Насколько аккуратно россияне платят за коммунальные услуги, почему нужно менять систему ЖКХ, а независимый контроль над формированием тарифов ничего существенно не изменил, и почему нынешний отопительный сезон не такой, как предыдущие, рассказала заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Особенности нового отопительного сезона в РФ
Отопительный сезон 2025/2026 годов, который уже начался в некоторых регионах, имеет свои особенности, отметила Светлана Разворотнева во время интервью в студии «Парламентской газеты» накануне, 30 сентября.
Она пояснила, что россияне стали жить по новому закону о теплоснабжении.
«Во-первых, акты готовности [объектов] к зиме стали подписываться в два приёма. В первый раз приходит комиссия на дом, на социальный объект, фиксирует какие-то недостатки, пишет, что устранить. Во второй раз приходит — она проверяет, устранены они или нет, — рассказала депутат. — Есть балльная система оценки каждого объекта: если критических недостатков много — балл достаточно низкий, к нему — повышенное внимание. Такой рискориентированный контроль».
Во-вторых, с этого года местные власти, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании должны иметь «некий совместный план» на случай чрезвычайной ситуации, обратила внимание парламентарий.
«В регионах по примеру Москвы в этом году прошли учения на случай чрезвычайных ситуаций. На мой взгляд, эти организационные меры отчасти позволят решить некоторые проблемы. Конечно, не все… будем надеяться, что их будет меньше», — считает Светлана Разворотнева.
Ранее стало известно о возможном изменении начала и окончания отопительного сезона, если будет «гибкое зонированное регулирование», подробнее читайте ЗДЕСЬ.
Необоснованные затраты в тарифах ЖКУ
Парламентарий также коснулась вопроса о контроле над тарифами на услуги ЖКХ.
Она напомнила, что есть «пессимистические случаи», когда контрольно-надзорные органы по жалобам граждан анализируют затраты коммунальных предприятий, которые закладываются в тарифы на услуги, и находят «те самые затраты, о которых у нас писала Генпрокуратура». То есть необоснованные, подробнее о них — в нашем материале.
А Федеральная антимонопольная служба, проведя проверку, «35 миллиардов средств, заложенных в тарифы, повелела исключить из них», сказала Светлана Разворотнева:
«С одной стороны, цифра выглядит очень внушительной — 35 млрд рублей. А с другой стороны, это всего 2,2% от общей валовой выручки предприятий коммунального сектора. И получается, что достаточно редко всё-таки ФАС в том числе поправляет региональные энергетические комиссии, какие-то региональные власти».
Уточним: её коллега Сергей Пахомов сообщил 23 сентября, что ФАС после обращения депутатов Госдумы об изучении правомерности увеличения тарифов выдала 94 предписания об устранении нарушений — это уже привело к снижению стоимости услуг в ряде регионов. Кроме того, исключены 29 млрд руб. необоснованных расходов из утверждённых тарифов.
«Также проверки провела прокуратура. Около шести миллиардов [рублей] включено в тарифы — на машины, корпоративы и командировки», — добавил Пахомов.
Общественный контроль над тарифами ЖКХ
В РФ неоднократно пытались запустить процесс «альтернативного независимого контроля» над формированием стоимости ЖКХ-услуг, продолжила Светлана Разворотнева.
Она напомнила, что в 2013 году по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева создали «межведомственные тарифные комиссии» для проведения независимой экспертизы тарифов, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба. Но с тех пор «ничего существенно не поменялось», полагает парламентарий.
«Потому что вообще анализ тарифа — это очень сложная профессиональная деятельность, для которой нужен хороший аудитор, а он стоит денег. И не всегда общественники и даже предприниматели были готовы скидываться [деньгами], нанимать такого профессионального аудитора. И поэтому за тарифом населению следить сложно, — подчеркнула Светлана Разворотнева. — Но население, на мой взгляд, должны интересовать больше платежи, а не тарифы, не стоимость конкретного ресурса, а сколько мы платим за тот или иной ресурс. А сколько мы платим — зависит от объёма. И вот если где-то население обманывают, это как раз больше на объёмах».
По её мнению, «не столько контролировать надо, сколько менять систему», которая «цементирует эту неэффективность» предприятий ЖКХ, «эту историю надо перестраивать», а также менять процедуру формирования тарифов.
Какой уровень оплаты коммунальных услуг в РФ
Что касается оплаты ЖКУ, то в России «неплохая платёжная дисциплина», по оценке Светланы Разворотневой.
«У нас по стране 95% [потребителей] аккуратно платят, но зависит от региона. В Москве вообще 97-99%, на Кавказе — поменьше. Это зависит в наибольшей степени от системной работы всех, кто занимаются долгами, — поделилась она своим видением ситуации. — Сейчас фонды капремонта мобилизовались, и у них собираемость во многих регионах выросла за 100%. Потому что они стали просуживать (подавать иски в суд о взыскании — прим.) не только долги этого года, но и предыдущие».
А вот «эта огромная масса долгов, которой нас вечно пугают, полтора триллиона» рублей, это, как правило, «старые, безнадёжные долги, которыми никто не занимался много лет», уточнила она.
«Да и сейчас, я боюсь, тоже никто их не сможет получить», — подытожила депутат Госдумы.
Напомним, с 1 марта 2026 года будет действовать новое правило оплаты ЖКХ-услуг, связанное с её единым сроком. Для этого Госдума в июне приняла соответствующий закон.
Как повышают тарифы в России
Светлана Разворотнева также напомнила, что тарифы устанавливаются на базе прогноза социально-экономического развития от Минэка РФ.
За основу берутся, в частности, несколько показателей, среди которых инфляция и рост стоимости энергоносителей.
«Этот год почему характеризовался достаточно большим повышением [тарифов]? Потому что впервые за последние годы рост тарифов на газ, а это один из наших основных видов топлива, источников энергии, поднялся на более 21%. И это (газовый тариф — прим.) — больше половины тарифа в сфере теплоснабжения, водоснабжения», — пояснила депутат.
До последнего времени рост тарифов на газ именно для предприятий ЖКХ сдерживался, но в 2025-м «решили, что уже затраты энергоснабжающих организаций чересчур велики», и тарифы «отпустили фактически», добавила парламентарий.
«За этим последовало и всё остальное. Кроме того, Министерство экономического развития посчитало, что рост тарифов в предыдущие годы отставал от инфляции — здесь коммунальщикам добавили. Исходя из этого всего у нас, к сожалению, набралось [увеличение тарифов для потребителей]», — констатировала Светлана Разворотнева.
По её словам, постановлением правительства РФ устанавливаются только «некие предельные возможности» повышения общего платежа за услуги ЖКХ в каждом регионе. «Эти коридоры», как правило, публикуются в конце года перед следующим, а уже в начале следующего региональные энергетические комиссии/службы по тарифам рассчитывают тариф для каждого предприятия.
«Здесь уже существует абсолютно конкретная методика. И по этой методике считается себестоимость ресурса — расходы на энергоносители, заработная плата, которая сейчас повышается, какие-то другие расходы — и плюс инвестиционная составляющая, если она есть, — углубилась в вопрос депутат. — Поэтому в каждом регионе, даже в пределах одного муниципалитета могут быть разные цены на один коммунальный ресурс, например, на тепло. Одна котельная стоит на мазуте, другая на газе — будет в разы различаться стоимость этого тарифа».
Не всегда этот тариф «полностью выставляют населению», если слишком высокие величины или по другим причинам, и тогда власти регионов компенсируют предприятиям ЖКХ часть выпадающих расходов, а «населению это выставляют не полностью», подытожила парламентарий.
«Вот так примерно выглядит процесс формирования тарифов. Но, как всё у нас, он не вполне рационален. Потому что везде работают лоббисты и доказывают, что предприятие очень много тратит, очень много получает, — констатировала она. — И если мы сейчас посмотрим на результаты повышения тарифов в целом по регионам, то увидим, что больше всего у нас повысились тарифы для предприятий теплоснабжения, электроснабжения. А это, на самом деле, один из самых благополучных секторов в отрасли. А вот самый неблагополучный, с чрезвычайно низкими тарифами, с тяжёлым состоянием предприятий — водоснабжение, водоотведение — повысился на совсем чуть-чуть. Потому что у первых лоббисты более убедительны, а у вторых — менее убедительны».
Единый порядок повышения тарифов для всех по всей стране одновременно, как правило, «исходит от достигнутого: вчера было 10 рублей, а тут мы вроде всем проиндексировали — и всё равно всем немножко подняли», и зачастую происходит так, что «надо, не надо — всё равно повышают», сказала Светлана Разворотнева.
Пётр Фальков
Контроль должен быть в руках у тех кто платит деньги, а это жильцы.
Но УК не дают себя контролировать от слова совсем. Какие-то местечковые ООО в РФ правят был в этой сфере. А почему? Потому что их не наказывают.
Например, когда сломалась техника( смартфон, телик и прочее...), не только в течение гарантийного срока, но и срока службы его обязаны мне отремонтировать в разумные сроки. Не могут отремонтировать - должны выдать либо такой же новый, либо подобный современный, либо компенсировать деньгами.
Часто слышали, что предоставляющая свои услуги УК компенсировала свою плохую работу жильцам? Надо барахтаться истцу не один месяц, а может и годы в правовой паутине, чтобы этого добиться.
Кстати, интересная деталь.
На МКД в РФ вешают таблички с латинской буквой - это класс энергоэффективности.
Чем он ниже, тем жильцы будут больше платить за отопление.
Проблема необоснованного ежегодного роста тарифов ЖКХ парламентария не заинтересовала? Оплата за несуществующие и неоказанные услуги ЖКХ не интересна? Качество услуг ЖКХ также не беспокоит? (
Волнует только собираемость платежей в чьи-то бездонные карманы? В итоге будут и дальше продолжать узаконенное ограбление граждан через самую непрозрачную сферу в стране? (
Если честно и правильно ввести аудит тарифов ЖКХ , есть очень большая уверенность в том, что не население будет являться постоянным должником бездонной конторы ЖКХ "Рога и копыта", а САМА "КОНТОРА - дурильня", будет вечным должником населения!
С 1июля 2025 года в Китае газ для населения полностью бесплатный в рамках национального проекта «Народные недра».
Это решение охватывает все аспекты использования газа, включая отопление, нагрев воды и приготовление пищи. В 2015 году на первом этапе проекта власти КНР сделали бесплатным подключение к газопроводу для всех типов населённых пунктов.