Бетонный постамент на Ангарском перевале больше не пустует. Здесь, на высшей точке самой протяжённой в мире троллейбусной линии работники «Крымтроллейбуса» вернули на место легендарную «Шкоду 9Тр». Как это было, наблюдал корреспондент ForPost.
Манёвры на перевале
Около девяти утра на Ангарском перевале в Крыму оживлённо. То и дело раздаются свистки инспектора ГАИ, который тормозит нарушителей ПДД. Из припаркованных на автостоянке машин и рейсового транспорта выходят всё новые туристы, спеша насладиться красотой уже одетого в багрянец осеннего леса.
Наконец, из-за поворота показывается оранжевый тягач, медленно везущий из Симферополя пузатую «Шкоду 9Тр». Салон троллейбуса пустует: машина идёт не по маршруту, а на почётное памятное место.
Специалисты «Крымтроллейбуса», выгрузившись на перевале и не теряя времени, приступают к основной и самой сложной части работы — водружению легенды автопрома на постамент. Манёврам мешает груда мешков с песком, которую ещё не успели убрать после антидиверсионных учений народных ополченцев Крыма. Поэтому водитель тягача вынужден дать задний ход и буквально вслепую затащить «Шкоду» вверх по узкой дороге.
В десятке метров от бетонного пьедестала тягач тормозит. Тем временем за руль троллейбуса садится Валерий Голенко, водитель с 35-летним стажем. Как только он и тягач трогаются, воздух заполняют пронзительные свисты и окрики команд.
«Левее! Стой! Теперь назад! Давай чуть-чуть, вот столько, вперёд!», — руководит процессом начальник филиала «Симферопольское троллейбусное ремонтное управление» Константин Горишный.
Особенно стараются выровнять «Шкоду» ювелирно до сантиметра тогда, когда машина уже заезжает на постамент.
Работники «Крымтроллейбуса» несколько раз обходят памятник, придирчиво осматривая, насколько ровно выставлены колёса. Нет, пока неидеально, Константина Горишного такое положение не устраивает: металлические треугольники противооткатных «башмаков» убираются, и Валерий Голенко в последний раз садится за баранку «Шкоды».
Последние штрихи
Наконец, дело сделано: специалисты устанавливают под днище троллейбуса противоупорные опоры.
«Благодаря этим опорам машина будет как бы приподнята над постаментом, а также не будет на шины нагрузки, а то продавятся, и памятник будет некрасиво выглядеть», — объясняет ForPost водитель.
Покинув кабину и со стороны наблюдая за работой коллег, Валерий Голенко вспоминает, как придя в «Крымтроллейбус» в 1989 году, поначалу работал именно на такой «Шкоде 9Тр», на маршруте №10 в Симферополе.
«Для того времени это были хорошие надёжные машины. Их было легко ремонтировать: многое было взаимозаменяемо, можно было, к примеру, переставить местами заднее и переднее лобовые стёкла. В своё время чехи (троллейбусы «Шкода» выпускали в Чехословакии — Прим.) приезжали и дорабатывали машины под нашу горную трассу, чтоб агрегаты выдерживали затяжные подъёмы и спуски», — подчеркнул собеседник.
Пока рабочие наводят последний марафет, подкрашивая кузов и «башмаки» под колёсами, выпадает редкая возможность заглянуть в салон. Внутри памятника сидений уже нет, и только надписи «Проезд по городу 10 руб.» и «Троллейбус работает без кондуктора» напоминают о былых трудовых подвигах «рогатого».
В преддверии юбилея
Троллейбус на Ангарском перевале предприятие обновило в третий раз с 2012 года, когда «Шкода» была здесь установлена.
«6 ноября мы будем отмечать 65 лет запуска горной троллейбусной трассы Симферополь — Алушта, к чему и приурочили нынешнюю реставрацию памятника, — объясняет в беседе с ForPost Константин Горишный. — Мы провели работы по восстановлению лакокрасочного покрытия, также добавили схему маршрута со всеми населёнными пунктами по пути и изображение визитной карточки Крыма — Ласточкина гнезда».
Напомним, «Шкоду» увезли с постамента 2 октября. Когда троллейбус был доставлен в цех, то, по оценке Константина Горишного, рабочие увидели, что «памятник почти не износился»: кое-где выгорела краска да сдулись колёса. Ремонт занял около трёх недель.
Как писал ForPost, чешские «рогатые» трудились на дорогах Крыма более полувека. Пассажиры ценили их за удобство, а водители — за надёжность в эксплуатации. Сейчас ещё одна «Шкода» находится на реставрации в экспозиционно-выставочном комплексе Санкт-Петербургского ГУП «Горэлектротранс»: петербургские инженеры были поражены сохранностью крымского автопарка.
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (2)
Красавец -но надписи на боках лишнии
Удобными для пассажиров «батоны» никогда не были. Просто шкоды - единственные троллейбусы, которые вытягивали горные дороги. Отечественным ЗИУ они были не по зубам