В Крыму, в 19 километрах от мыса Форос на глубине 126 метров обнаружен древний корабль, который в силу своих размеров и сохранности является уникальной находкой. Тысячелетнее судно, вернее его видимая часть, имеет 37 метров длины, что для его времени невероятно много. К тому же прежде ни в Черном, ни Средиземном морях не было найдено столь хорошо сохранившегося судна того периода.
По словам директора Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергея Воронова, скрытая под илом часть «Форосца», как его окрестили аквалангисты, может иметь в длину до 50 метров. Сохранность судна, ведь не сгнило даже дерево корпуса, объясняется тем, что в глубинах Черного моря находится сероводородный слой, который, убивая все живое, выступает своеобразным консервантом. У группы исследователей возник амбициозный план, который нашел поддержку в Министерстве культуры и туризма Украины: поднять «Форосец», перевезти его в Севастополь и выставить для обозрения под стеклянным колпаком на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический».
Тысячелетнее судно было обнаружено еще прошлым летом, когда проходили испытания первого украинского робота для подводной археологии «Софокл». Робот поднял кусок доски с судна, а киевские физики с помощью радио-углеродного анализа определили его возраст. «Форосец» оказывается ровесник Киевской Руси, он был построен между 1070-1190 годами. Предположительно, что это византийский корабль, но возможно, что он пришел из Италии.
После того как была установлена значимость находки, асам подводных погружений всего мира был направлен призыв принять участие в исследованиях. Согласились бесплатно работать всего трое аквалангистов: киевлянин Александр Спиридонов, москвич Андрей Быков и англичанин Мартин Робсон из Лондона. Также на заключительном этапе экспедиции к ней присоединился опытный дайвер Евгений Комко из Киева.
У руководителя экспедиции Сергея Воронова есть письмо из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, где сказано, что исследователи «Форосца» установили рекорд работы в легком водолазном снаряжении на такой большой глубине - 126 метров.
Уже совершены первые ценные находки, которые были подняты на поверхность. Так, древние амфоры так хорошо сохранились, что кажется, будто они созданы день назад. Также участники экспедиции видели и другие предметы, в числе которых камнеметное оружие типа катапульты. Предположительно, что под слоем ила исследователей ждут вещи экипажа, монеты и другие интересные находки.
Новый этап изучения «Форосца» будет начат в 2011 году, когда экспедиция получит в свое распоряжение нового украинского робота «Архимеда», у которого есть две руки, способные поднимать грузы весом до 60 кг. Также он оснащен щеткой, илососом и вакуумной присоской. Водолазы планируют полностью очистить древний корабль от ила, чтобы приступить к выработке плана подъема судна .
Обсуждение (17)
идея очень крутая.....если будет стоять в Херсонесе это увеличит приток туристов. но есть одно НО!!! Если будет обеспечен контроль вход,выход на территорию, сейчас это напоминает кормушку для многих заинтересованных лиц!
План амбициозный! А каких "амбициозных" денег потребует!!!! Это покруче "Вазы" будет - а её не один год отмачивали от солей....
Авиабомбу с пляжа полгода убрать не могут, а тут Корабль поднять!
Бомба под колпаком не такая интересная, как корабль....
ОТЛЬЧНАЯ! Новость, Хочется верить что все доведут до конца. дай-то бог чтоб не разворовали деньги которые выделят, и амбициозные чинуши не тормозили реализацию проекта. Тут враг находки будет весь аппарат чинуш на всех этапах со своими лапками запустить их к бюджету проекта и урвать. начиная от таможни заканчивая каким-нибудь надзором за флорой и фауной.
"...киевские физики с помощью радио-углеродного анализа определили его возраст. «Форосец» оказывается ровесник Киевской Руси, он был построен между 1070-1190 годами... древние амфоры так хорошо сохранились, что кажется, будто они созданы день назад."
интересно мнение физиков и ученых Мира.
to cosmopolit (Планета Земля) интересно мнение физиков и ученых Мира.В смысле - ваших "британских"?
он был построен между 1070-1190 годами. Какой музей? Подкрасить и в состав ВМСУ !!!
[ Подкрасить и в состав ВМСУ !!!
Красава:))))))))
Чтобы выставить такое судно в музее, нужна особая консервация, которая стоит не просто больших, а очень больших денег. Кроме того, для его экспонирования нужны специальные условия. Когда из моря поднимают предметы, на воздухе они быстро начинают портиться, терять сохранность, подвергаться воздействию бактерий а паразитов. Я уже не говорю о затратах на его подъём. Кроме того, нужны площади для экспонирования, которых в Херсонесском музее нет.
Скорее всего, поднимут, и уйдёт оно в частный музей или коллекцию.
Продадут как пи...ть и скажут вынужденная мера чтоб окупить изыскания ,расчеты, подьем и еще много всякой хрени.А городу останутся горшки. Так нехай лежит себе до лучших времен.Будут бабки тогда пусть поднимают-хотя действительно ,можем ли мы себе позволить такую роскош, сохранить это на долго в хорошем состоянии ?
Поднять нереально - развалится.
И *Запорожье* туда же под колпак,сколько денег не выделяли,а воз и поныне там.И надпись соответствующую сделать....типа потомкам в пример...
Нереально, т.к. баснословно дорого. Помню, читал про подъем ладьи древних викингов (то ли в Швеции, то ли в Норвегии - не помню): несколько лет разрабатывали план подъема и консервации(состав воды, давление, куча др. параметров). Огромный аквариум с компьютерным обеспечением - это может позволить только очень богатая страна. Здесь, скорее всего, разворуют, что смогут, на дне, остальным рыбы будут любоваться.
Вот херсонесский некрополь и гераклейскую дорогу с усадьбами херсонеситов без раскопок под бульдозеры пустили. Варвары.
Знаком с дайверами Александром Спиридоновым и Андреем Быковым. Замечательные люди, посвятившие свою жизнь исследованию затонувших кораблей и судов на глубинах доступных только профессионалам высочайшего класса. Таких в России, на Украине да и в других странах всего несколько десятков. Цены этим ЛЮДЯМ нет!!!
Однако подводно-технические работы на этой глубине потребуют просто фантастических сил и средств, сравнимых разве только с подъемом АПЛ "Курск".
Скорее всего работы ограничатся подъемом отдельных деталей и грузов...
А как же идея с подводным музеем в Баваклаве? Что уже заглохла?
Очень дорогой проект. Украине (не только Севастополю) не потянуть. Можно говорить красивые слова. Я с 1968 года под водой...
Не потянуть, ребята...
Украине надо выжить... Просто выжить.