В этот день пять лет назад президент России Владимир Путин за рулём «КАМАЗа» первым проехал по только что возведённому Крымскому мосту. С тех пор почти 24 миллиона автомобилей пересекли Керченский пролив, а сам транспортный переход стал одним из главных символов возвращения крымчан на Родину.
Стратегический объект
Строительство Крымского моста завершилось 14 мая 2018 года, а на следующий день было запущено автомобильное движение между Керченским и Таманским полуостровами.
«С тех пор по мосту проехало 23,9 миллиона машин, из них 260 тысяч — это автобусы», — сообщили ForPost в пресс-службе ФКУ УпрДор «Тамань», которое занимается сейчас обслуживанием перехода через пролив.
Таким образом в Крым смогли попасть миллионы человек и тонны грузов.
Между тем Крымский мост сразу стал не просто инфраструктурным и стратегическим объектом, но также историческим и символическим, к которому приковано внимание не только россиян, но и наших недругов. Сначала со стороны Украины звучали заявления о том, что моста не существует в действительности, а в октябре 2022 года на нём устроили теракт, напомнил ForPost экс-министр транспорта Республики Крым Анатолий Цуркин.
«Безусловно, Крымский мост — это развитие всей цепочки не только экономических, но также транспортных и военных решений. Кроме этого, с открытием моста и трассы «Таврида» [началось] развитие логистического комплекса», — отметил собеседник издания.
Крымский мост и прилегающая к нему инфраструктура стали важным инструментом экономики региона, добавил Анатолий Цуркин, который сегодня возглавляет Ассоциацию грузовых перевозчиков и экспедиторов. Бизнес, по его словам, получил возможность проще, быстрее и дешевле доставлять более качественные товары, а также вывозить крымскую продукцию на материк. Мост привлек в Крым миллионы автотуристов и тех, кто предпочитает путешествовать по железной дороге.
Читайте по теме: Строители закончили восстановление второй ж/д ветки Крымского моста
Наконец, создание с нуля такого масштабного сооружения стало своеобразной тренировкой перед нынешними вызовами — необходимостью восстанавливать инфраструктуру, в том числе дорожное сообщение, сразу в четырёх новых регионах Российской Федерации: в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.
«Сначала Российская Федерация развивает транспортную инфраструктуру, а потом на её базе — экономическую. По примеру Крыма это происходит уже на новых территориях», — напомнил Цуркин.
Настоящий праздник
События пятилетней давности с теплом вспоминают не только дорожники и перевозчики, но и все жители Крыма. Перекинувшиеся к берегу Тамани белоснежные арки моста ознаменовали и физическую связь с Родиной.
Многие, затаив дыхание, смотрели трансляцию проезда Владимира Путина в кабине грузовика, некоторые отправились в Керчь, чтобы лично присутствовать при этом историческом событии. Одним из таких людей стал публицист, исследователь истории Крыма, профессор кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В.И. Вернадского Владимир Орехов, который с семьёй специально заночевал в машине на берегу пролива, чтобы 16 мая в числе первых проехать по новенькому мосту.
«Для нас это было настоящим праздником! Для моей семьи строительство моста — это установление очень прочной связи с нашей Родиной, с Россией, — объяснил собеседник ForPost. — В украинское время один из аргументов наших противников состоял в том, что Крым географически отрезан от российской большой земли, поэтому перспектив вернуться в родную гавань практически нет. И вот строительство моста, конечно, стало подтверждением тому, что мы не только духовно и идеологически, но теперь и географически связаны с нашей большой Родиной».
Впрочем, появление такой прочной связи имеет значение не только для Крыма, но и для всего государства как участника глобальных политических процессов.
Ведь ещё во времена первого вхождения Крыма в состав Российской империи зарубежные «партнёры» — тогда, в первую очередь, Турция, Англия и Франция — спешили «ославить» это событие. По словам учёного, недоброжелатели 240 лет назад продвигали тезис о том, что Санкт-Петербург «не сможет справиться с хозяйственными нуждами и наладить нормальные коммуникации» с новыми землями. В 2014 году похожие фразы стали вновь раздаваться со стороны Запада.
«Когда был построен этот мост, для всего мира стало очевидным, что Россия может не только политически присоединить Крым, но и включить его в свою хозяйственную и промышленную жизнь. Это стало иллюстрацией того, что присоединение Крыма — это не просто политический вопрос, а стабильная линия российской внутренней политики», — подчеркнул собеседник.
Читайте по теме: Когда Крымский мост станет доступнее со стороны Кубани
Открытие моста через Керченский пролив стало «новой вехой в истории российского Крыма и настоящим символом крымской мечты», написал на своей страничке в соцсетях глава Республики Крым Сергей Аксёнов.
Пелагея Попова
Видео: Сергей Аксёнов|ВКонтакте
Обсуждение (4)
Так мы смотрели :) Помню это событие как сейчас :)
Спасибо правительству. Гордимся!
Так уж случилось в то время. На материк перебрался на пароме,а обратно ,на следующий день после президента,по мосту. Удивительное чувство испытал.
Только жизнь не подешевела..