Крым

Единственный в стране: как крымский «Титан» собирается завоевывать российский рынок

Новые партнёры вложат в модернизацию производства 20 миллиардов рублей.

Единственный в стране: как крымский «Титан» собирается завоевывать российский рынок
Фото:
Пелагея Попова|ForPost
Сотрудники предприятия с надеждой смотрят в будущее.

Гигант региональной промышленности Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции» вновь заработал после простоя с начала года. ForPost посетил уникальное предприятие и узнал, какие перспективы в условиях усиления западных санкций видит его руководство и правительство Крыма.

Когда закрылось окно в Европу — открылись ворота в Азию

До недавнего времени единственный производитель двуокиси титана в России крымский филиал «Титановых инвестиций» переживал нелёгкие времена. Так, четыре года назад по вине завода на севере Крыма произошло экологическое ЧП, в 2020 году здесь прошли массовые сокращения рабочих, а прошлой осенью суд обязал выплатить много миллионов просрочки за аренду земли.

крым армянск титан модернизация возрождение производство

Крымский «Титан» возобновил работу несколько недель назад.

Кроме этого, с января 2022 года производство основной продукции завода, двуокиси титана, для лакокрасочной, радиотехнической, резинотехнической промышленности — было приостановлено. Это произошло из-за срыва поставок сырья для производства — ильминитового концентрата. Только к апрелю удалось восстановить логистические цепочки, благодаря чему работа на «Титане» закипела вновь, рассказал в ходе пресс-тура на завод директор филиала Эдуард Курмачёв.

По его словам, поставку ильминита удалось наладить из азиатского региона, поскольку в России пока подходящего по качеству сырья нет.

Впрочем, азиатского материала всё равно недостаточно для загрузки «Титана» на полную мощность. Поэтому сейчас работает лишь один из двух цехов, что составляет 55-60% от возможного объёма всего производства.

крым армянск завод продукция титан

Продукция «Титана».

При этом если до 2014 года крымская продукция поставлялась в 62 страны, то сейчас основной объём идёт на внутренний рынок. Хотя если предприятие заработает на полную мощь, то потребность России будет полностью закрыта, а излишки можно будет направить на экспорт. Сейчас, по данным собеседника, крымская продукция поставлялась в Индию, Китай, Южную Корею и другие страны Азии.

«Ёмкость российского рынка по диоксиду титана колеблется в пределах 80-85 тысяч тонн в год, а мы можем производить 110-120 тысяч тонн. Но сегодня акцент — на России, потому что мы — единственный производитель на этом рынке», — объяснил директор филиала.

Между тем он добавил, что в России у крымчан всё же есть конкуренты — это Китай. Поэтому задача «Титана» на ближайшую перспективу — максимально охватить отечественный рынок.

Африка не смогла заменить Кольский полуостров

Впрочем, выпуском двуокиси титана армянский завод не ограничивается. Сейчас активно готовится к перезапуску цех по производству удобрений — аммофоса. Эта линия фактически простаивала последние восемь лет.

Исторически это производство было запущено для утилизации отходов двуокиси титана, рассказал Эдуард Курмачёв. В советские годы основное сырьё поставлялось с Кольского полуострова, но при Украине это сотрудничество прекратилось. Поэтому крымчане переориентировались на североафриканские фосфориты из Сирии, Египта и Марокко.

«Месторождение в Северной Африке беднее российского. Кроме этого, их сырьё очень требовательно к технологическому режиму. <…> Поэтому в последнее время, когда работали на фосфоритах, мы перешли с гидролизной кислоты на техническую», — уточнил представитель завода.

Так что фактически было утрачено первоначальное назначение цеха как утилизатора отходов, хотя в 2014 году производство всё равно остановилось. Теперь же, по словам Курмачёва, достигнута договорённость с Мурманской областью о возобновлении поставок необходимого материала.

крым армянск завод инфраструктура цех модернизация титанжелезная дорога

Инфраструктура многих цехов «Титана» связана с железной дорогой.

Однако для начала нужно будет восстановить железнодорожную ветку, которая соединяет завод и станцию «Вадим» на линии Херсон-Джанкой (в ходе специальной военной операции её удалось разминировать). Дело в том, что фосфоросодержащее сырьё и опасный аммиак оптимально подвозить именно поездом, пояснил Эдуард Курмачёв.

«Доставка аммиака — опасного груза — автомобильным транспортом не совсем хорошее решение, да и дорого (речь идёт об объёме 2,5-3 тысячи тонн в месяц — прим.). И сейчас в свете возобновления железнодорожного сообщения мы готовим производство [удобрений] к пуску, тем более вся инфраструктура цеха построена на доставку сырья и вывоз готовой продукции (до 18 тысяч тонн в месяц — прим.) жд-транспортом», — обрисовал перспективу собеседник.

Читайте по теме: Херсонская область назвала условия для пассажирского жд-сообщения с Крымом

Ещё одно перспективное направление — выпуск гипса для строительной индустрии. В рамках проекта по минимизации экологического вреда на территории завода строится станция нейтрализации кислых стоков. В процессе нейтрализации образовывается подходящее для производства гипса сырьё, пояснил представитель компании.

20 миллиардов на 5 лет и договор с Китаем

Грандиозные планы, озвученные директором Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции»,  воплощать в жизнь заводу поможет сотрудничество с АО «Башкирская содовая компания», о чём уже сообщал ForPost.

Кроме этого, крымский завод перешёл под управление крупной российской компании «Русский водород». Финальные договора с новыми партнёрами будут подписаны в ближайшее время.

«Сегодня находится на утверждении программа развития на ближайшие пять лет. Примерный объём финансирования — 20 миллиардов рублей. Это пойдёт на модернизацию цехов, замену изношенного оборудования на новое для увеличения мощности и качества производства. Только на капитальный ремонт предусмотрено около 8-9 млрд рублей», — раскрыл подробности предстоящей сделки директор Армянского филиала.

Завод вот-вот подпишет контракт с Китаем на поставку нового оборудования, уточнил Эдуард Курмачёв.

крым армянск производство завод титан цех оборудование модернизация

Цеха и оборудование нуждаются в модернизации.

Между тем крымский «Титан» включён в перечень системообразующих организаций России и Крыма и участвует в госпрограмме развития промышленного комплекса республики. Об этом напомнила журналистам врио министра промышленной политики региона Елена Элекчян.

Читайте по теме: В Крыму изготавливают запчасти к импортной технике

Пелагея Попова

Фото: Пелагея Попова|ForPost

2766
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Patriot1.
4603

 Только к апрелю удалось восстановить логистические цепочки, благодаря чему работа на «Титане» закипела вновь, рассказал в ходе пресс-тура на завод директор филиала Эдуард Курмачёв.

По его словам, поставку ильминита удалось наладить из азиатского региона, поскольку в России пока подходящего по качеству сырья нет.

 

А никак нельзя завод "Титан"  разместить  подальше от Крыма и например поближе к основному источнику сырья - ильминиту, как подсказывает логистика? А заодно и Бахчисарайский цементный прихватить...Как то не "вяжутся" такие специфические Предприятия с намерениями и лозунгами вышестоящих развивать Крым как Здравницу и курорт...

Profile picture for user kostoprav
6245

Как только речь заходит о модернизации и ремонте, значит можно быть уверенными - завод уничтожат

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744

Это не тот "Титан", который загадил Армянск года три -четыре назад? 

Profile picture for user Paganel
5568

Крымский «Титан» возобновил работу несколько недель назад

Лучше бы он навсегда закрылся. 100% привозное сырьё и 100% продукции вывозится на материк. До Севастополя его выбросы не долетают, а вот в центре и на севере Крыма местные жители регулярно "подарочки" от него получают.

Это не тот "Титан", который загадил Армянск года три -четыре назад? 

Именно он

Profile picture for user Paganel
5568

завод Фирташа?

Уже нет, но загрязнять весь степной Крым от этого он меньше не стал

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
329

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
1
371

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
27620

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
19
2293

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
81
9374

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
11658