Крым

Как и зачем в Петербурге восстанавливают советский троллейбус из Крыма

Работа ведётся уже несколько лет.

Крымская «Шкода-9Тр» последний рейс совершила до Санкт-Петербурга.
Фото:
предоставлено Алексеем Гонтаревым
Крымская «Шкода-9Тр» последний рейс совершила до Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге полным ходом идёт реставрация троллейбуса модели «Шкода-9Тр», который пострадал при сходе селя в крымской Ялте в 2021 году. Почему была выбрана именно эта машина под номером 5603, как движутся работы сейчас и что планируется в будущем, узнавал ForPost.   

Заповедник техники

С 1999 года экспозиционно-выставочный комплекс Санкт-Петербургского ГУП «Горэлектротранс» занимается восстановлением исторически ценных троллейбусов. Об этом рассказал ForPost реставратор и координатор работ Алексей Гонтарев. По его словам, за прошедшие четверть века в коллекции музея предприятия были собраны самые разные модели троллейбусов, которые за эти годы эксплуатировались в городе.

«Конечно, на предприятии ничего не сохраняли, потому что старая техника — это старая техника, она отслужила свой срок. Когда пришло понимание, что со временем троллейбусы становятся памятниками истории, то в конце 1990-х годов подняли вопрос о том, что имеет смысл оставить несколько интересных исторических единиц, которые работали у нас в городе. Таким образом, несколько «сараев», которые увозили на дачи, были нами спасены», — поделился подробностями мастер.

Так начался долгий и творческий процесс реанимации старых машин. Со временем эта работа собрала крепкую команду профессионалов и энтузиастов — любителей общественного транспорта.

После того, как количество экспонатов перевалило за полтора десятка, реставраторы решили расширить географию коллекции, подбирая различные модификации и опытные разработки «рогатых», сохранившиеся в транспортных парках других городов России.

Так, в 2016 году Алексей Гонтарев узнал от знакомого о настоящем «заповеднике техники», которая сохранилась в Крыму.

«В Крыму ещё эксплуатируются троллейбусы «Шкода-9». Многим машинам по 30-40 и даже больше лет. Это, конечно, интересное явление, — отметил собеседник. — Поначалу идею взять на восстановление крымскую «Шкоду» воспринял в штыки: такие модели никогда не ездили по улицам Петербурга. Но потом я подумал, что это наша общая транспортная история. К примеру, помню этот троллейбус в Прибалтике и где-то на Украине».

В троллейбусном парке на ЮБК.

Легендарная машина

Не откладывая дело в долгий ящик, петербургские мастера отправились в Крым в командировку. К этому времени в Симферополе чешские «Шкоды» больше не эксплуатировались, а в Алуште и Ялте ещё исправно служили.

«Когда я их увидел, для меня это было удивительно: мало того, что эти троллейбусы ездят по улицам, так можно купить билет и на них проехать просто так по городу, как обычный пассажир. Конечно, тогда новые машины стали поступать в эксплуатацию, но этот аттракцион, кусочек истории меня так сильно впечатлил, что я однозначно для себя решил: такой троллейбус нам нужен в Петербурге», — рассказал Алексей Гонтарев.

Конечно, как вспоминает собеседник, ему хотелось получить в коллекцию музея все модели: двух- и трёхдверный, учебный и грузовой полуоткрытый. Однако пришлось ограничиться одним экземпляром.

Сразу перевезти крымскую машину на берега Невы не удалось. Как пояснил Алексей Гонтарев, бюрократическая передача с баланса одного государственного предприятия на баланс другого растянулась на несколько лет. За эти годы в Крыму полностью обновился троллейбусный парк: с пассажирских линий сняли все троллейбусы модели «Шкода-9Тр», за исключением нескольких учебных и «техничек», контролирующих техническое состояние подвижного состава.

«Мы приехали в Ялту. Начальник цеха ремонта показал варианты и посоветовал машину 1977 года выпуска под номером 5603. По его словам, этот троллейбус самым последним ушёл с линии, а недавно перед этим ему провели текущий ремонт, плюс внутри сохранился наиболее полный комплект «начинки». Кроме этого, на нём всегда работал один закреплённый водитель, который следил за его состоянием и бережно эксплуатировал», — поделился подробностями собеседник ForPost.

Петербуржцы составили акт осмотра состояния, выбрав предложенный экземпляр.

Такую надпись будут восстанавливать на боку троллейбуса в Петербурге.

Более того, уже вернувшись домой, Алексей Гонтарев обнаружил, что машина 5603 знаменита в узких кругах любителей общественного транспорта.

По его информации, именно на этом троллейбусе долгие годы работал ялтинский поэт и бард Александр Нижаловский. Благодаря ему машина несколько лет ходила в яркой жёлто-красной окраске и с надписью «Ялта» шрифтом, стилизованным под 1960-е годы, — таким образом в советские годы декорировали многие троллейбусы, работавшие на междугородней горной линии.

Вещий сон

Казалось, всё уже готово к передаче раритетной машины в Северную столицу. Но трудности ещё не закончились: 18 июня 2021 года в результате аномально сильных дождей на Ялту сошёл сель, завалив камнями и грязью несколько десятков списанных троллейбусов, находившихся в отстойнике в микрорайоне Васильевка.

«За два дня до этого мне приснился сон: нам, наконец, обещают передать этот троллейбус, но вместе с огромным количеством воды, морской и пресной. Я тогда не мог понять, что за ерунда, а когда случился потоп, всё прояснилось — выбранный нами троллейбус и многие другие затопило, — поделился Алексей Гонтарев. — Засыпало значит засыпало, мы и не в таком состоянии машины реанимировали с того света, поэтому руки не опустились».

Прочитав новости, петербуржцы вылетели в Крым. На месте оказалось, что ситуация не настолько безнадёжная. Машина 5603 во время схода грязевого потока находилась между другими «собратьями» по несчастью, поэтому основной удар стихии её не коснулся. Тем не менее механическая расчистка салона от наносов заняла не один месяц.

Алексей Гонтарев рядом с заваленной селем машиной 5603 в Ялте.

В итоге лишь в конце января 2022 года троллейбус погрузили на автомобильный трал, и он навсегда покинул родной парк. Так свой последний рейс уникальная техника совершила до Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

«Интересно, что пробег у машины 2,3 миллиона километров. Что это за число? Для троллейбуса это запредельный пробег! Я посчитал, что этот 5603-й из Крыма до Питера и обратно за свою жизнь проехал 650 раз, судя по такому пробегу», — удивляется специалист.

Продлевая жизнь

Поставив машину на баланс предприятия, мастера «Горэлектротранса» сразу определили её в ремонтный цех.

«Наша цель — привести объект к состоянию 2005 года, когда троллейбус ездил после капитального ремонта по побережью и знаменитой междугородней трассе, — пояснил план работы Алексей Гонтарёв. — Сейчас машина сделана практически полностью по каркасу. Начинаем уже [ремонтировать] обшивку. Также электрики смотрят, что можно приспособить, что — заменить, а что будет ещё работать дальше. Снаружи и внутри троллейбус будет выглядеть как раньше».

Крымская машина 5603 во дворе ремонтного цеха на Васильевском острове.

До окончания работ собеседник не спешит давать никаких прогнозов, но уверен, что в итоге крымский троллейбус останется на ходу: катать туристов по городу не будет, но сможет участвовать в ретропробегах один-два раза в год.

«При всём желании мы не можем восстановить транспортное средство как с завода, но стараемся максимально продлить его жизнь, — заверил Алексей Гонтарёв. — В итоге у нас получается в одном месте собрать троллейбусы, которые не пересекались ни по времени, ни по географии. Когда видишь коллекцию, то понимаешь, что всё не зря».

Петербургские мастера приступили к обшивке корпуса крымской машины.

Таким образом, у посетителей экспозиционно-выставочного комплекса ГЭТ есть возможность познакомиться не только с транспортом, который эксплуатировался в Петербурге, но и с самыми легендарными представителями со всей страны. Благодаря проделанной работе, по словам собеседника, у туристов складывается понимание о том, как рождалась инженерная мысль, какая эстетика раньше была в моде и к чему мы пришли теперь.

Самый массовый «рогатый»

Чешский автомобильный завод «Шкода» в своё время наладил один из самых массовых выпусков троллейбусов в Восточной Европе во второй половине XX века. Об этом рассказал ForPost член Автомобильного исторического общества «Горький Классик» Алан Захаров.

«Всего было выпущено более пяти тысяч троллейбусов, из которых более трёх тысяч были поставлены в СССР. География была весьма обширна: Таллин, Рига, Вильнюс, Полтава, Ровно, Баку, Ереван, Тбилиси и другие города. Больше всего троллейбусов Škoda 9Tr использовалось в Киеве — 1220 единиц», — добавил собеседник.

В Крыму, по его данным, «Шкоды-9Тр» сразу полюбили как пассажиры, так и водители. Надёжные в эксплуатации машины обладали высокой ремонтопригодностью. Они стали основой для комфортных поездок не только по городам полуострова, но и на самом длинном в мире междугородном троллейбусном маршруте Ялта — Симферополь (84 км; от Симферопольского аэропорта — 96 км) на протяжении более полувека.

«Что и говорить: по сей день в Крыму трудятся ещё пять «Шкод» в качестве... техпомощи! «Девятка» («Шкода-9Тр» — Прим.) приходит на помощь своим сломавшимся современным собратьям в любую погоду и любое время дня и ночи, — напомнил Алан Захаров. — К сожалению, ни один город в мире больше не использует 9Тр по прямому назначению. В 2020 году, спустя 60 лет после начала производства модели, были сняты с рейса последние работавшие машины в Ровно. Симферополь отказался от их эксплуатации двумя годами ранее».

Старинные «Шкоды» до сих пор трудятся в Крыму машинами техпомощи.

Между тем в Крыму вторую жизнь получил старенький школьный автобус «Эталон». Работники и ученики одной из сельских школ республики переоборудовали машину под передвижной музей и теперь колесят по окрестностям, рассказывая о прошлых и нынешних военных героях.

Пелагея Попова

Фото: предоставлены Алексеем Гонтаревым и Аланом Захаровым

2706
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (2 голосов)

Обсуждение (7)

Profile picture for user Справедливый_кот
3629
Справедливый_кот

Для фанатов  Шкоды-9Тр» в Бахчисарае склад  старых(корпуса)  троллейбусы Шкоды

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6284
d dd

В Севастополе такие тоже вроде ходили

Profile picture for user ulogin_google_111866359004929335590
1335
Marat Kanzha

d dd,

не вроде, а ходили. Но было их мало, и потому обслуживать неудобно, потому все собрали со всего Крыма, и кинули в Симферополь.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6284
d dd

Marat Kanzha,

да так образ речи,

может даже на маршруте №8

Profile picture for user Palm3R
43
Palm3R

Marat Kanzha,

75 штук - это немало. В разное время успели поработать на всех маршрутах города. В Симферополь их не отдавали, не знаю откуда такая байка пошла, весь срок они здесь отработали, максимум - передали на запчасти одну-две из последних списанных.

Profile picture for user КРЫМЧАК
15948
КРЫМЧАК

 

Ныне обсуждаемое место в Севастополе, - ЦКБ «Черноморец», 70-е г., 2-х стороннее движение по центральному городскому кольцу, остановка пл. Революции, (ныне, пл. Лазарева). 

Отличные были троллейбусы, отличные было времена!!

Profile picture for user ulogin_google_108100121698550643893
296
Boris

Были и в Севастополе такие модели. Да на Васильевском острове есть цех и заводик по ремонту троллейбусов.Но  контроля нет и наверное не скоро отремонтируют троллейбус.

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
457

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
0
2279

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6540

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4309