В пятницу, 20 декабря, на заседании Совета директоров Центробанка ключевая ставка оставлена на прежнем уровне в 21%.
Сохранение ставки регулятор объяснил существенным ужесточением денежно-кредитных условий, чем предполагало октябрьское решение по ключевой ставке, когда она была поднята на нынешний уровень.
«По оценке Банка России, с учетом значительного роста процентных ставок для конечных заёмщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жёсткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос», — сказано в сегодняшнем релизе ЦБ.
Вчера на прямой линии с Владимиром Путиным глава России сказал, что в годовом выражении рост цен в России уже достигает 9,2–9,3%.
Консенсус-прогноз игроков рынка и экспертов в этих условиях был ориентирован на повышение ставки до 22-23%. Поскольку именно так поступал ЦБ ранее.
Впрочем, по словам Путина, до заседания Совета директоров не знала о размере ставки и сама глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Она сама, наверное, пока этого не знает, потому что Центробанк обсуждает это на Совете директоров, на своей комсомольской ячейке, и в ходе дискуссии принимают окончательное решение», — сказал Путин.
Вместе с тем, по его мнению, «оно будет взвешенным и будет отвечать требованиям сегодняшнего дня».
Напомним также, что целью по инфляции для ЦБ является ее уровень в 4% годовых.
«По прогнозу Банка России, с учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем», — сказано в сегодняшнем релизе регулятора по итогам заседания Совета директоров.
Ничего нового
Кандидат экономических наук Михаил Беляев в беседе с ForPost отметил, что сейчас эффективность очередного повышения уже ставится под сомнение практически всеми экспертами.
«Ставка ЦБ уже давно настолько высокая, что при её очередном повышении на 1 или 2 процентных пункта эффект от воздействия не меняется. Поэтому я не думаю, что повышение ставки сейчас повлекло бы какое-то существенное воздействие на инфляцию. В обычном нормальном развитии экономика отвечает на повышение спроса наращиванием предложения. Но у нас это натыкается на дороговизну кредитных ресурсов, поскольку ЦБ пытается ограничить именно спрос через высокую ключевую ставку», — отметил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Он добавил, что ключевая ставка выше 15–16% уже является запретительной. При этом нужно понимать, что Россия уже год живёт со ставкой в 16% и больше, но инфляция при этом только растёт.
А как иначе?
Впрочем, на вопрос эффективности повышения ставки некоторые эксперты смотрят всё же с меньшим пессимизмом.
Тем более, что способов регулирования инфляции у Банка России осталось очень мало. Особенно в условиях, когда рубль перестал быть балансирующим инструментом, а ЦБ лишился возможности управления огромной частью золотовалютных резервов. Они, напомним, из-за санкций больше не подконтрольны российским властям в значительной своей части.
«Кроме ключевой ставки и прямых количественных ограничений кредитования, способов контролировать рост цен у ЦБ не остаётся. Повышение ставки можно сравнить с аспирином: это простое, топорное, но действенное лекарство», — ранее писал в колонке для «Известий» экономист, экс-министр финансов Михаил Задорнов.
Другие методы
Вчера в программе «Итоги года с Владимиром Путиным» глава России отметил, что для роста цен в стране есть ряд объективных причин. В том числе превышение спроса над предложением, влияние мировых цен, санкционных ограничений и результатов по сбору урожая.
В то же время он отметил и недоработки со стороны ЦБ и правительства.
В частности, Путин указал, что, по мнению экспертов, регулятор слишком поздно начал применять другие методы борьбы с инфляцией, помимо повышения ключевой ставки. Но при этом, чтобы «не утомлять аудиторию», президент не уточнил, о чём именно идёт речь.
Экономист Михаил Беляев рассказал ForPost, что помимо ключевой ставки у Центробанка есть ещё лишь два инструмента воздействия на инфляцию.
«Эти два инструмента влияют на объём кредитной массы, которую коммерческие банки могут использовать для кредитования. Первый — это операции на открытом рынке по купле и продаже ЦБ краткосрочных ценных бумаг, либо государственных, либо собственного выпуска. Второй — это применение обязательного резервирования, когда банки, получая деньги на депозитные счета, обязаны какую-то часть из них резервировать на счетах ЦБ и не использовать для выдачи кредитов», — пояснил Беляев.
Он отметил, что первый способ широко применяется в США, где банки обязаны покупать государственные краткосрочные ценные бумаги, а также обязаны их продавать по требованию ФРС. У нас же такой обязанности не установлено. Да и данных о том, что этот способ сейчас используется, нет.
Второй способ применяется в России давно, и тут речь может идти об изменении лимитов отчислений в фонд резервирования.
Не стоит ждать
Эксперты, однако, говорят, что и эти дополнительные методы борьбы с инфляцией не принесут ощутимого эффекта.
«Этими инструментами ЦБ тоже не сможет сбить инфляцию эффективно. Поскольку она является в первую очередь следствием монополистического устройства российских рынков. А значит, нужно следить за аппетитами торговцев и производителей. Это задача Федеральной антимонопольной службы», — сказал Беляев.
Другие эксперты, к слову, тоже называют перечисленные выше инструменты ЦБ, но при этом сомневаются в их эффективности.
«Эти инструменты охватывают денежную трансмиссию потребительского сектора и промышленности, тогда как инфляция в РФ имеет импортные корни. Девальвация рубля и рост издержек производителей подогреваются беспрецедентными санкциями», — отметил в беседе с «Известиями» независимый эксперт Андрей Бархота.
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
Хорошо, что не повысила.
🤫
И никак от неё не избавиться.
После нового года поднимут.