Необычный дефицит зафиксирован в России. Как сообщает РБК, в российских яхт-клубах не хватает мест для вернувшихся из-за рубежа яхт.
В нашу гавань заходили корабли
По информации РБК, 10 тысяч мест недостаёт только на азово-черноморском побережье. Проблема обострилась до предела из-за возвращения принадлежащих россиянам яхт из-за рубежа. В итоге все имеющиеся места заполнены практически до конца лета.
«В Sochi Grand Marina на июль-август заполнены более 90% мест, невыкупленных мест в эллингах — сооружениях для зимнего хранения лодок в яхт-клубе — также осталось немного, рассказали в Burevestnik Group. У яхт-клуба „Царская пристань” в Севастополе загрузка также полная», — сообщает издание со ссылкой на сотрудника «Царской пристани».
«Царская пристань» в марте 2023 года.
Наличие проблемы подтвердили РБК и в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
«Если мы говорим про азово-черноморское побережье, то там существует кратный дефицит мест. На всём побережье найдётся около 500–600 мест для парковки без полноценного обслуживания. По нашей оценке, потребность составляет не менее 10 тысяч мест», — цитирует РБК вице-президента ассоциации и председателя совета директоров группы «Альянс Марин Девелопмент» Ольгу Шебзухову.
С дефицитом мест для яхт столкнулся и Санкт-Петербург: так, у яхт-клуба «Светлана» в центре Северной столицы на сегодняшний день стопроцентная загрузка и очередь из тех, кому негде хранить на родине своё имущество.
«Если бы у нас было ещё две такие локации, мы бы и их заполнили», — заверил журналистов гендиректор яхт-клуба «Светлана» Олег Гусев.
Причиной дефицита основатель школы яхтинга «Сила ветра» Максим Пинигин называет не только приток российских яхт из-за рубежа, но и слабое развитие индустрии.
«В России традиционно не хватает мест в маринах. При этом нехватка мест ощущается во всех регионах. Мы периодически сталкиваемся с этим в городах нашего присутствия», — цитирует его слова РБК.
В этой связи строительство яхтенной марины в Балаклаве, как бы сложно ни относились к этому проекту местные жители, выглядит более чем своевременным. Всплеск интереса к яхтенному туризму, напоминает РБК, Российский союз туриндустрии (РСТ) отмечал ещё в 2021 году. По его оценкам, с этой целью за рубеж ежегодно выезжало около 200 тысяч россиян. Популярностью пользовались Испания, Франция, Италия, Греция, Хорватия, Польша и Турция — то есть страны, где создана большая сеть марин.
Напомним: поручение о создании в Балаклаве яхтенной марины было дано Владимиром Путиным по итогам его поездки в Севастополь в августе 2017 года. В марте 2019 года он же сообщил, что сроки реализации проекта несколько сдвигаются. В качестве инвестора в 2018 году было определено «Агентство инфраструктурных проектов», которое СМИ связывают с братьями Ротенбергами.
У Севастополя своя специфика
Как следует из материала РБК, севастопольская «Царская пристань» стала единственным яхт-клубом, который отмечает полную загрузку не за счёт новых, а за счёт постоянных клиентов, которые заполняют стоянки из года в год и остались верны Севастополю даже с учётом того, что выход судов в море в Крыму этим летом ограничен. Однако директор «Царской пристани» Владимир Бородатов в разговоре с ForPost внёс в эту информацию существенные коррективы: сегодня стоянки заполнены не на 100, а примерно на 30%. Причина — в закрытии Севастопольской бухты: яхты нужны, чтобы ходить по морю, а не стоять на приколе.
Летом 2022 года прямо у Графской пристани можно было увидеть роскошную 45-метровую яхту Deep Story.
Главное обстоятельство, ограничивающее яхтсменам свободу передвижения, всем понятно. Вслед за директором «Царской пристани» наличие проблем, связанных с закрытием моря, подтвердил ForPost и генеральный директор ООО «Трилока ЛТД» (яхт-клуб «Адмирал» в Стрелецкой бухте) Анатолий Сыпко. Закрытие же, в свою очередь, стало следствием атак на Севастополь беспилотников.
«До этого момента яхт-клуб был заполнен полностью, был подготовлен и проект по строительству ещё двух пирсов и слипа (наклонной площадки для спуска судов на воду или подъёма из воды. — ForPost). Но теперь часть судов ушла, и мест 10 у меня свободны», — рассказал ForPost Анатолий Сыпко.
Свернуть пришлось и обучение яхтсменов, которым занимался «Адмирал». А вот выход в море из Балаклавы остаётся открытым. Если так пойдёт и дальше, перспективы будущей балаклавской марины видятся нашим собеседникам вполне благоприятными.
«Востребована она будет, всё зависит от ценовой политики», — считает Владимир Бородатов.
Председатель бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксёнов более осторожен в прогнозах: нельзя, считает он, сбрасывать со счетов санкции, из-за которых заход судна в Севастополь, а затем в иностранный порт чреват для владельца серьёзными неприятностями. О неприятностях с яхтами пока ничего слышно не было, а вот грузовые суда попадали в переплёт ещё несколько лет назад.
«Риск есть, и он способен отпугнуть какую-то особенно осторожную часть владельцев яхт, — считает Вячеслав Аксёнов. — Ну а потребность в местах для яхт действительно есть, а главное, что у нас для них масса удобств. Очень легко попасть в Средиземное море, путешествие по которому ценится выше всего, — раз. Незамерзающий порт — два. На севере яхты тоже есть, но там существует проблема их хранения в зимнее время. И три — в Севастополе очень неплохая судоремонтная база. Да, у нас нет больших заводов, но есть мелкие мастерские, которые могут провести и техобслуживание, и ремонт, и даже построить яхту очень хорошего качества. Так что в этом смысле перспектива тоже очень неплохая».
Теперь все равны?
Несколько лет назад риск поплатиться за заход в Севастополь действительно существовал, — подтверждает кандидат экономических наук, доцент кафедры международного морского и таможенного права юридического института СевГУ Алексей Воробьёв. Но принятие свежих санкционных пакетов практически уравняло любителей Севастополя с теми, кто никогда ни в нашем городе, ни на территории полуострова не был, но является гражданином России и рискнул путешествовать по западным курортам на российской яхте. Именно эти повышенные риски и стали причиной ажиотажного спроса на стоянки.
Однако причина, подчёркивает Алексей Воробьёв вслед за процитированным выше основателем школы яхтинга «Сила ветра» Максимом Пинигиным, не только в этом: строительством марин в России, по сути, никто всерьёз не занимался, поскольку и особого спроса на них не было.
«А сейчас, когда все внезапно поняли, что держать своё имущество лучше всё-таки дома, и возник дефицит — всё переполнено, и поставить яхту некуда. Поэтому сейчас любая хоть как-то обустроенная точка будет занята», — говорит Воробьёв.
А уж сомневаться в том, что Балаклавская яхтенная марина будет востребована, и вовсе нет никаких причин — убеждён он.
Расширение набережной в Балаклаве.
Напомним: в июне 2022 года своё мнение о перспективах севастопольской яхтенной марины высказал в эфире телеканала НТС генеральный директор яхтенного сервиса SeaService Данил Чавкин. Оно тоже оказалось вполне оптимистичным: эксперт утверждал, что спрос на яхты из-за санкций не упадёт, а те, у кого они уже есть, от них не избавятся.
«Куда ж они денутся? Конечно, придут», — отреагировал Чавкин на вопрос ведущей «Придут ли яхты в Балаклаву?».
При этом он подчеркнул, что производство яхт в России практически отсутствует, а 100% комплектующих для ремонта яхт производится за рубежом. Но строительство яхтенной марины в Балаклаве охарактеризовал как «начало большого пути».
«За рубежом это всё развивалось столетиями, у нас — от силы 20 лет. Поэтому надеюсь, что со временем мы будем даже более привлекательны для посещения, чем какие-нибудь турецкие марины», — добавил эксперт.
Напомним также: работы, связанные с обустройством яхтенной марины в Балаклаве, идут полным ходом. Завершить их, как недавно сообщил депутатам заксобрания губернатор Михаил Развожаев, планируется в 2024 году. Как будет выглядеть набережная в конечном итоге, пока не знает никто, кроме проектировщиков. По словам губернатора, сейчас скорректированный проект проходит госэкспертизу, после чего будет показан членам наблюдательного совета.
Ольга Смирнова
Фото ForPost
Обсуждение (77)
А обычным жителям города что с этого "праздника" нуворишей светит?
Зачем тогда спасатели, если они не спасают.
А, может быть, грабительские непомерные "непропорциональные" процентные ставки наших банков мешают и не дают "решиться"? (
(Что мешает брать ипотеку в Крыму и Севастополе. Непропорциональные зарплаты и ограниченное предложение многим не дают решиться.)
Гвозди и еще многое другое покупаем за "бугром" у "коллег и партнеров" (вместо развития своего национального производства),бедность никак не "поборют" - а яхт столько, что не хватает стояночных мест...Чудеса да и только...
to Мария Д.: Да я понял, что для "умных" и от "умных", вы не переживайте, я не собираюсь переезжать вашу переходить на вашу личность, я извиняюсь что в прошлый раз ее не заметил. Простите "дурака".
Сытый - голодному не товарищ.
Да с каких пор, Турция нам стала другом??? Не удивлён, вполне ожидаемая подлянка.
В Севастополе - городе огромного количества украинских градостроительных ошибок и продолжающегося использования фальшивых украинских деклараций, принятые ПЗЗ Жукалова уже корректируют, а будущий Генплан Развожаева или следующего захватчика для застройщиков общих лесов и берега уже разрешили нескончаемо актуализировать.
ГДЕ ГЕНПЛАН?
ЗАЧЕМ СЕВАСТОПОЛЮ СТОЛЬКО ЖИЛЬЯ И ПРОЧИХ СТРОЕК?
КТО может ответить?
Стоянку для крутых яхт назвали яхтенным туризмом.
Недостающие марины надо строить на Днепре...Там пацанам как раз плавсредств не хватает...
Яхты уйдут обратно в Европу, а мы будем ходить вдоль этих построенных вдоль моря заборов и слушать окрики сторожей про частную собственность и закрытую территорию! Делали бы хоть с одной стороны (где штольня) с возможностью прохода граждан на песчаный пляж или он тоже будет для марины?
Ну понятно, севастопольцам негде свои яхты хранить, валяются на газонах. Поэтому нужно срочно строить марины. Нет, если бы собрать всех женщин с именем "Марина", и привезти их в Севастополь, то я был бы не против. Тем более, что деньги выделяются такие, что это вполне возможно. Поэтому постройка марины- это первочередная задача.
А вот позвольте спросить - на фото номер три это тоже яхта? Ведь яхта - это маломерное судно с косым парусным вооружением, что-то вроде спортивного снаряда. Имеются яхтсмены, среди них даже чемпионы есть. Я и сам когда-то, управляя парусами ял-6 вместе с остальным экипажем, занимал первые места на гонках. Но то, что показано на фото 3 - это никак не яхта, это результат милиардерского выпендрёжа, для такого класса судов придумайте особое название, например миллиардник или любодрузивник. И не путайте их с яхтами, так и скажите, что строите стоянку для любодрузивных судов.
вранье чистой воды пишут хоть как то взбодрить население на эмоциональный всплеск (((((
to sks144: По определению, то что на фото (Deep Story), это все же яхта, а если учесть, что она стоит на месте где обычно корабли ЧФ, то видимо еще и "боевая". Ну по крайней мере сомневаться, что она построена на те деньги, что не достались ВМФ РФ, на его обновление, не приходится. За последние 30 лет тоннаж построенных российскими нуворишами яхт вдвое превышает таковой у кораблей построенных для ВМФ РФ, а уж цена..., хотя и строящееся для ВМФ тоже завышали по цене как могли, но это тоже наверное что бы строить яхты.
Да хватит поднимать вой на болотах. Достроят и хорошо.
Меня вот сейчас осенило: не зря Балаклавская бухта - "бухта Символов"! Когда то стояли военные корабли и рыбацкие лодки, была могучая держава..., а теперь будут яхты вместо них. Это же символично - можно сказать символ нынешнего времени, символ "развития" нашей нынешней страны! Вот только бы в нынешние времена этот символизм, с такой трансформацией, не вышел нам боком!
"В стране обнаружился острый дефицит мест для стоянки яхт".
Предлагаю идеологам строительства яхтенной марины в Балаклаве, пускающим миллиарды на сомнительную крайне несвоевременную стройку, рассказать об этом бойцам СВО, погибшим из-за того, что у них не завелась старенькая моторная лодка, а заодно их детям, женам, матерям и отцам. А после этого быстро убежать, пока их не разорвали на куски.
Средневековый шабаш. Пора разводить костры.
Если марину не построят в следующем году, то ее не построят никогда.
to sks144:
на том фото, все таки ЯХТА, причем небольших размеров
сам работал на 110-ти футовой (33 метра - поболе городских катеров) 4 года....
а вот яхты арабских шейхов, ну или корпоративная яхта компании MicroSoft........
хотя и они не идут ни в какое сравнение с той же Luna
одного из рассейских обиженных всем остальным миром миллиардеров 
Если яхты оснастят пушками, тогда пусть строят марины хоть на каждом углу, иначе лесом вместе с хозяевами.
Скажите спасибо, что для водительского удостоверения не требуется справка от сексопатолога. А то бы за 600 рублей носили справки, что не пи..рас.
to sks144:
20 огромных яхт, принадлежащих российским миллиардерам (fishki.net)
Ужас!
Даже в эскизном проекте растений ноль! Один асфальт и плитка!
Хватит издеваться и экономить! Где зелёные насаждения на этой Марине не очень тяжёлого поведения! Будь она не ладна!
Не надо нам столько плитки, не надо! Нам надо море, зелёные насаждения, ну и если можно, с барского плеча пару скамеек для пожилых и мамаш с детьми!
засрем бухты старыми подержанными яхтами!
Город разваливают на глазах, вытаптывают в пыль его историю, а по этому поводу ещё и прямо хвалебная ода подоспела. После прочтения хочется пойти и руки вымыть.
Одно другому не мешает, а красивая набережная Балаклаве нужна как воздух - там просто гулять негде
Зачем там зеленые насаждения? это же набережная и причалы где там деревья сажать?
Марина нужна, потому что мы живем в уникальном и красивом месте и эта красота должна быть доступна людям, это же здорово когда построят красивые набережные и причалы, зоны отдыха - все это жду с нетерпением.
Зачем что-то делать для Севастопольцев. Нужно идти в ногу со временем. У нас у коренных Севастопольцев, которые в очереди на квартиру 109995000. У каждого яхта за 5-10 мл. Зачем ему в очереди стоять на квартиру.
Порядочные люди берут плоходоступную полоску берега, сыпят мол, создают подъездные пути и получают марину, а здесь чо буратины творят?!!
А стОят ли хозяева всех этих яхт такой заботы? Помогают ли фронту так, как это делают пенсионеры, перечисляя от своей небольшой пенсии ?
Самое подходящее место, для 'марины", - озеро Донузлав. Там места всем и на всё хватит.
Пусть строят, это не на века. А всего лишь как бы марина.
to Верещагин:
Вы как всегда разложили всё по полочкам, но пять как всегда! Зачем кататься на яхте в Сочи и обратно? Не вводите людей в заблуждение. Вам этого не понять, что истинных ценителей яхт волнует только ветер. Оформляйте отход и идите на Босфор, а там куда вода и финансы позволят хоть around the world. Кстати мне друзья рассказывали, что они после регаты на кубок Крыма 2023 г. которая стартовала из Севастополя, встречались с севастопольским владельцем яхты, который рассказывал о своем кругосветном путешествии на яхте. Улыбнулись про себя, сколько кругосветок соверштлт мы за свою жизнь, порой за контракт кругосветка получалась чистая, а так не один десяток. Простын люди к алегархам не пренадлежат, кто всю жизнь копит на дачу, кто на машину, а романтики на яхту.
to Sagdiev:
Никто и не возражает против благоустройства набережной для горожан и гостей города с учетом их мнения. Людям не понятно, почему государство проявляет столь трогательную заботу о яхтах олигархов и не заботится о горожанах, отнимая у них бухту.
Ой, да ладно вам - "ограничивающее"...
to Верещагин (A)
Если вспомнить или перечитать экономические законы - то повышение цен.
to Fiolen (Севастополь)
Зачем учитывать мнение горожан и гостей города, если она не для них "благоустраивается".
Потому что "государство", в том числе и мы с вами, прекрасно знаем сколько можно "наварить" на горожанах, а сколько на владельцах яхт.
Ну вот видите, а кто-то еще спрашивал, зачем марина, зачем марина. Если серьезно, то вполне можно создать мощный такой туристический центр с инвестициями и прочими ништяками. Если будут еще больше вкладываться в инфраструктуру, то и для местных есть профит
to Устроительница (Севастополь)
Сегодня это называется "Преображается".
У них другое видение истории.
и специально заточенные поэты и певцы од.
Не дадут, пожароопасный период объявили.
to Эдуард Глебовский
Вы наверное хотели сказать : "будет профит"?
Предположение довольно интересное. Но не думаю, что в набережную будет вложено или даже собираются вложить больше, чем уже вложили в город. По мнению же большинства севастопольцев (в том числе и на Форуме) - профита пока не видать... Или до профита в городе пока туалетов городских недостает?
Пока не поздно жителям Балаклавы нужно закопать бухту, купаться там всё равно нельзя...!!! Каждый житель по камушку и нет марины....!
Это же сколько нахлебников в необъятной, если только на азово-черноморском десять штук местов недостает?
Отличие миллионера от миллиардера.
"Над седой равниной моря ветер тучи собирает"..., - каждому будет отпущено по делам его.
to Александров Анатолий (Неприступный для своих)
Вы натолкнули на на интересную мысль: При таком количестве "Нахлебников", даже наши, почти бедные пенсионеры и не только , деньги для ВО, чтоб обогреть, накормить и даже "приодеть" ее участников - собирают?
Неужели в такое неподходящее время нам "приспичило" "марины ваять"? Больше некуда деньги девать?
По статье может сложиться впечатление, что речь сплошь про олигархов-миллиардеров. На самом деле, основной костяк - это все-таки мало и среднегабаритные туристические суда. Все-таки яхтинг активно развивался в последние годы. И если раньше ездили за границу и тратили деньги там, то теперь будут в Балаклаве. Не вижу здесь чего-то плохого при здравом подходе. Опять же, в городе можно развивать сопутствующий яхтингу малый бизнес
to Маклюра
Предложение эмоциональное и фантастическое.
Только власть этого не допустит. Да и "камешков" не хватит.
to Михаил Зимин: Процитируйте, пожалуйста, то место в статье, из которого следует, что речь сплошь про "олигархов-миллиардеров"
to Михаил Зимин
Вы очень правильно все "описали". Но сейчас, когда многие жители разочаровались в предыдущих "подходах" к подобным "мероприятиям" - у жителей возникли сомнения и довольно глубокие к таким "начинаниям".
И последнее: Время сейчас не такое, которое бы позволяло иметь уверенность в завтрашнем дне. Когда можно мечтать о "грандиозных преобразованиях".
Не там марину строят. Балаклава это любимое нами место со своим колоритом. Рыбаки, ялики, коты, пляж, атмосфера, история... А в нормальной марине должна быть стоянка и обслуживание лодки. Надо её поднять, почистить, покрасить, отремонтировать и т. д. Заправить. Как нельзя лучше для этого подходит Севастопольская бухта. В Балаклаве возможна только кратковременная стоянка, она там и была. А теперь весь город боится, что всё только испортят. Слоны в посудной лавке!
открою секрет - деньги давно выделены а потому должны быть освоены и марина должна быть построена
там и будет стоянка, а ремонтироваться яхты будут в Севастопольской бухте, там есть предприятия которые занимаются ремонтом как раз яхт
В Любимовке территорию для яхтенной стоянки уже упустили . Сейчас остался шанс сделать марину в Орловке, а не застроить всё коттеджами в интересах одного физ.лица
to Хома:
А ничего что в этой стороны нашего побережья навигация для маломерных судов ограничена и только возможна как разовый переход после получения разрешения, а с балаклавской стороны побережья разрешено. Чем же она подходит, что нельзя отходить от причала?
to Вентура:
Михаил Афанасьевич Булгаков очень хорошо описал на примере Берлиоза почему нельзя быть уверенным и в сегодняшнем дне.
Серьезно?))) для кого??? для богатеев? или для владельцев катеров в балаклаве, которым и так каждый сезон поднимают цену за стоянку, сумма уже превышает все мыслимые и немыслимые размеры. Для чего это делается? Чтобы освободить места для тех, кто посостоятельнее и "важнее"? Кому уперлись эти частные яхты, которые будут стоять на радость их хозяев? Что будут делать люди, которые живут и зарабатывают морскими прогулками? Вопросов много, ответов нет. Статью проплатил застройщик марины. пытаются выставить так, что благородный Севастополь спасает владельцев яхт, бедненьких, которым негде лодки парковать.
А что сделается вообще для людей?
Пляж в Ушаковой балке скорее всего тоже хотели отобрать у горожан под эти цели,объяснения выдвинутые чиновниками по поводу закрытия пляжа в прошлом году выглядели неубедительными.
всё у них будет хорошо, не переживайте=)) Для населения может и могут наступить новые 90-е, а у тех ребят всё схвачено и продумано
to Трахейский_деспот: Правильно! Наворовали, теперь хотят жить спокойно.
to Остряки (Севастополь)
Спасибо за дополнение! А ведь это еще в советской школе проходили. Как коротка человеческая память...
to Вентура: Действительно коротка. Никогда Булгакова не проходили в советской школе)
Ну не красива Балаклавская бухта без ИХ яхт))) ТАКУЮ бухту под яхтенный гараж ...эх вы !
to Тина Севастополь:
Когда народ собирает по копейке на элементарные нужды бойцам, а в это время руководство занято маринами, балетом, дворцами с причалами, деребаном земли пионерских лагерей и домов отдыха рабочих..., но только не ПОБЕДОЙ, остаётся предположить, что народу СВО, а им всё остальное!
to olga-smirnova2006 (Севастополь)
В моей проходили. Еще в советское время. Возможно она была для тех времен продвинутой? Правда это было не в Севастополе. И кинофильм был.
to Вентура: Извините, не поверю - при СССР таких вольностей со школьной программой не было)) Какой это был год? И первый фильм по роману Юрий Кара начал снимать в начале 90-х. А уж на экраны он вышел и вовсе в 2000-х
to olga-smirnova2006:
Вот так палятся иностранные агенты, когда легеду проходили видно школьную программу упустили инструктора. Это как в кино диверсанты в форме наших пограничников командовали строем - ать-два - ать-два, Солженица и Булгакова в основном оттуда в советское время мы изучали и по радио.
to Остряки: )))) Надеюсь, все не так страшно и человек просто путает советские годы с 90-ми. Трудно поверить, но такое случается: недавно с изумлением прочитала в одной соцсети яростный спор о советских временах, в котором часть спорящих из кожи вон лезла, доказывая, что при СССР все было, но только очень дорого. А потом оказалось, что люди имеют в виду 90-е, когда им было по 15-17 лет. Хотя фильма и в 90-е не было, точно шпион)))
Да откуда столько негатива? Это что пишут все те у кого нет яхты и тупо завидуют? ну и у меня нет, но вот есть понимание, что я живу в Балаклаве и хочу для города хорошее будущее. Не захолустья, в котором делать нечего, а города с перспективами развития. Красивые набережные, рыбаки, солнце, ну красота же! А все эти яхтсмены, это же прибыль прямая города! Пускай едут к нам!
to olga-smirnova2006:
В ЦРУ много лет готовили негра для заброски в рязанскую область, а когда он пришел в деревню первая встретившая бабушка спросила как дела в Америке. В советские времена же был анекдот про эпиграф, что-то с памятью моей стало, то что было не со мной помню. А в 90-х было всё, только нужно было поискать. Сейчас кстати тоже нужно поискать, вроде есть всё, да не то, но интернет упростил эту задачу. Что было дорого это правда, помню как за 40 миллионов себе установил в 90-е дома телефон.
сносную небольшую яхту за 2 млн можно взять, вполне доступно
держись Алекс, нам, радеющим за красоту и прогулочные зоны, почему-то здесь не рады, мне вон 41 дизлайк умудрились поставить, как бендеровцу ккому-нибудь)))
Вы говорите о том, что не понимаете.
Мы бойцам нашим собираем не потому что государству не хватает денег, а потому что в МО бюрократический аппарат работает медленнее, нежели мы быстро соберем и отошлем то что нужно конкретным воинам.
А в государстве денег много. И на марину бюджеты выделены еще до СВО. Стройку что теперь бросать на полпути надо?
Пляж в Ушаковой балке это и не пляж вовсе, а гадюшник с мазутной пленкой возле судов и кораблей.
Судя по проекту, исторические старинные дома на набережной хотят отодвинуть от моря, их прелесть будет утрачена. Ну, а деревья на прогулочной набережной просто необходимы, Ялта - тому пример. А причальная стенка - это другое.