делу.

Решение пойти в добровольческое соединение сначала созрело внутри, а затем стало предметом семейного обсуждения. Супруга, конечно, сначала разволновалась, но, успокоившись, сама нашла в Интернете подходящий вариант.

Матвей, как и многие новобранцы СВО, приехал в учебный центр с готовностью принять любую военную специальность. Предложили работать с АГС — согласился. Через несколько дней в палатке, где жил «Финик», образовалась компания из нескольких человек, объединённых примерно одинаковым возрастом, взглядами на жизнь, чувством юмора. Один из мужчин, миномётчик с позывным «Крым» (из Крыма, что неудивительно), предложил товарищам образовать миномётный расчёт. «Финик», питерец «Банзай» и тамбовчанин «Капеллан» согласились.

Подошли к ответственному за распределение должностей: «Можно на миномёте будем учиться стрелять?». «Да, пожалуйста, без проблем», — ответили им.

Отучившись, приехали к месту службу в составе уже сформированного миномётного расчёта, где «Финик» был наводчиком. С этим периодом связана забавная история. «Крым» решил узаконить отношения с гражданской женой, матерью двоих его детей. Командование пошло на встречу, отпустили его в ЗАГС, а товарищи приехали его поддержать с плакатом «Крым наш».

В составе расчёта Матвей несколько раз выезжал на боевые задания, доводилось участвовать и в доставке боеприпасов на передовую. Тяжело, страшно ли было?

«Ну тяжело, а что значит тяжело? Что тут тяжёлого? Такая же, как в одном фильме сказано, жизнь», — вспоминает он.

Рядом товарищи, ты чувствуешь их плечо, а они твои, вы идёте и выполняете задачи, которые вам поставили и для которых сами сюда приехали.

«Финик» был готов к тому, что в любой момент жизнь его может оборваться. Как практически любой боец на «передке», он мысленно представлял ситуацию окружения и спрашивал самого себя, сможет ли взорвать гранату, чтобы не попасть в плен и «захватить» с собой кого-то из противников. Реконструировал вырывание чеки, несколько секунд детонации запала, взрыв…

Сказал: «Да, готов» — и успокоился.

К другому роду занятий он не рвался, новое — оно же старое — поприще возникло само собой. Финансовая служба в бригаде находилась в процессе становления, и человек, занимавшийся ей, вышел на Матвея с вопросом: «Слушай, мне нужен такой человек с таким образованием, пойдёшь?».

«Надо — пойду», — пожал плечами «Финик». Так оно всё и вышло.

При этом его нынешнюю работу ни в коем случае нельзя считать менее важной, чем непосредственно боевая. «Финик» не раз сталкивался с подначками: «Если ты идейный человек, доброволец, зачем тебе деньги?». Некоторые ребята после этого стесняются говорить о своей идейности, мол, всё равно не поверят.

Сам Матвей придумал следующую формулу ответа на каверзные вопросы:

«Бойцу деньги не нужны, они нужны его семье».

Когда боец сидит в окопе или штурмует окоп врага под «птичками» и вражескими обстрелами, он должен быть уверен в своей зарплате, основную часть которой он обычно автоматически перечисляет семье, в социальных льготах, выплатах, гарантии. Всё это способствует выполнению задач и большему психологическому спокойствию, притом, что самому бойцу достаточно небольшой суммы на сигареты и самое необходимое в быту.

Специфика финансовой работы вблизи линии боевой соприкосновения сильно отличается от гражданской жизни. Отличается в сторону простоты.

Матвей приводит пример из недавнего прошлого. В разговоре с командиром он, по собственному признанию, решил «блеснуть профессионализмом» и предложил внедрить систему учёта 1С. Командир сказал, что идея интересная, но задал вопрос, и «Финик», подумав, согласился с его точкой зрения. Он спросил:

«Слушай, ну ты же учился в этом институте, как во время войны должно быть? Во время войны три книги, которые пишутся химическим карандашом. Штатное расписание, книга алфавитного учёта и книга ведомостей. Вся твоя бухгалтерия должна лежать у тебя на столе».

Обязательные качества военной финансовой системы — простота и устойчивость. Документооборот простейший и в объёме примерно 20% от гражданского. При этом есть вещи, без которых не обойтись. Например, приказ командира по личному составу. Он является фундаментом всех решений и действий в отношении того или иного бойца. С какого момента переназначить его на должность, с какого момента ему что-то положено, а что-то нет, что-то ему выдать, когда пошёл отсчёт контракта или выхода из отпуска. Единственным верифицированным источником информации здесь может быть лишь приказ.

«Финик» отмечает улучшение и упорядочивание ситуации со страховыми выплатами военнослужащим добровольческих соединений. Меняется законодательство, происходит наработка практики, её нормативного применения. Матвей на своём месте обеспечивает работу всех финансово-юридических механизмов.

Не так давно к нему обратился коллега из другого соединения, только начавший работать и столкнувшийся с какими-то трудностями. Кто-то сказал ему, что у «Финика» есть некая волшебная система или программа, позволяющая кардинально усовершенствовать документооборот и решение всех вопросов.

Матвей ответил:

«Лестно, что кто-то так думает, но придётся разочаровать. Учёт работает тогда, когда его ведут то, когда ты изо дня в день скрупулёзно и своевременно отражаешь случившиеся жизненные факты на бумаге соответствующим образом и по установленной форме. Тогда всё получится. А волшебной кнопки, типа той, что бандиты искали у Электроника, у меня нет, и ты тоже вряд ли её найдёшь».

Никаких чудес, только кропотливая качественная работа. Эта формула «Финика» применима на всех участках СВО и для всех её участников.

Станислав Смагин, офицер ВС РФ, корреспондент газеты «Военный вестник Юга России»

Фото автора

Главное за день

Частная компания «Севастопольэнерго» может стать частично государственной

Если это произойдет, веерные отключения на Фиоленте прекратятся.
15:10
17
1742

Почему Украина не сдаётся и мечтает о «мёртвой зоне»

Что мы должны знать о мнимых и реальных преимуществах своего противника.
14:06
4
2232

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
33
3185

В Севастополе анонсировали масштабную реконструкцию водоснабжения города

Пока понятно лишь, что проект должен избавить город от водного дефицита.
14:03
52
5290

Полное лунное затмение уже сегодня: где и когда увидеть «кровавую Луну»

Жителям одного региона России повезёт особенно.
11:18
1
4354

В Киеве горит здание правительства Украины

Мэр Киева вероятной причиной пожара назвал сбитый беспилотник.
09:40
4
1489

Туризм

Чем Крым и Дальний Восток могут быть интересны и полезны друг другу

Точки пересечения можно найти даже на расстоянии в 9 тысяч километров.
18:28
2
256

Убивший 202 человека террорист-подрывник запустил собственный бренд кофе

Умар Патек изготовил бомбы для самого кровавого теракта в истории Индонезии.
16:51
1
416

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
33
3185

В Севастополе снова пытаются пристроить лакшери-пляж

Власти Качинского муниципалитета в поисках оператора «Вязовой рощи».
17:01
5
10128