Россия и Индия углубят атомное сотрудничество в ходе саммита в Дели. Произойдёт это в ходе российско-индийского саммита в Дели, который пройдёт 4-5 декабря. Предполагается, что «Росатом» подпишет с индийским правительством меморандум на счёт углубления стратегического сотрудничества в области использования атомной энергии.
Россия имеет здесь целый набор интересов, начиная с того, что намеревается получить подряд на строительство новой крупной АЭС в Индии. Собственно, в основном всё сейчас упирается в то, та сторона пока официально не определились с местом расположения площадки под нее. И подписание подобного меморандума между Индией и «Росатомом» может означать, что «прогресс пошёл» и «лёд тронулся».
И это только малая часть совместных проектов, которые разворачиваются у России и индии прямо сейчас. В рамках большого экономического переориентирования и импортозамещения. В качестве другого примера можно привести то, что происходит в авиационной отрасли.
Накануне стало известно, что Индии будут открыт завод по выпуску российских авиалайнеров SJ-100. Случай, на самом деле, беспрецедентный.
Индийская авиастроительная госкорпорация «Хиндустан Аэронавтик Лтд» проинформировала о заключении соглашения между ней и российской «Объединенной авиастроительной корпорацией». В рамках этого соглашения в Индии будет открыто производство российских гражданских самолетов вышеуказанной модели.
Индийская сторона отдельно отметила, что подобное станет первым случаем в индийской истории, когда подобные гражданские авиалайнеры Индия будет производить самостоятельно.
Детали соглашения на данный момент не известны. Что не удивительно: такие сделки не «светят» до последнего. Но предположительно, Москва передаст Дели технологии создания «Суперджетов». Каковы будут условия – сказать трудно. Но это едва ли не первый случай такого сотрудничества и в новейшей российской истории.
Но шли к этому, вероятно, довольно долго. На это намекают даже в том самом заявлении «Хиндустан Аэронавтик Лтд»: ни говорят, что указанное соглашение стало возможно «благодаря многолетнему взаимному доверию между организациями».
Здесь очевидно сошлись две встречные политики России и Индии. С одной стороны – наше стремление к импортзамещению и переориентированию экономических схем на Восток. С индийской стороны - длительно проводимая политика по локализации высокотехнологичного производства в стране. Индия уже давно не хочет просто покупать любую сложную технику за границей, а желает, чтобы ей передавали технологии по её производству в самой стране.
Со стороны «дорогих партнёров» на Западе она в этом понимания не находит. А ей, мягко говоря, тревожно, на фоне того, как попытались поступить с Россией после начала СВО (да и до него тоже).
Но вот как раз с Россией в этом смысле они взаимопонимание нашли. Естественно, для нас это не так выгодно, как если бы они просто покупали готовые самолёты. Но внешнеэкономические связи – это всегда сумма интересов. И для нас, в конечном счёте, это выгодно тоже. Как минимум, посредством укрепления политические связи с Дели. Не говоря уже о разрушении тотальной монополии американского «Боинга» и европейского «Эйрбаса», которая установилась после крушения СССР и так называемых «реформ» Гайдара и Чубайса.
И каждый такой ход важен. Главное, на поле боя достичь успеха, а накопительный эффект скажется.
