Прошло четыре дня с момента смертельного ДТП, когда шесть пассажиров погибли при столкновении рейсового автобуса с фурой в пригороде столицы Крыма. Что привело к трагедии, установит следствие, но уже сейчас специалисты выдвигают свои версии произошедшего.
Дорожная трагедия
Напомним, около семи утра рейсовый автобус «Аркадьевка — Симферополь» направлялся из района в столицу Крыма. Проезжая село Укромное, 56-летний водитель внезапно на полном ходу въехал в припаркованный на обочине грузовик «КАМАЗ» с прицепом.
Лобовое столкновение не пережили шесть пассажиров, ещё более трёх десятков пострадали, включая восемь детей. Следком Крыма возбудил уголовное дело по двум статьям: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ч.3 ст.238 УК РФ) и нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлёкшие по неосторожности смерть двух и более лиц (ч.5 ст.264 УК РФ). Водителя задержали на месте, суд отправил его под стражу.
На допросе задержанный житель Бахчисарайского района пояснил, что его ослепило солнце, из-за чего он не успел вовремя заметить препятствие. Однако бывший министр транспорта Крыма, глава Ассоциации перевозчиков Крыма Анатолий Цуркин сомневается в такой трактовке событий.
«Если водителя ослепило солнце, и это, допустим, так и было, то это временное явление: он может тут же опустить солнцезащитный козырёк», — напомнил собеседник ForPost.
Причин может быть несколько
Транспортник проанализировал фотографии с места ДТП. Судя по снимкам, обратил внимание собеседник издания, грузовик стоял на обочине и автобус въехал в него под углом.
«Там прямой участок дороги, нет никаких поворотов, поэтому можно смело говорить о том, что автобус изменил направление движения — ушёл вправо, в сторону обочины. Такие изменения чаще всего происходят не от солнца, а при отвлечении водителя на какие-то иные факторы», — пояснил Анатолий Цуркин.
Можно предположить, по его мнению, что это был разговор по мобильному телефону или с пассажирами.
«Чтобы посмотреть, кто оплачивает проезд, чтобы дать сдачи или поднять упавшие купюры, водитель автоматически, как правило, оставив одну руку на руле, поворачивает туловище и голову в сторону источника внешнего отвлечения внимания. Из-за этого руль вместе с корпусом подтягивается вправо. В результате рулевое колесо смещается, и машина отклоняется от оси движения: едет вправо», — объяснил механику собеседник.
Что происходило в салоне и кабине автобуса за секунды перед ДТП, должны показать камеры видеозаписи. По словам Анатолия Цуркина, федеральный закон обязывает всех пассажирских перевозчиков оснащать салоны автобусов средствами видеофиксации. Другое дело, велась ли такая запись в данном случае, не пострадали ли жёсткие диски с записанной съёмкой, — общественности неизвестно.
Кроме этого, по словам эксперта, внимание на себя обращает ещё один фактор.
«Есть обязательные процедуры по допуску водителя к пассажирскому рейсу: предрейсовый медосмотр и техосмотр транспорта. “Крымтроллейбус” (автобус принадлежит этому перевозчику — Прим.) и ГИБДД заявляли, что с этим у водителя всё в порядке, и он был трезв. Но надо отметить следующее: водитель вышел на работу в шесть утра, а ночь до этого мог не спать — допустим, смотрел фильм или играл в компьютерные игры. То есть он не работал, формально отдыхал, и перед выходом на линию медицинские показатели — давление, сердце — были в норме, но по факту шофёр не выспался, и это сказалось позже на скорости его реакции: он задремал, тем более там прямая дорога, есть разделительная полоса», — перечислил Анатолий Цуркин возможные обстоятельства.
Также нужно учитывать психоэмоциональное состояние водителя. Переживания после утренней ссоры с супругой или о долге по кредиту, по мнению собеседника, могли отвлечь задержанного от дороги.
При этом вины в ДТП водителя грузового автомобиля, который оказался в роковой момент на обочине, по мнению главы Ассоциации перевозчиков Крыма, нет. Ведь отстой на обочине не запрещён, если нет специального знака. Поэтому правоохранительные органы и не привлекли водителя фуры к делу.
При этом, как обратил внимание Анатолий Цуркин, уголовное дело возбуждено по двум статьям, но водителю автобуса предъявлено обвинение лишь по одной из них (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлёкшие по неосторожности смерть двух и более лиц).
«Вторая статья — это оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Значит, следствие на месте обнаружило какие-то признаки нарушения этого закона. А это уже зона ответственности перевозчика, поэтому, скорее всего, в будущем появятся ещё фигуранты дела», — предположил собеседник.
В пресс-службе ГУП РК «Крымтроллейбус» отказались предоставить ForPost комментарий по случившему до окончания следствия.
Как не допустить повтора трагедии
Чтобы в будущем избежать таких страшных аварий, Анатолий Цуркин предлагает пересмотреть нормативную базу по обеспечению пассажирских перевозок. И начать с того, чтобы повысить степень ответственности за перевозку пассажиров.
Кроме этого, перевозчикам необходимо проводить больше мероприятий, направленных на повышение квалификации водителей, в частности отрабатывать навыки управления автобусом в экстренных ситуациях.
По наблюдению собеседника ForPost, в Москве водители рейсовых автобусов «Мосгортранса» не пользуются гаджетами за рулём — у всех Bluetooth-гарнитура, а значит руки всегда на руле. Это также можно было бы внедрить и в Крыму.
«У нас есть ответственность и действует штраф в полторы тысячи рублей за использование телефона во время движения, но по факту все не раз видели, как водители, в том числе автобусов, это нарушают, — отметил Анатолий Цуркин. — Чтобы этого не было, перевозчики должны либо снабжать своих водителей беспроводной гарнитурой, либо контролировать её использование».
Напомним, жертвами ДТП под Укромным стала сотрудница Министерства ЖКХ Крыма Ирина Парфёнова и полицейский Леонид Босов.
Пелагея Попова
Обсуждение (4)
Заметил,что водителей с новых территорий набрали...
психоэмоциональное - семья и кредит , может платить больше,что б без кредита?
это им не мешает с моста падать
Было лобовое столкновение? Оно обычно бывает со встречными машинами.... Ни слова не написали про следы торможения, которых, похоже не было. Значит водитель однозначно на что-то отвлекся. Странно, что вообще может идти разговор о пользовании телефоном на ходу. Уж это зло побороть перевозчику при наличии видеокамер в салоне - элементарно! Несколько штрафов по итогам выборочного наблюдения и охота у водителей резко отпадёт, а гарнитуру проверять перед выездом на линию....