В мире

Москва и Минск: без сближения никак нельзя

Учения авиа-подразделений Белоруссии и ВКС России пройдут во второй половине января.

Москва и Минск: без сближения никак нельзя
Фото:
belta.by
Встреча Путина и Лукашенко в Сочи в 2022 году

Белорусская «многовекторность», едва не закончившаяся плохо, очень долго отравляла отношения Москвы и Минска. Во многом её оправдывали некой «хозяйственной необходимостью» - дескать, это не интриги геополитики, а следствие того, что до половины белорусского экспорта идет не в Россию.

В 2022 году такая политика уходит. Конец ей положил сам Запад, который после разворачивания боевых действий на Украине развернул и многочисленные санкции, в том числе против Белоруссии.

Теперь у Минска даже дипломатические связи с Западом упали до полувоенного минимума. Что сказалось и на том самом «многовекторном» экспорт Белоруссии, который также уперся в стену западной блокады.

Теперь Белоруссия, как и РФ, несёт ощутимые экономические потери. Напрямую санкционная война ударила по 20% экономики бывшей советской республики, а косвенно – по всей остальной её части. 

Как минимум, закрылся европейский рынок премиальной древесины, рынок продукции черной металлургии, рынок шин и цемента. 

Евросоюз, равно как и Украина, прекратили потребление белорусских нефтепродуктов. То же и с электроэнергией. 

Порты Прибалтики прекратили загрузку белорусских калийных и азотных удобрений. 

В целом до 30% белорусского экспорта оказалось под ударом. Прямые потери грозят составить до $14 млрд уже в ближайшее время. Ожидаемый рост ВВП до 3% сменился падением до 4,5% (а прогнозы ещё хуже). На фоне этого уровень инфляции может вырасти до 18%.

В итоге резко улучшились отношения с Москвой. Белорусские интересы во внешней экономике, до этого бывшие очень «многовекторными», в данный момент начали крутой разворот на восток: не только к Москве, но и к Пекину, товарооборот с которыми начал стремительный рост. 

Однако одной торговлей ситуацию не выправить.

Очень похоже на то, что и строительство союзного государства наконец сдвигается с мёртвой точки. О чём свидетельствует недавнее «обсуждение стратегических вопросов» между Путиным и Лукашенко.

Прежде всего, был обсуждён вопрос форсированного формирования общего рынка энергоносителей (нефтепродуктов и газа). 

Теперь в этой сфере всё стало значительно проще. Белорусские НПЗ в Новополоцке и Мозыре, ранее требовавшие от РФ «много дешёвой нефти» и зарабатывавшие на экспорте, лишая прибыли Россию, сейчас потеряли рынки и почти простаивают.

А выживают они теперь за счёт рынка России, которая закупает их продукцию по выгодной для обеих сторон цене. И это до 50 тыс. тонн бензина и вдвое больше дизельного топлива и в месяц.

Похожее происходит и на рынке газа. Идёт сближение внутренних газовых цен.

Ранее разрыв в цене между продажей в Белоруссию и в западные регионы РФ (порядка $120 и $90 соответственно) серьёзно сказывался на белорусской экономической конкурентоспособности. Теперь же Москва и Минск пришли к соглашению о формировании общего газового рынка уже в 2023 году.

Собственно, проблемы в том, что масса интеграционных программ (часть которых согласовывалась ещё до военных действий), продвигаются медленно и некомплексно. И поделать здесь можно только одно: выводить вопрос из межведомственной плоскости (где их бюрократически заматывают) и создавать надведомственный единый институт с исполнительно-распорядительными функциями. Предоставив ему прямой выход на глав государств.

Сближение это нам необходимо. Жизненно необходимо.

Павел Кухмиров

218
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
590

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
3
688

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
32153

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2345

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
86
9497

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12239