В Санкт-Петербурге полным ходом идёт реставрация троллейбуса модели «Шкода-9Тр», который пострадал при сходе селя в крымской Ялте в 2021 году. Почему была выбрана именно эта машина под номером 5603, как движутся работы сейчас и что планируется в будущем, узнавал ForPost.
Заповедник техники
С 1999 года экспозиционно-выставочный комплекс Санкт-Петербургского ГУП «Горэлектротранс» занимается восстановлением исторически ценных троллейбусов. Об этом рассказал ForPost реставратор и координатор работ Алексей Гонтарев. По его словам, за прошедшие четверть века в коллекции музея предприятия были собраны самые разные модели троллейбусов, которые за эти годы эксплуатировались в городе.
«Конечно, на предприятии ничего не сохраняли, потому что старая техника — это старая техника, она отслужила свой срок. Когда пришло понимание, что со временем троллейбусы становятся памятниками истории, то в конце 1990-х годов подняли вопрос о том, что имеет смысл оставить несколько интересных исторических единиц, которые работали у нас в городе. Таким образом, несколько «сараев», которые увозили на дачи, были нами спасены», — поделился подробностями мастер.
Так начался долгий и творческий процесс реанимации старых машин. Со временем эта работа собрала крепкую команду профессионалов и энтузиастов — любителей общественного транспорта.
После того, как количество экспонатов перевалило за полтора десятка, реставраторы решили расширить географию коллекции, подбирая различные модификации и опытные разработки «рогатых», сохранившиеся в транспортных парках других городов России.
Так, в 2016 году Алексей Гонтарев узнал от знакомого о настоящем «заповеднике техники», которая сохранилась в Крыму.
«В Крыму ещё эксплуатируются троллейбусы «Шкода-9». Многим машинам по 30-40 и даже больше лет. Это, конечно, интересное явление, — отметил собеседник. — Поначалу идею взять на восстановление крымскую «Шкоду» воспринял в штыки: такие модели никогда не ездили по улицам Петербурга. Но потом я подумал, что это наша общая транспортная история. К примеру, помню этот троллейбус в Прибалтике и где-то на Украине».
Легендарная машина
Не откладывая дело в долгий ящик, петербургские мастера отправились в Крым в командировку. К этому времени в Симферополе чешские «Шкоды» больше не эксплуатировались, а в Алуште и Ялте ещё исправно служили.
«Когда я их увидел, для меня это было удивительно: мало того, что эти троллейбусы ездят по улицам, так можно купить билет и на них проехать просто так по городу, как обычный пассажир. Конечно, тогда новые машины стали поступать в эксплуатацию, но этот аттракцион, кусочек истории меня так сильно впечатлил, что я однозначно для себя решил: такой троллейбус нам нужен в Петербурге», — рассказал Алексей Гонтарев.
Конечно, как вспоминает собеседник, ему хотелось получить в коллекцию музея все модели: двух- и трёхдверный, учебный и грузовой полуоткрытый. Однако пришлось ограничиться одним экземпляром.
Сразу перевезти крымскую машину на берега Невы не удалось. Как пояснил Алексей Гонтарев, бюрократическая передача с баланса одного государственного предприятия на баланс другого растянулась на несколько лет. За эти годы в Крыму полностью обновился троллейбусный парк: с пассажирских линий сняли все троллейбусы модели «Шкода-9Тр», за исключением нескольких учебных и «техничек», контролирующих техническое состояние подвижного состава.
«Мы приехали в Ялту. Начальник цеха ремонта показал варианты и посоветовал машину 1977 года выпуска под номером 5603. По его словам, этот троллейбус самым последним ушёл с линии, а недавно перед этим ему провели текущий ремонт, плюс внутри сохранился наиболее полный комплект «начинки». Кроме этого, на нём всегда работал один закреплённый водитель, который следил за его состоянием и бережно эксплуатировал», — поделился подробностями собеседник ForPost.
Петербуржцы составили акт осмотра состояния, выбрав предложенный экземпляр.
Более того, уже вернувшись домой, Алексей Гонтарев обнаружил, что машина 5603 знаменита в узких кругах любителей общественного транспорта.
По его информации, именно на этом троллейбусе долгие годы работал ялтинский поэт и бард Александр Нижаловский. Благодаря ему машина несколько лет ходила в яркой жёлто-красной окраске и с надписью «Ялта» шрифтом, стилизованным под 1960-е годы, — таким образом в советские годы декорировали многие троллейбусы, работавшие на междугородней горной линии.
Вещий сон
Казалось, всё уже готово к передаче раритетной машины в Северную столицу. Но трудности ещё не закончились: 18 июня 2021 года в результате аномально сильных дождей на Ялту сошёл сель, завалив камнями и грязью несколько десятков списанных троллейбусов, находившихся в отстойнике в микрорайоне Васильевка.
«За два дня до этого мне приснился сон: нам, наконец, обещают передать этот троллейбус, но вместе с огромным количеством воды, морской и пресной. Я тогда не мог понять, что за ерунда, а когда случился потоп, всё прояснилось — выбранный нами троллейбус и многие другие затопило, — поделился Алексей Гонтарев. — Засыпало значит засыпало, мы и не в таком состоянии машины реанимировали с того света, поэтому руки не опустились».
Прочитав новости, петербуржцы вылетели в Крым. На месте оказалось, что ситуация не настолько безнадёжная. Машина 5603 во время схода грязевого потока находилась между другими «собратьями» по несчастью, поэтому основной удар стихии её не коснулся. Тем не менее механическая расчистка салона от наносов заняла не один месяц.
В итоге лишь в конце января 2022 года троллейбус погрузили на автомобильный трал, и он навсегда покинул родной парк. Так свой последний рейс уникальная техника совершила до Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
«Интересно, что пробег у машины 2,3 миллиона километров. Что это за число? Для троллейбуса это запредельный пробег! Я посчитал, что этот 5603-й из Крыма до Питера и обратно за свою жизнь проехал 650 раз, судя по такому пробегу», — удивляется специалист.
Продлевая жизнь
Поставив машину на баланс предприятия, мастера «Горэлектротранса» сразу определили её в ремонтный цех.
«Наша цель — привести объект к состоянию 2005 года, когда троллейбус ездил после капитального ремонта по побережью и знаменитой междугородней трассе, — пояснил план работы Алексей Гонтарёв. — Сейчас машина сделана практически полностью по каркасу. Начинаем уже [ремонтировать] обшивку. Также электрики смотрят, что можно приспособить, что — заменить, а что будет ещё работать дальше. Снаружи и внутри троллейбус будет выглядеть как раньше».
До окончания работ собеседник не спешит давать никаких прогнозов, но уверен, что в итоге крымский троллейбус останется на ходу: катать туристов по городу не будет, но сможет участвовать в ретропробегах один-два раза в год.
«При всём желании мы не можем восстановить транспортное средство как с завода, но стараемся максимально продлить его жизнь, — заверил Алексей Гонтарёв. — В итоге у нас получается в одном месте собрать троллейбусы, которые не пересекались ни по времени, ни по географии. Когда видишь коллекцию, то понимаешь, что всё не зря».
Таким образом, у посетителей экспозиционно-выставочного комплекса ГЭТ есть возможность познакомиться не только с транспортом, который эксплуатировался в Петербурге, но и с самыми легендарными представителями со всей страны. Благодаря проделанной работе, по словам собеседника, у туристов складывается понимание о том, как рождалась инженерная мысль, какая эстетика раньше была в моде и к чему мы пришли теперь.
Самый массовый «рогатый»
Чешский автомобильный завод «Шкода» в своё время наладил один из самых массовых выпусков троллейбусов в Восточной Европе во второй половине XX века. Об этом рассказал ForPost член Автомобильного исторического общества «Горький Классик» Алан Захаров.
«Всего было выпущено более пяти тысяч троллейбусов, из которых более трёх тысяч были поставлены в СССР. География была весьма обширна: Таллин, Рига, Вильнюс, Полтава, Ровно, Баку, Ереван, Тбилиси и другие города. Больше всего троллейбусов Škoda 9Tr использовалось в Киеве — 1220 единиц», — добавил собеседник.
В Крыму, по его данным, «Шкоды-9Тр» сразу полюбили как пассажиры, так и водители. Надёжные в эксплуатации машины обладали высокой ремонтопригодностью. Они стали основой для комфортных поездок не только по городам полуострова, но и на самом длинном в мире междугородном троллейбусном маршруте Ялта — Симферополь (84 км; от Симферопольского аэропорта — 96 км) на протяжении более полувека.
«Что и говорить: по сей день в Крыму трудятся ещё пять «Шкод» в качестве... техпомощи! «Девятка» («Шкода-9Тр» — Прим.) приходит на помощь своим сломавшимся современным собратьям в любую погоду и любое время дня и ночи, — напомнил Алан Захаров. — К сожалению, ни один город в мире больше не использует 9Тр по прямому назначению. В 2020 году, спустя 60 лет после начала производства модели, были сняты с рейса последние работавшие машины в Ровно. Симферополь отказался от их эксплуатации двумя годами ранее».
Между тем в Крыму вторую жизнь получил старенький школьный автобус «Эталон». Работники и ученики одной из сельских школ республики переоборудовали машину под передвижной музей и теперь колесят по окрестностям, рассказывая о прошлых и нынешних военных героях.
Пелагея Попова
Фото: предоставлены Алексеем Гонтаревым и Аланом Захаровым
Обсуждение (7)
Для фанатов Шкоды-9Тр» в Бахчисарае склад старых(корпуса) троллейбусы Шкоды
В Севастополе такие тоже вроде ходили
d dd,
не вроде, а ходили. Но было их мало, и потому обслуживать неудобно, потому все собрали со всего Крыма, и кинули в Симферополь.
Marat Kanzha,
да так образ речи,
может даже на маршруте №8
Marat Kanzha,
75 штук - это немало. В разное время успели поработать на всех маршрутах города. В Симферополь их не отдавали, не знаю откуда такая байка пошла, весь срок они здесь отработали, максимум - передали на запчасти одну-две из последних списанных.
Ныне обсуждаемое место в Севастополе, - ЦКБ «Черноморец», 70-е г., 2-х стороннее движение по центральному городскому кольцу, остановка пл. Революции, (ныне, пл. Лазарева).
Отличные были троллейбусы, отличные было времена!!
Были и в Севастополе такие модели. Да на Васильевском острове есть цех и заводик по ремонту троллейбусов.Но контроля нет и наверное не скоро отремонтируют троллейбус.