Популярное туристическое место в Крымских горах — Ангарский перевал — опустело. Пьедестал напротив поста ГИБДД больше не венчает легенда советского общественного транспорта — троллейбус марки «Шкода 9Тр». Куда исчез памятник и когда его вернут обратно, узнавал ForPost.
«Всё в порядке, троллейбус второго октября увезли на ремонт в преддверии 65-летия предприятия. Он находится у нас в Симферопольском ремонтном управлении. Машину заново покрасят и обновят надписи на боку. Работы не займут много времени, и скоро троллейбус установят обратно», — рассказали изданию в ГУП РК «Крымтроллейбус».
В администрации уточнили, что памятник на Ангарском перевале ремонтируют не каждый год, а, как правило, к памятным датам.
Гордость Крыма
Необычный монумент в Крымских горах появился в 2012 году неслучайно. Именно здесь на высоте 752 метра над уровнем моря находится высшая точка самой протяжённой в мире троллейбусной линии, что зафиксировано в книге рекордов Гиннесса. А 12 лет назад произошло ещё одно знаменательное событие: по этому маршруту с начала его работы было перевезено 250 миллионов человек.
С чего всё начиналось, рассказывает краевед и экскурсовод Иван Коваленко в своей книге «Привет из Симферополя». В октябре 1958 года вступило в силу Постановление Совета Министров УССР №1340-Р «О строительстве троллейбусной линии Симферополь — Алушта — Ялта». Десять месяцев спустя в регион прибыли первые сорок «рогатых» чешской фирмы «Шкода». Первой регулярной линией стал 8,5-километровый маршрут Железнодорожный вокзал Симферополя — микрорайон Марьино на юге столицы.
«За первый месяц по нему проехало около двухсот тысяч пассажиров! Почти каждый симферополец прокатился на новом необычном транспорте», — пишет автор издания.
За следующие одиннадцать месяцев, сказано на сайте ГУП РК «Крымтроллейбус», рабочие оборудовали 52 километра междугородней троллейбусной линии, соединив таким образом Симферополь с Алуштой. Для обслуживания этой ветки в каждом городе появился троллейбусный парк, а вдоль шоссе пришлось установить более трёх тысяч электроопор и натянуть более двухсот километров контактной сети.
«Таких темпов строительства страна не знала ни до, ни после этой стройки. И вот 6 ноября 1959 года было открыто движение на первой в стране и Европе междугородной горной троллейбусной трассе Симферополь — Алушта», — уточняется на сайте предприятия.
Два года спустя, в 1961 году предприятие ввело в эксплуатацию троллейбусный парк в Ялте и открыло 33-километровую линию по ЮБК. Таким образом, как подчёркивают в «Крымтроллейбусе», был построен самый протяжённый троллейбусный маршрут в мире: Симферополь — Алушта — Ялта длиной 85 километров. В 1966 году линию удлинили ещё на 11 километров, протянув провода до аэропорта столицы.
Более полувека на дорогах полуострова трудились чешские пузатые «Шкоды 9Тр»: как рассказывал ForPost член Автомобильного исторического общества «Горький Классик» Алан Захаров, машины именно этой марки любили как пассажиры, так и водители, ценившие их высокую надёжность в эксплуатации и лёгкость в ремонте. Сейчас один из крымских троллейбусов этой марки находится на реставрации в экспозиционно-выставочном комплексе Санкт-Петербургского ГУП «Горэлектротранс».
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (5)
А остальные старые Шкоды свалили на складах под Бахчисараем и пустят на лом
Интересно: если посмотреть в поисковиках на фото памятника, то можно заметить, что раньше там стоял трёхдверный рогатый (на фото - с флажками Крыма и украины). А затем, на более поздних фото уже под флагами России и Крыма - стоит двухдверная Шкода. Но номер бортовой один и тот же - 2012.
А ещё как-то писали, что представители ,,Шкоды'' были в Крыму и им показывали их троллейбусы и очень хорошо отзывались, чем те остались очень довольны.
Я помню как первые вишнёвые ,,Шкоды'' стали ездить и мы, мальчишки катались, а у водителя стоял прибор, который щёлкал и было очень интересно.
за 11 месяцев 52км, а сейчас плешивые 700 метров дороги на курганной год лепить будут. Да и эта дорога в этих чигерях так нужна? От куда и куда ведёт - там и пробок то не бывает.