Любимый режиссер всего советского народа, сценарист, актер, народный артист СССР Леонид Гайдай отметил бы сегодня свое 90-летие.
Неудачный старт
Родной город Гайдая – Свободный, Амурская область России. Но вскоре после рождения будущего классика семья перебралась сперва в Читу, потом в Иркутск.
Кинокарьера Леонида Гайдая началась здесь же, в Иркутске: он поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, после чего 2 года играл в местных спектаклях.
В конце 40-х Гайдай подается в Москву, здесь он поступает на режиссерский факультет ВГИКа, который оканчивает в 1955 году. Уже спустя год на экраны СССР выходит его первый фильм, «Долгий путь» по мотивам рассказов Короленко. Картину встречают довольно прохладно, хотя некоторые кинематографисты, например, Михаил Ромм, отмечают комедийный потенциал Гайдая.
Еще через 2 года Гайдай снимает первую сатирическую комедию, «Жених с того света». Фильм подвергается нещадной цензуре, в результате от режиссерской версии остается чуть больше половины, а Леонид Гайдай попадает в опалу.
Снисхождение советских идеологов возвращается к режиссеру в 1960 году: на экраны выходит политкорректная киноповесть «Трижды воскресший». Фильм проваливается, и Гайдай возвращается в Иркутск.
Поворот в карьере
Судьбу режиссера спасает случай: на чердаке дома в Иркутске Гайдай находит старый номер газеты с фельетоном в стихах «Пес Барбос». Он пишет сценарий к короткометражному фильму, и уже через год советские зрители смотрят картину «Пес Барбос и необычный кросс». Этой лентой Гайдай заявляет о себе как о выдающемся комедиографе.

Помимо прочих достоинств, «Пес Барбос и необычный кросс» становится родоначальником целого поджанра в советской комедии, со своими ключевыми персонажами-масками: троицей Трусом, Балбесом и Бывалым.
«Комедия масок» продолжается в короткометражке «Самогонщики» (1962). Еще спустя несколько лет на волне успеха этих двух фильмов Гайдай снимает полнометражные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966). В обоих фильмах – вновь гайдаевские маски в исполнении Вицина, Моргунова и Никулина.

Золотая эра советской комедии
1968-й приносит зрителям одну из лучших советских картин – на экраны выходит «Бриллиантовая рука». В главных ролях – Юрий Никулин, Анатолий Папанов и Андрей Миронов, в какой-то момент заменивший Георгия Вицина.

В 1971 году появляются «12 стульев», версия с Арчилом Гомиашвили в роли Остапа Бендера и Сергеем Филипповым в роли Кисы Воробьянинова. Фильм выводит на большой экран «знойную женщину» Наталью Крачковскую (мадам Грицацуева), сам Гайдай также снимается в эпизодической роли Варфоломея Коробейникова.
70-е закрепляют репутацию Леонида Гайдая как величайшего комедийного режиссера. В 1973-м он снимает картину «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова, в 1975-м выходит фильм «Не может быть!» по произведениям Михаила Зощенко, в 1977-м – «Инкогнито из Петербурга» по «Ревизору» Николая Гоголя.

В 80-е годы Гайдай продолжает снимать по-прежнему хорошие, но уже не такие заметные для зрителя комедии «За спичками» (1980), «Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни!» (1985) и «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Помимо этого, он работает над сюжетами для киножурнала «Фитиль».
Наконец, в 1992 году выходит последний фильм Гайдая, сумевший получить культовый статус у зрителей постсоветского периода: «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Спустя год Леонид Гайдай умирает.

Говорят, советское киносообщество не слишком любило Гайдая. И вкуса у него, мол, не было, и интеллигентности недоставало. В таком случае, уже несколько поколений зрителей с удовольствием обменяли бы все советское киносообщество на еще одного Гайдая.
Обсуждение (13)
мне более по вкусу комедии Рязанова, но и Гайдаю - большое спасибо, ибо спасали нас комедии от серых будней заидеологизированного общества.
Тот же Рязанов отнял у Гайдая возможность поработать над картиной "Необыкновенные приключения итальянцев в России", которая по своему стилю является чисто гайдаевской, трюковой. И сделал серую унылость, которую кое-как вытянул актёр Андрей Миронов. Потом Гайдаю тоже дали возможность поработать с иностранцами - он снял тусклый фильм "За спичками" со специфическим финским юмором. Последний его фильм про "Дерибасовскую" - откровенная перестроечная халтура. Стоит отметить, что перестроечные и постперестроечные фильмы Рязанова ещё хуже, просто блевотны. Ну а Гайдай навсегда останется прекрасным комедиографом 60-70х годов.
Хрущёвская оттепель изменила русский народ и он начал улыбаться до ушей. Гайдай это феномен оттепели. Теперь посмотрите на говнокомедии сейчас и делайте выводы друзья. Юмор это мерило раскрепощённости русского народа, а сейчас даже анекдоты исчезли, нет их, лишь одна серость.
Гайдай лучший и пока непревзойдён, пока никто и рядом не стоял.
Гайдай - наш человек.
Навсегда.
Полностью согласен с Дедом и Филиппом Филипповичем.
Гайдай открыл в комедийном жанре те новые страницы, которые до него никто не мог увидеть и прочесть... И после него - тоже, увы.
to Авиатор (Жуковский)
Вы считаете Приключения итальянцев серой унылостью? Ну что же 49 200 000 - 1. Не в вашу пользу.
Вот кто действительно Н А Р О Д Н Ы Й !!!! Светлая ему память!
МОЛОДЕЦ!!!ГЕНИЙ!!!ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!
Хороший человек, прекрасный режиссёр...
Вечная память.
to Филипп Филиппович to синий иней (Дед Мороз)
Не вам усраинцы судить.Вы вычеркнуты из нашей жизни, вы чужие, вы усраинские граждане, вы не кремляди, вы какляди
to Филипп Филиппович
Филл, ты чужой...усраинец, промолчи лучше
to Парус
Да нет, гайдай это наше общее , светлое всё что было , как бы мы не относились друг другу сейчас
Надо отдать должное Гайдаю - КЛАССИК! Такого "кина" уж точно, больше не будет - "электричество" кончилось.