Новости Крыма

Единственный в стране: как крымский «Титан» собирается завоевывать российский рынок

Новые партнёры вложат в модернизацию производства 20 миллиардов рублей.

Служба новостей ForPost

Гигант региональной промышленности Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции» вновь заработал после простоя с начала года. ForPost посетил уникальное предприятие и узнал, какие перспективы в условиях усиления западных санкций видит его руководство и правительство Крыма.

Когда закрылось окно в Европу — открылись ворота в Азию

До недавнего времени единственный производитель двуокиси титана в России крымский филиал «Титановых инвестиций» переживал нелёгкие времена. Так, четыре года назад по вине завода на севере Крыма произошло экологическое ЧП, в 2020 году здесь прошли массовые сокращения рабочих, а прошлой осенью суд обязал выплатить много миллионов просрочки за аренду земли.

крым армянск титан модернизация возрождение производство

Крымский «Титан» возобновил работу несколько недель назад.

Кроме этого, с января 2022 года производство основной продукции завода, двуокиси титана, для лакокрасочной, радиотехнической, резинотехнической промышленности — было приостановлено. Это произошло из-за срыва поставок сырья для производства — ильминитового концентрата. Только к апрелю удалось восстановить логистические цепочки, благодаря чему работа на «Титане» закипела вновь, рассказал в ходе пресс-тура на завод директор филиала Эдуард Курмачёв.

По его словам, поставку ильминита удалось наладить из азиатского региона, поскольку в России пока подходящего по качеству сырья нет.

Впрочем, азиатского материала всё равно недостаточно для загрузки «Титана» на полную мощность. Поэтому сейчас работает лишь один из двух цехов, что составляет 55-60% от возможного объёма всего производства.

крым армянск завод продукция титан

Продукция «Титана».

При этом если до 2014 года крымская продукция поставлялась в 62 страны, то сейчас основной объём идёт на внутренний рынок. Хотя если предприятие заработает на полную мощь, то потребность России будет полностью закрыта, а излишки можно будет направить на экспорт. Сейчас, по данным собеседника, крымская продукция поставлялась в Индию, Китай, Южную Корею и другие страны Азии.

«Ёмкость российского рынка по диоксиду титана колеблется в пределах 80-85 тысяч тонн в год, а мы можем производить 110-120 тысяч тонн. Но сегодня акцент — на России, потому что мы — единственный производитель на этом рынке», — объяснил директор филиала.

Между тем он добавил, что в России у крымчан всё же есть конкуренты — это Китай. Поэтому задача «Титана» на ближайшую перспективу — максимально охватить отечественный рынок.

Африка не смогла заменить Кольский полуостров

Впрочем, выпуском двуокиси титана армянский завод не ограничивается. Сейчас активно готовится к перезапуску цех по производству удобрений — аммофоса. Эта линия фактически простаивала последние восемь лет.

Исторически это производство было запущено для утилизации отходов двуокиси титана, рассказал Эдуард Курмачёв. В советские годы основное сырьё поставлялось с Кольского полуострова, но при Украине это сотрудничество прекратилось. Поэтому крымчане переориентировались на североафриканские фосфориты из Сирии, Египта и Марокко.

«Месторождение в Северной Африке беднее российского. Кроме этого, их сырьё очень требовательно к технологическому режиму. <…> Поэтому в последнее время, когда работали на фосфоритах, мы перешли с гидролизной кислоты на техническую», — уточнил представитель завода.

Так что фактически было утрачено первоначальное назначение цеха как утилизатора отходов, хотя в 2014 году производство всё равно остановилось. Теперь же, по словам Курмачёва, достигнута договорённость с Мурманской областью о возобновлении поставок необходимого материала.

крым армянск завод инфраструктура цех модернизация титанжелезная дорога

Инфраструктура многих цехов «Титана» связана с железной дорогой.

Однако для начала нужно будет восстановить железнодорожную ветку, которая соединяет завод и станцию «Вадим» на линии Херсон-Джанкой (в ходе специальной военной операции её удалось разминировать). Дело в том, что фосфоросодержащее сырьё и опасный аммиак оптимально подвозить именно поездом, пояснил Эдуард Курмачёв.

«Доставка аммиака — опасного груза — автомобильным транспортом не совсем хорошее решение, да и дорого (речь идёт об объёме 2,5-3 тысячи тонн в месяц — прим.). И сейчас в свете возобновления железнодорожного сообщения мы готовим производство [удобрений] к пуску, тем более вся инфраструктура цеха построена на доставку сырья и вывоз готовой продукции (до 18 тысяч тонн в месяц — прим.) жд-транспортом», — обрисовал перспективу собеседник.

Читайте по теме: Херсонская область назвала условия для пассажирского жд-сообщения с Крымом

Ещё одно перспективное направление — выпуск гипса для строительной индустрии. В рамках проекта по минимизации экологического вреда на территории завода строится станция нейтрализации кислых стоков. В процессе нейтрализации образовывается подходящее для производства гипса сырьё, пояснил представитель компании.

20 миллиардов на 5 лет и договор с Китаем

Грандиозные планы, озвученные директором Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции»,  воплощать в жизнь заводу поможет сотрудничество с АО «Башкирская содовая компания», о чём уже сообщал ForPost.

Кроме этого, крымский завод перешёл под управление крупной российской компании «Русский водород». Финальные договора с новыми партнёрами будут подписаны в ближайшее время.

«Сегодня находится на утверждении программа развития на ближайшие пять лет. Примерный объём финансирования — 20 миллиардов рублей. Это пойдёт на модернизацию цехов, замену изношенного оборудования на новое для увеличения мощности и качества производства. Только на капитальный ремонт предусмотрено около 8-9 млрд рублей», — раскрыл подробности предстоящей сделки директор Армянского филиала.

Завод вот-вот подпишет контракт с Китаем на поставку нового оборудования, уточнил Эдуард Курмачёв.

крым армянск производство завод титан цех оборудование модернизация

Цеха и оборудование нуждаются в модернизации.

Между тем крымский «Титан» включён в перечень системообразующих организаций России и Крыма и участвует в госпрограмме развития промышленного комплекса республики. Об этом напомнила журналистам врио министра промышленной политики региона Елена Элекчян.

Читайте по теме: В Крыму изготавливают запчасти к импортной технике

Пелагея Попова

Фото: Пелагея Попова|ForPost

3396
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Обсуждение (6)
Patriot1.
5162
Patriot1.

 Только к апрелю удалось восстановить логистические цепочки, благодаря чему работа на «Титане» закипела вновь, рассказал в ходе пресс-тура на завод директор филиала Эдуард Курмачёв.

По его словам, поставку ильминита удалось наладить из азиатского региона, поскольку в России пока подходящего по качеству сырья нет.

 

А никак нельзя завод "Титан"  разместить  подальше от Крыма и например поближе к основному источнику сырья - ильминиту, как подсказывает логистика? А заодно и Бахчисарайский цементный прихватить...Как то не "вяжутся" такие специфические Предприятия с намерениями и лозунгами вышестоящих развивать Крым как Здравницу и курорт...

kostoprav
6245
kostoprav

Как только речь заходит о модернизации и ремонте, значит можно быть уверенными - завод уничтожат

Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

Это не тот "Титан", который загадил Армянск года три -четыре назад? 

Paganel
6131
Paganel

Крымский «Титан» возобновил работу несколько недель назад

Лучше бы он навсегда закрылся. 100% привозное сырьё и 100% продукции вывозится на материк. До Севастополя его выбросы не долетают, а вот в центре и на севере Крыма местные жители регулярно "подарочки" от него получают.

Это не тот "Титан", который загадил Армянск года три -четыре назад? 

Именно он

Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

to Paganel:  завод Фирташа? Или не его?

Paganel
6131
Paganel

завод Фирташа?

Уже нет, но загрязнять весь степной Крым от этого он меньше не стал

Главное за день

В Байдарской долине не позволили построить слишком городские дома

Архсовет Севастополя не утвердил проект жилого комплекса, который напомнил его членам больницу.
16:00
3
1148

Дорожные работы на мосту у вокзала парализовали Корабельную сторону Севастополя

Таких пробок по воскресеньям на этом участке дороги жители города ещё не видели.
15:00
15
3179

В Севастополе отправили на доработку проект гостиничного комплекса в районе Омеги

Территория может стать изюминкой или превратиться в штакетник, отделяющий людей от моря.
12:06
10
1658

Севастопольцы ощутили землетрясение в Чёрном море

Жители жалуются на странное поведение котов и трясущиеся диваны.
09:10
18
4768
Туризм

По ЮБК без заборов: как проложить видовой маршрут прогулки к морю в Крыму

Остатки старинной дороги напоминают: раньше здесь не было преград.
13:28
0
3479

Круглогодичный центр медицинского туризма появится в Севастополе

В пансионате «Изумруд» запускается современное направление санаторно-курортных услуг.
20:00
15
2126

В Крыму 2026 год будет посвящён гостеприимству

Крымчан ждёт калейдоскоп ярких событий.
18:35
0
1409

Женщину в слишком короткой юбке не пустили в отделение полиции

Теперь в Малайзии пересмотрят соответствующие дресс-коды.
15:50
0
1131