Крымская природа всегда вдохновляла творческих людей, щедро снабжая мастеров и ремесленников поделочным материалом. Наталья Ильина из Симферополя увлекается одной из самых оригинальных техник декоративно-прикладного искусства: из сосновой хвои 51-летняя рукодельница создаёт женские украшения и посуду.
Азарт открытия
Наталья Ильина всегда занималась разными видами рукоделия, но, по её признанию, не могла остановится на чём-то одном. Однажды в 2013 году, находясь в декретном отпуске по уходу за второй дочкой, женщина увидела объявление о ярмарке мастеров в Крыму.
Организаторы выставили особое условие: техники декоративно-прикладного искусства, которые представят участники, не должны повторяться. И вот, листая список прошедших отбор, крымчанка заметила, что один из мастеров создаёт работы из сосновых иголок.
«Как это вообще возможно, удивилась я тогда, и давай искать по интернету возможные видео-уроки или письменные инструкции, — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost. — Тогда удалось найти лишь один ролик на весь YouTube, в котором женщина из Донецка на высокой скорости два часа плетёт объёмную композицию из грибочков на полянке».
Просмотр видео не дал ответ на вопрос о том, как подступиться к оригинальному промыслу, но интерес только усилился. Тем более, что сосновая хвоя, как и любой природный материал, был близок рукодельнице.
Пробуя разные варианты, женщина на несколько недель потеряла сон и аппетит, и лишь месяц спустя пришло озарение.
«Однажды я встаю среди ночи и узел сам складывается, — рассказала Наталья Ильина. — Мою технику можно сравнить с вязанием крючком, только разница в том, что нет крючка и ниток, а одна хвоинка — это один стежок, который цепляется за предыдущую иголку. И далее плету по спирали против часовой стрелки».
Наталья Ильина считает, что ничего оригинального не изобрела, хотя детальной инструкции общепринятой техники ей по-прежнему повстречать не удалось. Плетение из хвои, отмечает собеседница издания, издавна бытует в Сибири, где растёт много сосен. Однако перевязывание иголок нитками или жилами животных далеко от «ноу-хау» крымчанки, и больше походит на промысел народов Северной Америки.
Огонь, вода и акриловый лак
Опытным путём Наталья Ильина установила, что для работы совершенно не подходит еловая хвоя. А вот иглы пинии и сосны отлично себя зарекомендовали. Причём сосна может быть любого вида: крымская, Станкевича, Коха, Монтесумы.
«Мне неважна длина иглы, но даже пятисантиметровые хвоинки можно заплетать», — подчеркнула собеседница ForPost.
При этом от длины иглы зависит внешний вид будущего изделия. По наблюдениям мастерицы, короткая хвоя больше подходит для изящных украшений. А длинная, к примеру, сосны Монтесумы — для более крупных изделий, посуды.
Наталья Ильина также заметила, что опавшая хвоя непригодна для работы, но ломать живые ветки женщина считает недопустимым.
«Как-то прочла на интернет-форуме сообщение одной рукодельницы, которая отдыхала в Крыму: “Уезжала и в последний момент вспомнила, что не насобирала сосновых иголок. Уже бежала на поезд и успела сломать ветку. Теперь, счастливая, сижу плету”. Что ты сделала вообще, как ты могла?! Приехала и сломала живое дерево, у которого очень медленный рост — по десять сантиметров в год максимум», — обратилась к коллеге по ту сторону экрана крымчанка.
Выход из сложной ситуации всё же нашёлся. Собеседница ForPost использует хвою свежесломанных ветром или строительной техникой веток. Важно, чтобы по ним никто не успел потоптаться: при нагрузке на иголках остаются незаметные глазу микротрещины, что делает хвою ломкой. Перед тем, как отправить материал на хранение, его следует правильно подготовить.
«Сырую хвою долго хранить нельзя. Поэтому я её сразу чищу и высушиваю до хруста, чтобы не заплесневела. В высушенном виде хвоя может храниться очень долго, у меня, к примеру, она разложена по цветам и в полиэтиленовых пакетах лежит без холодильника несколько лет», — уточнила Наталья Ильина.
Перед тем, как приступить непосредственно к плетению, рукодельница отбирает нужное количество иголок и заваривает их в кастрюльке — чем плотнее хвоя, тем выше должна быть температура воды. К примеру, иголки сосны крымской необходимо довести до кипения, а пинии и сосны Монтесумы достаточно залить тёплой водой и оставить на ночь. В воду также следует добавить несколько капель моющего средства для посуды, чтобы удалить частички пыли и грязи. Термообработка придаёт материалу эластичность.
После «купания» у мастерицы есть трое суток на работу. Если не успеть закончить изделие и не покрыть его акриловым лаком, варёная хвоя начнёт выделять неприятное амбре сероводорода, поясняет Наталья Ильина. Так что иногда приходиться плести ночи напролёт, а неиспользованное сырьё приходится выбрасывать.
Хвоя на все случаи жизни
Поначалу крымчанка плела из необычного материала миниатюрные корзинки для кукол дочерей. Первые работы, признаёт рукодельница, были несовершенны.
«Корзинки расползались, были рыхлые, но нам с девочками понравились. Мы их покрыли лаком, и некоторые из них целы до сих пор — дочка недавно перебирала вещи и нашла», — вспоминает собеседница издания.
После начался период плетения декоративных тарелок и вазочек, на смену которому пришло создание украшений. Хвоя оказалась настолько подходящим материалом для этого, что Наталья Ильина пересмотрела своё отношение к бижутерии, и впервые в жизни сама стала носить серьги, кольца, браслеты, бусы и кулоны.
Со временем собеседница полностью овладела техникой плетения и может поделиться секретами мастерства. Так, на круглый кулон диаметром пять сантиметров уходит около 150 хвойных иголок. Мастерица его изготавливает в течение дня. Крупные изделия — посуда или шкатулки — требуют больше времени и до килограмма материала.
Наталья Ильина признаётся, что заранее эскизов не создаёт — изделие рождается в процессе. Вдохновением служит сама природа и подаренные ею материалы. Помимо хвои мастерица плетёт из листьев кукурузы, лилейника, ириса и юкки.
Природа, как искусный творец, много лет назад привлекла внимание другой жительницы Крыма — Анны Лопаковой из села Штормовое Сакского района. Собирая вынесенный штормом на пляж бытовой мусор, женщина наткнулась на облепленную ракушками и водорослями стеклянную бутылку. С этого природного арт-объекта началась её необычная коллекция, которая стала основой музея «Морские курьёзы».
Пелагея Попова
Фото: предоставлены Натальей Ильиной
Обсуждение (4)
Ждем тоже самое, но из макарон.
Умничка какая!
До чего же удивительные и креативные у нас люди! ))
Я бы с огромным удовольствием носила такие украшения.
ПЛЮШКИН ДОМ -безниточное плетение сосновой иглой (vk.com)