Севастополь

Кача: родовое гнездо русской авиации ждет перемен

Небо над Качей наполнено гулом авиационных моторов, как зал филармонии – звуками классической музыки. Все здесь напоминает о том, что в 105 лет назад здесь была размещена первая в России истребительная авиационная школа.

Кача: родовое гнездо русской авиации ждет перемен
Фото:
Олег Измайлов
Кача

Перед этим два года авиашкола воспитывала орлов и соколов Российской империи в Севастополе на Куликовом поле. А когда выяснилось, что в 23 километрах северней Русской Трои есть место, где ветра сильны и постоянны, было принято решение устроить родовое гнездо русской авиации именно там – среди бурых скал и жарких ветров.

Кача - уникальное место во многих смыслах. Начать с того, что это  один из немногих населенных пунктов Крымского полуострова, который не был при рождении ни греческим, ни татарским, ни армянским. Сразу – русским. Здесь на средства шефа русской авиации, великого князя Александра Михайловича, на его землях был устроен хутор Александро-Михайловский, почти сразу же переименованный в Качу - по имени соседней речки. На ней самой, кстати, сегодня стоит село Орловка (в 1944 году сюда приехали переселенцы из разоренной фашистами Орловской области), а в 1912-м располагался татарский аил Мамашай. В советское время татарские пацаны из аила прибивались к аэродрому качинскому в качестве обслуги, некоторые становились летчиками, некоторые даже героями Советского Союза.

- Качинская школа дала нашей авиации все, что у нее есть, - рассказывает энтузиаст авиационной истории, бывший военный летчик Анатолий Станкевич, - все приемы и техника пилотирования, много чего здесь, над этими берегами, опробовано впервые в истории нашей авиации, а то и мировой.

Так оно и есть. В Каче Петр Нестеров учил летчиков своей «мертвой петле».

Д. Андреади после перелета в Санкт-Петербург. 1914 г. Архивное фото

 

Инструктор, а потом и начальник Качинской школы летчиков Дмитрий Андреади устраивал суперперелеты из Одессы в Санкт-Петербург, внук Айвазовского Константин Арцеулов в небе Качи демонстрировал курсантам управляемый «штопор». В Каче же чуть позже были осуществлены впервые в мире ночные прыжки с парашютом. Учебу в Каче не прервала даже  Граждаская война в России. Сначала здесь готовили летчицкие кадры для Белой армии, потом, понятно, - для Красной.

Архивное фото

Подлинный расцвет Качинского аэроузла пришелся на советскую довоенную эпоху. Качинская школа летчиков им. Мясникова дала отечественной авиации пышную гроздь громких имен. Александр Покрышкин,  Полина Осипенко, соратники Чкалова по сверхдальним полетам – Беляков и Байдуков, первая в России женщина-военный летчик Зинаида Кокорина, три брата Микояна, Тимур Фрунзе, Василий Сталин...

Окончить курс в Каче в мире советской авиации было не просто престижно, но означало получить максимально высший уровень владения профессией военного летчика.



После оставления Севастополя советскими войсками, школа перебралась в Поволжье. В статусе Высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. А.Ф. Мясникова она просуществовала до 1998 года. После чего училище было распущено. No comment, как говорится. К концу своей истории «Кача» (именно так продолжали именовать училище и в Волгограде) стала своего рода мемом, знаком высшего качества – значительная часть советских и российских космонавтов вышла из стен новой «Качи».



Но «Кача» не ушла и из Качи. Поселок и после Великой Отечественной стал жить авиацией. Аэродромы-то никуда не делись, здание училища, то самое, еще 1912 года постройки, - тоже. Равно, как и выстроенные в тридцать седьмом просторные казармы и античного вида гарнизонный дом офицеров (позже по-севастопольски – дом офицеров флота).

В 50-е Кача приняла самый геройский в КЧФ истребительный полк – 6-й гвардейский. История его полна подлинного трагизма и героических деяний. Прочтите книгу воспоминаний его командира в годы войны – Михаила Авдеева, «У самого  Черного моря» называется. От этого полка в гарнизоне осталась поразительно красивая память – Парк героев, где установлены бюсты 26 Героев Советского Союза, воевавших в полку. Их заказали к 20-летию Победы в 1965 году оставшиеся в живых обладатели высшего знака отличия той страны.

Правда, истребителей в Каче больше не было. Их сменил вертолетный полк и военно-транспортная авиация. И по сей день так.

Качу надо сохранить, Качу надо возродить

Столь длинная первая часть (поверьте, в очень укороченном виде) нужна была для того, чтобы читатель понял, какое значение имеет Кача, славная ее история в недавнем прошлом нашей Родины. Понимая это, надо и тревогу бить, и пытаться понять, что надо сделать, чтобы сохранить эту часть истории для потомков в приличном виде. За четверть века с лишком многое в гарнизоне и поселке обветшало, выглядит, мягко говоря, неприглядно.



Парк героев, некогда славившийся огромными кустами роз и фонтаном с цветной подсветкой, бассейнами с декоративными рыбками, ухоженностью и многочисленными памятниками нынче все больше превращается в банальное место выгула собак и младенцев. Увы, мусор и разбитые дорожки – стали в парке рутиной. Изредка матросы из гарнизона подметут дорожки и газоны (верней, то, что от них осталось), и все.



В аварийном состоянии находится историческое здание летной школы. Давно уже его так не именуют, забыто и предвоенное название «присоединенка» - здание составлено из трех отдельных частей. Много лет оно известно качинцам и приезжим, как ДОС номер 12. ДОС – это «Дом офицерского состава». Понятно, что живут тут нынче все больше отставники, сдающие в сезон комнаты отдыхающим. Дом, судя по его внешнему виду, капитального ремонта не знал все 105 лет.

А ведь этот тот самый дом, который видел и слышал и императора Николая II (местные знатоки показывают на втором этаже царские покои), и Покрышкина, и сына Сталина, и много-много достойных людей, составивших славу русской авиации.



Владельцы квартир достраивают здесь все и перестраивают по собственному желанию и умению. Заслуживает ли такого обращения с собой объект Всероссийской истории? Не пора ли сделать в нем подобающий ремонт и сделать его центром музейного комплекса (понятно, людям в нем живущим сейчас,надо дать квартиры взамен)?



Конечно, следует подумать и о том, как обновить бюсты героев и другие памятники парка.

Ветераны гарнизона обсуждают идею поставить памятник Константину Арцеулову (проект даже рисовали). Да что там Арцеулову одному! А Покрышкину, а Осипенко, а Зинаиде Какориной, Дмитрию Андреади, Михаилу Ефимову? И места под них есть. Ведь в Каче только две-три улицы не с авиационными названиями живут.

Украинский морок прошел, в нынешнем году Качу начали приводить в порядок. Все придомовые территории были заасфальтированы, получили новые бордюры, на очереди – основные дороги поселка. Крыши домов, наверняка, будут менять, как это сделано в «большом Севастополе». Ведь Качинский муниципальный округ, в конце концов – подчиняется Нахимовскому району города.

Но это дела муниципальные. Пора делать из Качи Всероссийский музей истории авиации. Необходим масштабный проект и решения о масштабной реконструкции.

При этом надо же учесть тот факт, что Кача по-прежнему остается одним из гарнизонов авиации ЧФ, а за два десятилетия еще и приобрела известность, как популярный курорт.



На Каче, с берега которой просматривается Севастополь аж до мыса Херсонес с его мемориальным комплексом 35-й батареи, всегда все было несколько по-иному, отлично от Севастополя.

Первые же летчики, освоив здешний аэродром, придумали пословицу «А на Каче – все иначе». Шутка шуткой, но так оно и есть.

Весь Крым будет закрыт сплошной облачностью, а над Качей вполне может открыться «дырка» в небе. Здесь все 105 лет царит господство духа над материей, здесь даже церковь Св. Андрея построили летчики на свои кровные.

Над сделать так, чтобы дух русской авиационной славы витал над ней и впредь, как витает над всем городом-героем Севастополем дух славы военно-морской.



Олег Измайлов

фото автора и архивные

3867
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user Тимур
12439

Пора Волгограду возвертать  школу летчиков на её историческое место.yes

Profile picture for user oldschooler
98

цены на проезд из качи до города нормальными сделайте..

Profile picture for user кофе и сигареты
2103

Ну,какой-же,до невозможности красивый ,ДОС 12! Про то,что это это здание лётной школы не знала.Его,конечно,надо отреставрировать.Насчёт расселения жильцов ,не знаю...Это ,вряд ли получится.А вот обязать их снести сараи-пристройки-надстройки,это обязательно нужно сделать!.Вернуть зданию первозданный вид!

Profile picture for user кэт
9457

to tora_bora (Севастополь): А что, по-вашему, в Каче должно быть, благодарный потомок?smile

Ожидание и требование перемен, хозяйской руки, возрождения знакового места - разве это только лишь ностальгия?..

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1401

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
515