В Севастополе наступила новая реальность: мобильный интернет может исчезнуть внезапно и надолго, что лишает горожан привычных цифровых благ. Местные жители активно обсуждают последствия ограничений в социальных сетях и мессенджерах, делятся опытом и высказывают свои предложения.
Ранее глава Севастополя Михаил Развожаев разъяснял, что решение об отключениях принимается из соображений безопасности и связано с угрозами атак украинских беспилотников. Он дал жителям советы, как смягчить последствия отключений, однако у севастопольцев осталось ещё много вопросов, опасений и предложений, которые они высказывают в том числе в чате телеграм-канала губернатора. Так, людей волнуют вопросы оплаты товаров и услуг, снятия наличных денег, передвижения по городу.
Ранее ForPost уже писал о том, как во время интернет-шатдаунов в Севастополе работает такси. Отсутствие доступа к интернету затрудняет оформление заказов для клиентов и получение их водителями, приводит к уменьшению числа машин на городских улицах, однако таксисты и пассажиры приспосабливаются к новым реалиям.
Только наличка!
Одно из главных правил «выживания» в условиях цифровой нестабильности — иметь при себе бумажные деньги. Там, где ещё вчера активно использовались терминалы и QR-коды — в магазинах, кафе, на автозаправках, — всё чаще можно услышать фразу: «Оплата только наличными».
Тот факт, что люди возвращаются от банковских карт к наличным, подтверждает и Центробанк. Регулятор фиксирует повышенный спрос на бумажные деньги на фоне новостей о длительных отключениях мобильного интернета.
«А снять деньги в терминалах во время отсутствия интернета можно будет?» — задаёт вопрос севастополец в чате губернатора.
Один из самых популярных в Севастополе банков — ВТБ — заверяет: без наличных жители города не останутся.
«Более 98% банкоматов ВТБ в регионе подключены к проводным каналам связи. Перебои с мобильным интернетом не влияют на их работу. Клиенты могут снимать деньги в банкомате как с помощью карты, так и с помощью смартфона, на котором установлено платёжное приложение, — его необходимо приложить к NFC-считывателю на банкомате. Интернет для этого не нужен, важно лишь, чтобы в телефоне был рабочий NFC-чип», — ответили на вопросы ForPost в пресс-службе банка.
Учитывают в ВТБ и повышенный спрос на бумажные купюры.
«График загрузки банкоматов наличными пересматривается исходя из потребностей клиентов. ВТБ оптимизировал прогнозы с учётом сложившейся ситуации. Специалисты банка контролируют остатки денежных средств в банкоматах», — сообщает пресс-служба ВТБ.
Как покупать и продавать?
Переход на наличку спасает не всегда: в магазинах, где есть проблемы с интернетом, могут просто не загружаться кассовые аппараты. В большей степени от отключений страдает малый и средний бизнес. Жалуются и покупатели — в любимых магазинах у дома теперь не всегда удаётся сделать покупки.
О вариантах, которые могут минимизировать эти неприятные последствия как для бизнеса, так и для граждан, ForPost рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Севастополе.
«Те магазины, которые работают с автономными терминалами с использованием мобильного интернета, в период его ограничения действительно принимают только наличные или предлагают клиентам вернуться с деньгами. Некоторые из них начали вести долговые книги для постоянных клиентов. Эти предприниматели могут обратиться в техподдержку банка для переключения эквайринга на Wi-Fi — при наличии техвозможности», — делится советом бизнес-омбудсмен.
У покупателей же остаётся возможность купить товары, даже если нет ни наличных, ни карты, ни смартфона с платёжным приложением, напомнил Илья Пестерников.
«Можно воспользоваться сервисом „Оплата улыбкой”, который позволяет оплачивать покупки по биометрии — чертам лица», — отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Представители бизнеса, по словам Ильи Пестерникова, относятся к ограничениям интернета с пониманием, осознавая необходимость и важность таких мер для обеспечения безопасности во время угроз атак со стороны Украины.
«Предприниматели найдут выход из любой ситуации. Важно помнить, что безопасность и стабильность в регионе важнее краткосрочных неудобств», — подчёркивает Илья Пестерников.
К счастью, в торговых сетях таких проблем нет. Это ForPost подтвердила директор сети супермаркетов «Яблоко» Татьяна Пикалова.
«Всё стабильно. Терминалы, программа „Честный знак” для проверки кода маркировки товара — всё работает. У нас есть контрольный провайдер и альтернативный. Если один не работает — подключаем другого», — рассказала Татьяна Пикалова.
Проблемы автомобилистов
Горожане обращают внимание властей на трудности с оплатой парковки и зарядкой электромобилей.
«Добавьте платёжные терминалы у зарядных станций города или точку доступа Wi-Fi, невозможно зарядить в центре авто без интернета», — обращаются севастопольцы к губернатору через соцсети.
Также они просят разъяснить, как в новых условиях оплачивать парковку.
«Паркомат не работает, сообщения не отправляются на короткий номер, приложением не воспользоваться из-за отсутствия интернета», — указывает на сложности жительница города.
Выход из ситуации подсказали в пресс-службе правительства: в мобильном приложении и на портале RuParking есть возможность постоплаты.
«Оплату парковки можно произвести после её завершения, используя функцию постоплаты парковочной сессии, до 23 часов 59 минут текущих суток с момента въезда на парковочное место», — поясняют в пресс-службе.
Давайте сплотимся
Изменения в привычном укладе, безусловно, приводят к определённым неудобствам и, соответственно, вызывают недовольство людей, однако последствия перебоев в работе интернета не отняли у жителей Севастополя оптимизма.
В трудные времена важно сплотиться и приходить друг к другу на выручку, напоминают горожане. Звучат даже очень смелые идеи: например, делиться со всеми интернетом через свой Wi-Fi.
«Есть предложение: на период такой свистопляски всем, у кого дома есть роутер, особенно жильцам нижних этажей квартир МКД и владельцам частных домов, сделать свой вай-фай беспарольным. Да, пусть у вас упадёт скорость интернета, к вам будут подключаться смартфоны проходящих возле подъезда людей, но и вы сможете пользоваться интернетом, когда не дома. Даёшь флешмоб добра! Вспомните, как горожане сплотились в период блэкаута, пора повторить!» — пишет житель Севастополя в чате главы города.
Другие пользователи, правда, призывают власти озаботиться созданием новых точек доступа, чтобы облегчить жизнь горожанам.
«Надо быть готовым ко всему, мы живём в трудное время», — пишет житель Севастополя, напоминая, что раньше люди справлялись без современных технологий. «Победили без связи и интернета», — добавляет он, имея в виду победу в Великой Отечественной войне.
Кто-то даже пытается приструнить недовольных, считая, что пауза в цифровом мире — это всего лишь мелочи и отсутствие доступа в Сеть не ставит на паузу реальную жизнь.
«Просто технологии разбаловали людей. Все привыкли, что так, но никто не думает, что может что-то поменяться в жизни. А если людям поясняешь, мол, ну ничего, раньше же жили, они сразу в крайности кидаются, про каменный век пишут», — рассуждает один из севастопольских пользователей.
— Алло, меня слышно?
Сетевой блэкаут, возможно, пережить и не трудно, но вот что делать, если одновременно с отключением интернета не работает и обычная связь?
«Если уж отключаете мобильный интернет, тогда будьте любезны предоставить возможность звонить через мобильную связь. Живу на Остряках на первом этаже, в квартире не ловит ни МТС, ни „Миранда”, ни „Волна”. Единственный способ связаться с домом — только по сети Интернет. А если мобильного интернета нет, то, соответственно, и домой невозможно позвонить», — жалуются севастопольцы.
Ещё одной жительнице города не повезло угодить во время долгого шатдауна в инфекционную больницу. Большой проблемой для неё стало отсутствие возможности связаться с родными для передачи в палату необходимых вещей.
«Я лежу в инфекционке. Интернета нет весь день, пробился вот только сейчас. Надолго ли? SMS тоже едва уходят, дозвониться тоже часто сложно, а чтобы согласовать с роднёй передачку — нужно связаться. Вай-фай у них рабочий, пароль не знают и не говорят сотрудники», — рассказывала о трудностях женщина 12 августа в чате главы города.
Работающие в Севастополе и Крыму мобильные операторы «Волна» и «Миранда-медиа» сообщили о введении мер поддержки в связи с отключениями интернета. Инициатива направлена на сохранение доступности связи в то время, когда будет недоступен интернет.
Абоненты «Волны» смогут бесплатно отправлять SMS, а также получат дополнительные минуты для звонков на севастопольские, крымские и краснодарские номера. Домашний интернет останется доступным без каких-либо ограничений.
Компания «Миранда-медиа» увеличивает пакеты SMS в рамках существующих тарифов и предоставляет жителям Севастополя и Крыма скидку на абонентскую плату.
Пока мы не знаем, какое цифровое завтра нас ждёт, но можно с уверенностью сказать, что севастопольцы стараются не воспринимать ограничения как снижение качества жизни и откат назад, а адаптируются к новым условиям.
Алина Громова
Фото Татьяна Воробьёвой
Обсуждение (43)
...и ошибается. Интернета не было, это правда. Но победить без связи - невозможно. "Потеря связи - это потеря управления" - это есть в любом учебнике по тактике. Во время Великой Отечественной связисты погибали, держа руками соединённые концы оборванной полевой линии только для того, чтобы обеспечить связь....
Serggio,
Бывали такие условия, мороз больше 30, когда приходилось зубами зачищать кабель чтобы сделать скрутку, голые пальцы не гнулись чтобы взять штатный нож в иуки, а в это время крутили ручку вызова, да так что искры из глаз и удар получался по голове ни с чем не сравнимый.
"Как смягчить удар по привычной жизни."
Очень просто - пересчитать оплату, внесенную на месяц вперед, с учетом того, что услуга в полном объеме не оказана, в остаток зачесть в счет оплаты за следующий месяц.
Но об этом полная тишина.
еще одна мама …,
Очевидно, операторы ждут предоплату в полном объёме. Предложений о переносе неиспользованного трафика на следующий месяц тоже как-то не слышно...
Serggio,
Форс-мажорные обстоятельства. Поэтому никто никому не должен.
sergey-ka,
Ерунда. Операторы ничего не теряют, они своё получают в полном объёме, и для них никакого форс-мажора нет. Он есть только для потребителей, которые за услугу платят, но её не получают. Игра в одни ворота.
еще одна мама …,
Вопрос к админам: какое слово или фраза запрещены?
MaratKanzha,
Какие-то словосочетания "прошиты" в функционале машины, мы на это не влияем. Попробуйте перефразировать свой пост.
ЗлойМодер,
так то не мой текст. То цитата дословная - просто скопировал текст СМС, и вставил его, если убрать мой текст и оставить только СМС, то так само оно блокирует.
еще одна мама …,
Очевидно, что ни один поставщик каких либо услуг не будет сам инициировать какие то возвраты средств или очевидные/обязательные компенсации. Но каждый потребитель может в разных формах написать заявление о перерасчете и запросить или, пропорционально времени, когда услуга была недоступна, возврата средств, или зачисления средств в счет оплаты следующего периода (заявление - письмо по почте, обращение через форму обратной связи, письмо на эл почту, указанную на оф сайте с вложенным сканом/фото заявлении и тд). Поставщики услуг не будут отказываться от перерасчета, если писать в спокойном тоне, указывая периода, упоминая подходящие под конкретные ситуации разделы закона о защите прав потребителей. Дополнительно можно упомянуть, что вы не одиноки в желании получить оф ответ организации и перерасчет, и, при игнорировании вашего заявления и отсутствии решения вопроса, обратитесь в средства массовой информации за освещением данной проблемы, и тогда заявления будут уже массового характера, что потребует гораздо бОльших затрат компании на решение вопроса.
Виктрна,
Лишают интернета без писем клиенту и даже СМС. А человек должен за свои же переведённые деньги кого-то просить о чём-то. Так можно и клиентов потерять. "Честный знак" у них обеспечен трафиком. Это контроль! А люди побоку.
Меня интересует, как теперь узнавать об опасности бэков, когда закрывают рейд ?! Уже так было на прошлой неделе стоит толпа на жаре на Радиогорке, интернета нет, звоню домой , говорят " да в треугольнике отбой уже", думаю, ну должны сейчас пойти катера, 15 минут, 30 прошло, а там оказывается снова тревога ((((
Совершенно очевидно, что тотальная цифровизация всего и вся = это дорога в неизбежный социальный хаос в случае тотального же отключения этой самой цифровизации. Люди превращаются в "заложников" так называемых "продвинутых технологий".
Вопрос только в том - "во что" продвинутых?
Вероятно в перспективу возврата к "натуральному обмену": и товаров и услуг.
Аркаим,
В самой цифровизации нет ничего плохого. Просто нужно предусмотреть всё на случай её отключения или недоступности. А то представьте, если бы мы к этому моменту вообще от наличных денег отказались. Вообще бы весь город был парализован.
РобертБоберт,
Уважаемый РобертБоберт!
Да, Вы правы - ничего плохого в цифровизации нет. Но только в том случае - как Вы точно подметили - если одновременно ей существует работоспособная альтернатива и соблюдена мера использования и приминения.
РобертБоберт,
Предусмотреть все говорите? Ну попробуйте. Пока это ни у кого не получалось.
Аркаим,
Тотальной цифровизации не будет. Ну в обозримом будущем не будет. Взятки дают наличкой. Борзыми щенками или биткоинами редкость.
Простенький вопрос на 5 рублей: проезд в троллейбусе стоит 35 рублей за наличку, и 30 по карте. Я согласен платить картой, но её не принимают, и предлагают заплатить 35 руб. Мои действия?
MaratKanzha,
Выйти из троллейбуса. Если ехать не через весь город, то пешая прогулка полезна для здоровья.
sergey-ka,
Если недалеко ехать, то можно вообще пешком дойти. Я вот с друзьями 3-4 остановки почти всегда иду пешком, ибо ехать на автобусе такое расстояние в нашем возрасте просто несерьёзно.
sergey-ka,
Зачет.
РобертБоберт,
Тоже верно. Только вот возраст у людей разный бывает, здоровье тоже. Когда-то для меня например не было совершенно никаких проблем дойти из центра города в Стрелецкую, а сейчас даже одну остановку пройти тяжеловато. А до пенсии ещё как медному котелку.
sergey-ka,
А через бухту? Вокруг или на плоту самодельном? Смешно.
"....Просто технологии разбаловали людей. Все привыкли, что так, но никто не думает, что может что-то поменяться в жизни. А если людям поясняешь, мол, ну ничего, раньше же жили, они сразу в крайности кидаются, про каменный век пишут», — рассуждает один из севастопольских пользователей...".
Раньше и без электричества жили, и на лошадях ездили, и смертность была в разы выше и т.д. Поэтому кивать на "раньше" - глупость. С каждым десятилетием людям должно житься комфортнее. Называется " прогресс" .
Что касается конкретной ситуации, то все все прекрасно понимают, но терпеть должно опять одно население. Снизить тарифы на звонки операторы не хотят? А почему?
еще одна мама …,
Ну, скажем так, смертность раньше была в разы выше не из-за отсутствия мобильного интернета. Другое дело, к любым проблемам нужно быть готовым. Это как держание дома свечей на случай отключения света или каких-нибудь электрочайников и грилей на случай отключения газа.
РобертБоберт,
Нужно переслать срочно скан документов. И чего? Свечками запастись? Вы знаете замену интернету? Лекарство требующее холодильника чем охладите? Обмотаете пузырёк мокрой тряпкой и вентилятором обдуете? Так напряжения нет в проводах. Генератор? Ну да. На бабушкины 15 000 пенсии? Глупости зачем писать?
Как поднимаются мобильные операторы? Трафик мобильной связи увеличивается.
sergey-ka,
Лично требу снижение цен на мобильный интернет у провайдеров. Буду ограничивать проплаченный объем интернет трафик до минимума .
Шляпа!
Такая благотворительность может очень болезненно отразиться на владельце роутера, раздающего wi-fi.
Кто-то кому-то что-то отправил, а к вам вечерком приезжают правоохранительные органы и начинают задавать неприятные вопросы по поводу публикации какой-то информации. Дальше можете додумать сами, что будет потом.
avaron,
Согласна. Дурней себя среди нас искать не стоит.
А как же наше "ЦИФРОВОЕ ФСЁ"?
Не только деньги проблема, но и про маркировку "Честный знак" не забывайте. И наличка будет рассчитаться, только продать не смогут.
aleksey2005st,
Тех, кто придумал этот "Честный знак" нужно сгноить в лагерях, приклеив намертво на лбы QR-коды. Это сколько же гемора, как продавцам. так и покупателям! Уму не постижимо, даже на обычной воде коды, ладно бы на дорогой алкашке там всякой. Но что самое возмутительное, качество многих продуктов как было г-о, так и осталось.
Мобильный интернет зло, развращающее людей, его надо полностью запретить. Для кассовых аппаратов сделайте узкий канал с сильно ограниченной скоростью. Там надо-то пару килобайт передать.
litkon,
Вам не нравится? Так не пользуйтесь, пожалуйста. Разве Вас кто-то заставляет?
Я им не пользуюсь, но детям оплачиваю. Чтобы со мной на связи всегда были они. Мне хватает проаодного дома и на работе.
Вот на что лично мне действительно наплевать - так это на мобильный интернет, отсутствие которого увидела на улице всего-то раза 3... Кстати, в одно и то же время в одном магазине все было за наличку, а в другом совершенно ничего не изменилось. Думаю, у кого расчеты на мобильном интернете, сделают выводы. Другое дело бесит отключение разговоров в WhatsApp и Telegram. Вот как теперь разговаривать с родственниками в Эстонии??? А с сыном, который по 6 месяцев в море??? Тем более обидно все это на фоне тотального вранья должностных лиц всех уровней. Тут вам и безопасность приплели, и сговор мобильных операторов, и действия мошенников. А мошенники уже и пресловутый МАХ освоили. Что им помешает???
ielel,
Ну текстовое общение никто в Telegram не отключал. Так что сама по себе возможность общения не делась никуда. Если же хочется именно голосового общения, выберите любой удобный альтернативный вариант и сообщите родственникам, чтобы и у себя такой установили. И общайтесь дальше на здоровье.
ОлегПеретятко,
Текстовое сообщение... А кто плохо видит, а после операции... Куча вариантов. Не так всё просто стало. Удобства нынче в зоне риска оказались.
В общем, перехвалил я Миранду.
Ну т.е. в целом - наверное x5 СМС в месяц они дают. Но узнать, что дают - это звонить в техподдержку, и спрашивать остаток. Через ожидание в 5-10 минут. А когда нет интернета - СМС иной раз будет единственный способ связи, ибо Телеграмм... ну все думаю тоже уже знают...
По *101# ответ - только стандартный пакет. Т.е. вот эта скидка (или бонус, как там правильно?) там не учитывается.
А я иной раз за вечер могу на этих сообщениях в Телеграмм просадить четверть тарифа из 500 сообщений. Ну теперь 2500, ладно, плюс у меня еще и за год их накопилось в 3000, ибо не пользовался - Телеграмм то на что! Теперь это все, с учетом накопленного я реально могу просадить за 3-5 месяцев.
И еще - узнал я это на третий раз. Ибо первый звонок был - наберите *106#
Второй - *203#
Ответ один - "у вас нет платных сервисов".
И только на третий раз узнал - что вот оно так, как в начале сообщения своего я написал.
Т.е. Миранда таки что-то там сделала... наверное... Но как узнавать, что сделала - это непонятно.
А не знаешь остатка - скажут, что и остатка то нет, вы будите считать в телефоне эти 500 СМС, поштучно? Нет конечно!
Плюс общая несогласованность операторов - раз попросили данные паспорта. Дал, чего там, они у них все одно записаны. Но два раза не попросили. А операторы разные были!
Т.е. если они работают по инструкции - эту инструкцию в ?опу сунуть, ибо слишком вольное у нее трактование.
А если сами нарушают - то кто нарушил, кто запросил, или кто не запросил - тоже интересный вопрос!
И еще вопрос: ладно, мне добавили СМС. В пять раз увеличили.
Но кому я пишу те СМС - увеличили ли? А у меня сестра в Тюменской области. Там нет Миранды.
Т.е. ей теперь доплачивать? Ладно, не мне. Спасибо. Да, она не на 30 тыс. живет, а много больше.
Но она там каким боком, если в принципе - за это платить должна?
Меня мобильный интернет устраивает. И Телеграмм - тоже!
Обленились гады.
ГеннадийЯкшин,
Пей айран биг якши.
Сплотится,убрать пороли и раздавать с нижних этажей свой вайфайн,почему бы и нет как бы помогите себе сами.Но вот в виде наверно какого то бреда...,,Это город Самара.Правительство региона принимает необходимые меры, минимизирующие вынужденный дискомфорт жителей. В частности, в Самаре компании-провайдеры уже развернули публичные сети WiFi, обеспечивающие бесплатный интернет.
И еще.Думаю все уже давно подписаны на канал тревог.Ребятам большое спасибо за их работу.Но при отсутствии инета,нет и оповещения.Я не знаю технически выполнимо это или нет,но не может ли мчс попутно с смсками порывов ветра и пажароопасности,рассылать смски тревоги.Инет для этого вроде не нужен.Или это тоже что то из бреда?
Интернет это Зло...Если он без контроля..