Каким маршрутом и с какой скоростью двигался мазут из Керченского пролива к Севастополю и дальше, сколько птиц и дельфинов стало его жертвами и какова обстановка сейчас, рассказал участникам Всероссийской школы молодых океанологов заместитель директора Морского гидрофизического института РАН Арсений Кубряков. Слёт молодых океанологов открылся сегодня, 29 сентября, и продлится до 3 октября. Главная его тема — «Методы и средства оценки состояния морской среды».
Мониторингом Чёрного моря МГИ занимается постоянно, и школа проводится уже девятый раз. Но в этом году заявленная тема особенно остра, ибо начался он с тревожных новостей. С середины декабря все следили за движением по акватории Чёрного моря мазута из танкеров, потерпевших крушение в Керченском проливе в конце прошлого года.
К берегам Севастополя мазут приплыл в первых числах января, и это, как стало понятно из доклада заместителя директора МГИ РАН по научной работе Арсения Кубрякова, озадачило многих. Настолько, что и тогда, и сейчас звучали и звучат мнения, что этого просто не могло быть и обнаруженный в Балаклаве мазут — «какой-то другой». Однако пробы, взятые сотрудниками Росприроднадзора, подтвердили: мазут тот самый. Пригнали же его не только ветра, но и течения.
Прогноз движения пятна важен в том числе потому, что убрать плотные сгустки легче, чем мазут, попавший на берег и успевший распасться на фракции. Поэтому вопрос о том, куда направлять спасателей и волонтёров, имеет огромное значение. Учёные Морского гидрофизического института по точности прогноза значительно превзошли многих своих коллег. Что вполне объяснимо: этой проблематикой они занимаются с советских времён, а в использовании спутниковых данных их можно назвать пионерами.
О разработанной в МГИ новой методике анализа и прогнозирования состояния морских акваторий, точность которой сравнима с показателями технологически сложных зарубежных систем, можно прочитать в статье, которая недавно была опубликована в журнале «Известия РАН. Физика атмосферы и океана». Но вернёмся к событиям конца 2024-го — начала 2025 года, о которых Арсений Кубряков достаточно подробно рассказал в своём докладе.
Прогнозированием ситуации с распространением загрязнения учёные МГИ занимались с момента аварии. Танкеры, каждый из которых перевозил по 4 тысячи тонн мазута, разломились под воздействием длинных волн буквально за секунды. В воду, по суммарным оценкам, вылилось 2400 тонн. Свойства мазута, его плотность и вязкость позволяют ему долго оставаться в неизменном состоянии. Крайне неприятно и то, что в его состав входит бензопирен — крайне токсичный и обладающий сильнейшей канцерогенной активностью.

Аналогичная авария, напомним, произошла в Керченском проливе в 2007 году. Тогда в море вылилось 1300 тонн мазута, однако последствия того инцидента были другими, особенно для севастопольцев — основная часть загрязнения тогда досталась Керченскому проливу и Таманскому полуострову. На этот раз основной удар пришёлся на район Анапы. Но и Крым и Севастополь в стороне от беды не остались.

Причиной стало направление ветра: 24-25 декабря оно изменилось, и типичный для этого времени года северо-западный ветер погнал загрязнение на юго-запад, в открытое море. 29 декабря спутниковый снимок зафиксировал мазут к югу от мыса Сарыч. За шесть дней он успел переместиться более чем на 280 километров, то есть скорость распространения загрязнения превысила 60 метров в секунду. А затем мазут, довольно далеко державшийся от южного побережья Крыма (ЮБК в результате и пострадал меньше всех), был подхвачен царившим в Севастополе антициклоном, и ветер, сменившийся с северо-восточного на юго-западный, понёс его прямо к городу.
На видео ниже - траектория движения мазута зимой 2024-2025 года.
Однако мазут попал не только в воду и на пляжи — значительная его часть опустилась на дно в районе аварии. Ожидалось, что при повышении температуры моря он начнёт подниматься, после чего волны опять понесут его на берег. Частично так и произошло, но в значительно меньшей степени, чем ожидалось.
В течение лета и начала осени 2025 года, вопреки ожиданиям, температура в восточной части Чёрного моря на глубине 20 метров оставалась крайне невысокой — 10–13 градусов. Если бы она достигла тех же показателей, что у берегов Севастополя (20–25 градусов), ситуация могла бы развиваться иначе. Но нам повезло: низкая температура воды воспрепятствовала интенсивному всплытию мазута.

Не повезло природе, ощутившей на себе последствия загрязнения. Число погибших птиц, по данным учёных, составляет порядка 20 тысяч. В первые дни катастрофы фиксировалась и гибель дельфинов — всего, по словам Арсения Кубрякова, было около 300 таких случаев. Часть из них, подчёркивает ученый, могла иметь другие причины: дельфины гибнут и выбрасываются на берег достаточно часто. Однако основная часть погибших в эти дни млекопитающих, безусловно, стала жертвой мазута. Суммарные последствия для бентоса, считают учёные, пока до конца не ясны.
Сейчас, по словам заместителя директора института, ситуация остается наиболее серьёзной в районе Анапы.
«Мы продолжаем мониторинг и периодически фиксируем вторичное загрязнение, но это уже лёгкие пленки, которые вредят окружающей среде в значительно меньшей степени. Ожидается, что вторичные загрязнения будут появляться ещё год-два, в первую очередь, опять-таки, в районе Анапы. В Севастополе ситуация более-менее благоприятная, службы по ликвидации последствий аварии работали оперативно, и основная опасность уже миновала», — рассказал Арсений Кубряков журналистам.
Аналогичного мнения, как недавно сообщал ForPost, придерживаются и сотрудники севастопольского Института биологии южных морей.
Остаётся вопрос — как предотвратить дальнейшее вытекание мазута из потерпевших крушение судов. Решение было принято в пользу строительства коффердамов — саркофагов, которые закроют источник загрязнения. Затем мазут планируется откачать, прочём сделать это могут уже в 2026 году. В расчёте влияния на коффердамы гидрометеорологических факторов также участвовали учёные МГИ.

Ольга Смирнова
Фото и видео автора