Давать премии за то, что является требованием Уголовного кодекса, как минимум странно, однако такая мера может дать свои плоды. Так в Севастополе оценили нетривиальный подход властей Нижегородской области к борьбе с коррупцией.
Ранее там постановили: с 2026 года гражданским служащим, сообщившим о склонении их к коррупции, будет единовременно выплачиваться 50% одного ежемесячного денежного содержания. Но только в том случае, если указанный факт подтвердится в установленном порядке.
ForPost выяснял, уменьшит ли такой подход взяточничество в России.
За что поощрять?
Первое, что смущает в этой ситуации, — поощрение рублём за действия, которые законопослушный гражданин и так обязан совершить, отметил руководитель общественной организации «Защита интересов граждан» Антон Афанасьев.
«У нас любое должностное лицо, которому предлагают взятку, в силу закона должно сообщить об этом своему руководителю, а также в правоохранительные органы для дачи оценки. А здесь предлагают непосредственно усилить ещё эту работу получением денежных средств», — подчеркнул он.
Абсурдность ситуации ещё и в том, что по умолчанию честного человека (пока не доказано обратное) приходится стимулировать деньгами к соблюдению закона.
«Учитывая, что мы живём во время определённого абсурда, я боюсь, что это вообще может превратиться в серьёзный бизнес, когда люди, в общем-то, ничего из себя не представляющие, могут начать зарабатывать на ложных доносах», — считает руководитель общественной организации «Золотое сечение» Иван Комелов.
Неслучайные люди
Эффективность такой меры вызывает сомнения, поскольку сама природа взяточничества не подразумевает участия случайных людей с улицы. Как правило, всё происходит внутри круга лиц, пользующихся относительным доверием друг друга.
«Поскольку работает это всё обычно через знакомых, близких людей, через которых происходит контакт, поэтому в этой части есть сомнения», — говорит Антон Афанасьев.
Скорее всего, такая практика может сработать в отношении случайных единичных фактов взяток, а коррупцию как системное явление премии за честность не искоренят.
«Я считаю, это популистская мера. По сути, эффективность этой меры никакая не усматривается», — поделился мнением собеседник.
Вечный бой
Сомнения в эффективности такого подхода вызывает и размер премий, едва ли способный конкурировать с полученными противозаконным путём суммами.
Если для чиновника высокого ранга половина месячного содержания ещё может составлять существенную сумму, то для чиновника средней руки это не такая большая цифра.
В этом случае, конечно, выбор каждый делает сам, но честному человеку для принятия решения дополнительное стимулирование ну нужно, убеждён Иван Комелов.
«Как по мне, это не очень применимая практика. Если человек честный, он будет и без премии честный и эффективный, и дополнительно его стимулировать не нужно», — считает он.
Действенный же способ борьбы с коррупцией, отмечает собеседник, до сих пор не придумало ни одно государство.
«Есть государства, где взяточничество является особо тяжким правонарушением, как, например, в Китае, где коррупционеров казнят. Есть примеры, когда к этому относятся откровенно спустя рукава — как в 90-е годы, когда коррупция поглотила всю систему», — напомнил общественник.
В отсутствие эффективного рецепта, по его мнению, полезным инструментом мог бы стать общественный контроль — при условии максимальной открытости для него системы власти.
«Понятно, что за один день коррупцию не искоренить. Но когда чиновник будет понимать, что его могут проверить не только контролирующие органы, но и простые граждане, которые будут понимать, насколько эффективно он работает, мне кажется, это снизило бы уровень коррупции», — заключил Иван Комелов.
Всё ещё будет
Вместе с тем есть мнение, что не всё так плохо и свои плоды практика «премий за честность» может принести.
«Я думаю, что это принесёт свои плоды. Мы видим, как сейчас на всех уровнях идёт такая борьба, и, если будет ещё дополнительный стимул, я думаю, это рано или поздно сработает», — поделился мнением депутат Заксобрания Севастополя Вячеслав Камзолов.
Такие изменения начнутся уже в перспективе 2-3 лет, считает парламентарий, когда в системе власти станет всё больше людей с новым типом мышления — участников спецоперации. Возможно, тогда случаев с задержанием и назначением реальных сроков чиновникам, обвиняемым во взяточничестве, станет меньше.
«Сознание людей сейчас перестраивается, они больше заряжены идеей возродить нашу страну, сделать её процветающей. Сейчас во власть приходит молодёжь, участники СВО, у них голова работает совсем по-другому.
Они там защищали нашу Родину и придут — будут здесь защищать общественные интересы.
Я уверен, мы придём к тому, чтобы чиновники профессионально и честно делали свою работу, а не выстраивали какие-то коррупционные схемы», — поделился надеждами Вячеслав Камзолов.
Полина Ласькова

Он про страну Китай не слышал?