Севастополь

Балаклавская "железка", канувшая в Лету

Балаклавская "железка", канувшая в Лету

...Сегодня доподлинно неизвестно, кто принимал решение покрошить на мелкие кусочки эту мраморную мемориальную доску под Севастополем. Но в июле 1860 года ее вырвали из скалы и торжественно разбили кувалдами...

О чем же гласила надпись, сделанная на языке англосаксов - главных действующих лиц союзников, штурмовавших Севастополь в ходе Крымской кампании 1854-1855 годов? О том, что по инициативе достославного сэра Самуила Мортона Пето из Балаклавы до створа Воронцовской дороги в рекордные сроки была проложена самая первая в Крыму железная дорога с ответвлениями протяженностью около 20 миль.

Ее начало было положено 8 февраля 1855 года - ровно 160 лет назад. А первый состав пошел 26 марта 1855 года. В британском парламенте решение о строительстве дороги родилось в спорах - слишком дорогое удовольствие. Но "ястребы" всех убедили.

Чем же было обусловлено строительное рвение рачительных оккупантов? Конечно же не заботой о том, чтобы крымские аборигены забыли о мулах и повозках и вкусили транспортные блага западной цивилизации. В преддверии 3-го штурма Севастополя остро назрела проблема жалкого состояния английской базы, которая из-за недостатка транспортных средств и боезапасов была совершенно не готова к активизации военных действий против сил россиян, защищавших 3-й бастион на Корабельной стороне...

Под руководством военного инженера Кола Мудро из Англии к началу первой декады декабря 1854 г. на судах были доставлены в плановом количестве первые сотни тонн рельсов, тысячи шпал, механизмы для забивания шпал, подъемные краны, вагонетки, около трех тысяч инструментов и т.д.

Через р. Балаклавку англичане перекинули мост. Рельсовый путь змеился по западному склону гор, стиснувших горловину Балаклавской бухты, затем пересекал долину у деревни Кады-Кой, устремляясь на запад, до главной квартиры англичан - к хутору генерала Бракера.

Несомненно, завершение строительства 11-километровой главной ветки железной дороги в рекордно короткие сроки - за 7 недель - позволило англо-франко-сардинским войскам резко изменить ситуацию в битве за Севастополь.

Для того чтобы на пересеченной местности четыре паровоза (они носили импозантные имена - "Содружество", "Победа", "Лебедь" и "Черный бриллиант") двигались с грузами беспрепятственно, на возвышенных участках полотна впрягали в локомотив специально подкованных йоркширских ломовых лошадей, а когда на траверзе деревни Кады-Кой им требовалась передышка, включались в дело стационарные двигатели, снабженные приводными тросами. Ежедневно по этой трассе доставлялось до Сапун-горы до 300 тонн грузов...

Сегодня от этой первой в Крыму железной дороги остались лишь артефактные останки. Педантичные и тороватые англичане в 1856 году выдрали из балаклавской земли тысячи тонн металла, служащего базисом этой железной дороги, аккуратно отсортировали фрагменты "железки" и морем увезли их на продажу туркам в Константинополь.

Однако следует - ради исторической справедливости! - заметить, что все-таки самая первая железная дорога в Крыму была сооружена также у нас, в Севастопольском регионе, и значительно раньше событий Крымской кампании. Правда, она была конной, а не на паровой тяге, и имела протяженность 1 километр.

В 1843 году при строительстве Адмиралтейства возникла идея отказаться от добычи инкерманского камня (он вообще-то довольно хрупкий при нарезке) и добывать блоки крымбальского камня, который выигрывал по прочностным характеристикам.

В этих целях в низовьях Килен-балки обустроили карьер. А чтобы доставлять огромные известняковые блоки к месту закладки фундамента Адмиралтейства, надо было проложить от карьера до Килен-бухты узкоколейку на конной тяге. Стать ответственным застройщиком вызвался отставной мичман Дмитрий Волохов. Ему, выходит, и принадлежат лавры первенства в прокладке самой-самой первой в Крыму железной дороги. А "самое-самое" нельзя предавать забвению, многое ведь - потомству в пример...

6841
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (17)

Profile picture for user 1965
7796

Интересно!

Profile picture for user WATSON
1316

Спасибо за интересную информацию.

Profile picture for user ivanov-v1950
174

Железная дорога и сейчас не потеряла своего приоритета в некоторых вопросах. Например на слабозагруженной ветке Вокзал-Инкерман-Камышовая с заходом в Балаклаву можно пустить экскурсионный маршрут на паровозной тяге. Думаю будет пользоваться успехом. А если в Паровоз вмонтировать двигатель внутреннего сгорания, так будет вообще красота. 2-3 паровоза можно купить из числа законсервированных. Неплохо бы было соединить Евпаторию с Севастополем и пустить по этому маршруту железнодорожные автобусы. В крайнем случае организовать маршрут из Евпатории в Севастополь через Симферополь без пересадки. Это увеличило бы число гостей города.

Profile picture for user WATSON
1316

ivanov-v1950 (Севастополь)
Здорово!

Profile picture for user Борис Колесников
8126

Иногда бывшая "железка" удивляет:
А в 1955 году призрак появился... в Крыму близ Балаклавы!

Поезд призрак- В ту ночь я дежурил по железнодорожному переезду, что перед самой Балаклавой, - рассказывал балаклавский старожил Петр Григорьевич Устименко, - Вдруг вижу: со стороны бывшей ветки на карьер (рельсы сняли, насыпь осталась) идет поезд. Глаза протер, думал блазнится - ведь не могут поезда по полотну без рельсов ходить, а этот идёт: паровоз и три пассажирских вагончика. И локомотив, и весь состав не нашенские, вроде как довоенные, а может и того раньше. В общем, идет без огней, идет со стороны горы Гасфорта, где рельсов-то и сроду не было, да на наш главный путь и выходит. Там - с бывшей ветки - и стрелочный перевод давно снят, а тут явственно слышу, как стрелки лязгнули. Я успел только шлагбаум опустить. Поезд мимо меня проследовал и пошел в Севастополь. Ну, мое дело маленькое. Я за переезд отвечаю, у меня все в порядке, а дальше пусть диспетчера разбираются. Но вот как он шел без peльсов?! Я даже на полотно старое выбежал - ни следов, ни травы-кочки примятой. Чертовщина какая-то. Я еще тогда подумал - не к добру, быть беде. И точно, утром зашумела вся Балаклава – "Новороссийск" взорвался... (Печально известный "Новороссийск" (он же бывший "Чезаре") погубил жизни 608 человек.)
http://crimea-tour.ru/leg_poezd1.html

Profile picture for user Стервятник
100

to ivanov-v1950 (Севастополь)

Покататься на паравозе захочет огромное количество взрослых туристов мужского пола и детей.
Однако, всовывать в паровоз двиг. внутр. сгорания - это проигрышная бизнес-стратегия. Латентные любители стимпанка не оценят.
Это как вместо какао в шоколад совать сою.

Profile picture for user fairy
32

Железная дорога и сейчас не потеряла своего приоритета в некоторых вопросах. Например на слабозагруженной ветке Вокзал-Инкерман-Камышовая с заходом в Балаклаву можно пустить экскурсионный маршрут на паровозной тяге. Думаю будет пользоваться успехом. А если в Паровоз вмонтировать двигатель внутреннего сгорания, так будет вообще красота. 2-3 паровоза можно купить из числа законсервированных. Неплохо бы было соединить Евпаторию с Севастополем и пустить по этому маршруту железнодорожные автобусы. В крайнем случае организовать маршрут из Евпатории в Севастополь через Симферополь без пересадки. Это увеличило бы число гостей города. Мне Ваша идея нравится.

Profile picture for user 1965
7796

to Борис Колесников

Даа... Похожих историй много! Не только от Коли Черкашина.
И ведь есть в этом что-то!..

Profile picture for user Aika
147

Железная дорога и сейчас не потеряла своего приоритета в некоторых вопросах. Например на слабозагруженной ветке Вокзал-Инкерман-Камышовая с заходом в Балаклаву можно пустить экскурсионный маршрут на паровозной тяге. Думаю будет пользоваться успехом. А если в Паровоз вмонтировать двигатель внутреннего сгорания, так будет вообще красота. 2-3 паровоза можно купить из числа законсервированных. Неплохо бы было соединить Евпаторию с Севастополем и пустить по этому маршруту железнодорожные автобусы. В крайнем случае организовать маршрут из Евпатории в Севастополь через Симферополь без пересадки. Это увеличило бы число гостей города. Это очень-очень интересно!!!! думаю, отбоя бы не было от маленьких и больших путешественников!!!

Profile picture for user Справедливый россиянин
1759

Так что получается современная ж/д в Балаклаву идет не по старой? БЫло бы тогда неплохо восстановить ее как историческую ценность.

Profile picture for user нок
434

Железная дорога и сейчас не потеряла своего приоритета в некоторых вопросах. Например на слабозагруженной ветке Вокзал-Инкерман-Камышовая с заходом в Балаклаву можно пустить экскурсионный маршрут на паровозной тяге. Думаю будет пользоваться успехом. А если в Паровоз вмонтировать двигатель внутреннего сгорания, так будет вообще красота. 2-3 паровоза можно купить из числа законсервированных. Неплохо бы было соединить Евпаторию с Севастополем и пустить по этому маршруту железнодорожные автобусы. В крайнем случае организовать маршрут из Евпатории в Севастополь через Симферополь без пересадки. Это увеличило бы число гостей города. Идея закольцевать ж/д и пустить электрички Севастополь-Евпатория-Черноморское-Раздольное-Джанкой и т.д. муссировалась и при Союзе,и при Укропии-но воз и ныне там,а по мне так было бы неплохо.

Profile picture for user zagava
6720

Если уж начались воспоминания, то разрешите и мне добавить данные о роли Крымской войны в развитие техники. Извините, что не даю ссылки- данные собирались давно.

В своей статье “Тревор Ройл о крымской войне 1854-1856 г. “ Лев Лосев пишет
…это была первая в истории война, в которой огромную роль сыграли телекоммуникации. Вернее, единственное к тому времени изобретенное средство телекоммуникации – телеграф. Французский генерал Жан-Жак Пелиссье жаловался, что ему приходится воевать, находясь на электрической привязи, которая время от времени бьет его парализующими разрядами.
Телеграф делал эту войну современной еще и потому, что это была первая в истории война, получавшая моментальное освещение в европейской прессе, ненамного отставая от сегодняшних репортажей Си-эн-эн. Сообщения журналистов из-под Севастополя поступали в лондонские газеты быстрее, чем фельдъегеря поспевали в военное министерство со своими депешами. «Пресса и телеграф – неприятельские силы, которые мы не учли», – меланхолически заметил британский министр иностранных дел граф Кларендон.

Один из участников событий 1854г. в Севастополе, французский солдат 26-ого пехотного полка, Жан-Мари Дегине в своих “Мемуарах” , которые были опубликованы в 1904 году, пишет
Нас выстроили в ряд, и я был немало удивлен, видя унтер-офицеров с нашими списками в руках, делающих перекличку, как будто мы уже числились в 37-ой роте. Каким образом наши имена попали в этот список еще до нашего прибытия? Я тогда еще не знал, что маленький почтовый пароходик, курсировавший между Марселем и Севастополем, прибыл в Камышовую бухту еще неделю назад и привез списки ожидаемого пополнения. После переклички мы направились в наш лагерь. Пройдя через деревянный городок Камышовой бухты, мы оказались в виду бесконечной линии палаток, тянущейся справа от нас. Вскоре нам повстречались редуты, ретраншементы и параллели, сооруженные для осады города. Повсюду были разбросаны ядра, осколки, целые или разорвавшиеся бомбы, обрывки патронтажей и поясов. На плоскогорье стоял воздушный телеграф, огромные руки которого, не переставая, двигались, создавая разного рода геометрические фигуры. Наш новый полк располагался чуть левее этого телеграфа…


Передаваемые по телеграфу статьи очевидца событий - корреспондента "Таймс" Говарда Рассела с описанием всех ужасов и тягот осады потрясли читателей газеты, среди которых оказался и супруг королевы Виктории принц Альберт. Будучи не только блестящим военным, но и прекрасным организатором, принц- консорт решил взять под свой контроль как снабжение войск, так и организацию досуга британских солдат в такой "дикой глуши", как Крым. По приказу Альберта всем солдатам были выданы новые утепленные шинели с шапками нового покроя, вошедшие в историю моды под названием "балаклавы". Для оказавшихся в России солдат принцем был разработан новый рацион, составной частью которого стала ежедневная выдача 100 граммов джина.
Переброшенные по приказу Альберта из Индии саперы быстро осушили главный источник всех инфекций - болота вокруг Севастополя, после чего за несколько недель проложили 25-километровую железную ветку от главной базы союзников до передовой, что значительно усилило эффективность осады.
Флот союзников, выстроившийся полукругом перед входом на Большой рейд, бездействовал, но на судах установлены были оптические сигналы. С марсов этих судов вахтенные наблюдали в сильные морские трубы передвижения русских войск как в городе, так и в тылу укреплений Корабельной. Оптический телеграф передавал сведения о скоплениях войск на осадные батареи, и те открывали вдруг неожиданно сильный сосредоточенный огонь, наносивший большие потери.
В это время действовал уже телеграфный кабель, проложенный от Балаклавы до Варны, и таким образом армия интервентов была связана с Лондоном через Константинополь гораздо более современным средством связи, чем русская армия с Петербургом.

В книге участника Крымской экспедиции француза Шарля Боше «Крымские письма», опубликованного 1877г., написано за 28 апреля 1855г.
«Англичане, которые всегда быстро применяют современные научные открытия и которым этот дух начинания дает неоспоримое превосходство перед другими народами Европы, установили электрический телеграф из Бухареста в свою штаб-квартиру, погрузив его в Черное море от Варны до монастыря Святого Георгия около Балаклавы.
В течение двух дней они сообщаются при помощи почти мгновенной связи с Веной, Лондоном и Парижем. Этот телеграф был любезно предоставлен в наше распоряжение. Мы начали им пользоваться, он улучшит наше официальное сообщение и уже неплохо загружен. Лорд Раглан вскоре свяжется со своими помощниками посредством маленьких телеграфов и сможет, не выходя из своего помещения, знать, что происходит в его армейском корпусе, и диктовать ему приказы».

Война в Крыму заставила связать Севастополь с Москвой если не железной дорогой, то хотя бы телеграфной проволокой. До этого для управления обороной применялась особая система сигнализации (семафорный телеграф, сигнальные флажки, световые сигналы ночью).
В 1808 году офицер русского военно-морского флота А. Бутаков разработал свою систему семафорного телеграфа. Она успешно была применена в 1810 году на русской эскадре, действовавшей на Средиземном море под флагом вице-адмирала Д. Н. Сенявина. Его система получила весьма удачное практическое применение (например, в Кронштадте, начиная с 1814 года) и Государственный Адмиралтейский департамент «счел полезным ввести оный в употребление на нашем флоте, что и исполнилось». В 1833 году Бутаков издал книгу, где объяснил всем суть и преимущества своей системы оптического телеграфа.
Примерно в тридцатых годах девятнадцатого века, в Севастополе был испробован семафорный оптический телеграф, тот самый, который изобрел И.П. Кулибин. Появились первые телеграфные оптические станции.
Севастопольский краевед Павел Лунев (Павел Андреевич Лунев, ныне покойный, в годы Великой Отечественной войны заведовал службой связи местной противовоздушной обороны, а в мирное время посвятил свою жизнь изучению истории связи в нашем городе и на Черноморском флоте) опубликовал интересный документ:
« Прокофьев Иван Петрович в 1829 году на бриге «Меркурий» крейсеровал у Босфора и, участвуя в сражении с двумя турецкими кораблями, первым на консилиуме, как младший из офицеров, подал голос взорвать бриг в случае неудачного исхода боя».
С 1830 по 1835 годы этот самый «младший из офицеров» И.П. Прокофьев заведовал Севастопольским городским телеграфом и, не без его помощи, были проведены первые испытания «кулибинского». На его основе были разработаны новые приборы семафорного оптического телеграфа.
Сохранились документы о действии двух телеграфных станций в период обороны Севастополя в Крымскую войну 1854-1855гг. Обе станции обозначены на карте схеме обороны Севастополя на 1 октября 1854г., помещенном в книге «Боевая летопись русского флота». Изображены они были в виде вертикального штока с центральной рейкой и с двумя укрепленными на ее концах подкрылками в полном соответствии с семафорным устройством телеграфа Кулибина. Одна из таких станций находилась на пересечении нынешних улиц Александра Суворова и Людмилы Павличенко. Отмечены на схеме подобные станции и на Северной стороне.
Оптический телеграф сыграл существенную роль в период Крымской войны 1854-1855гг. 16 октября 1853г. начальник штаба Черноморского флота и портов контр-адмирал Корнилов пишет служебное письмо командиру Севастопольского порта вице-адмиралу М.Н. Станюковичу о необходимости устроить кроме телеграфа, имеющегося на Северной стороне, и другие телеграфы на самых возвышенных местах , “через которые бы вашему превосходительству и адмиралу на рейде всегда было бы известно о видимых на горизонте судах.”. Телеграфные станции находились не только в Севастополе (на Северной стороне, на Малаховом Кургане, Херсонесском маяке, хуторе Хрипунова, хуторе Панютина, Сарандинакской балке, Сапун-горе, Федюхиных высотах, горе Гасфорт, Телеграфной горе (у Черной речки), в Георгиевском монастыре, Балаклаве, Мшатке, Мекензиевых Горах, Инкерманских высотах), они располагались также в Евпатории, на мысе Лукулл, , Бурлюке (на реке Альме).

Детский писатель Сергей Тимофеевич Григорьев (1875—1953)в повести «Малахов курган» написанной в 1940-м, приводит описание телеграфа в Севастополе.
Ветер согнал пароходный дым вправо, в долину речки Черной. Веня опять увидел мачту флагманского корабля. Семафор дна раза отбил букву «А»...
На вышке морской библиотеки стоят двое. Один положил зрительную трубу на парапет, склонился к ней н смотрит, не отрываясь, в море.
Другой ему что-то указывает рукою вдаль. «Должно быть, сам Владимир Алексеич Корнилов»,— решил Веня. Правее, на башне, вертится, машет своими рейками городской телеграф.
Телеграф похож на человека, ставшего в тупик: то он напрасно взывает к помощи, воздевая к небу руки, то хлопает себя по бедрам, то в недоумении разводит руками.
Махнув в последний раз рукой, телеграф безнадежно поник. Сигналы следовали так быстро, что Веня не успевал их разобрать. Наверняка ясно одно: передается на Бельбек и дальше депеша Меншикова, главнокомандующего войсками на Крымском полуострове, самому царю в Петербург.
Веня устремляет взор на гору Бельбек, где стоит вторая после Севастополя башня телеграфа. Она четко рисуется на голубом небе. И там телеграф машет и разводит руками, повторяя севастопольскую депешу. Третья вышка — на Альме, через пятнадцать верст, ее уже не видать. И так скачками через видимое расстояние несется, повторяясь сотни раз, одна и та же весть. Когда-то она достигнет туманных берегов Невы и телеграф на башне Зимнего дворца повторит то, что в беспокойстве и смятении проговорил напуганный телеграф за тысячу верст, в Севастополе! Сейчас там, около Питера, наверное, дождь и туман. Где-нибудь депеша светлейшего князя Меншикова застрянет, упершись в стену непроницаемой туманной мглы. От Севастополя до Новгорода будут знать депешу слово в слово все сигналисты. А в Новгороде она полежит! Переписанная на гербовом бланке, она долго будет лежать перед начальником телеграфа на столе. Он запрет дверь на вышку и будет держать там взаперти сигналиста, чтобы тот не разгласил раньше времени известие, адресованное царю, чтобы никто не узнал (хоть бы сам губернатор!) грозной вести. Пуская колечки трубочного дыма, начальник телеграфа сидит и улыбается, довольный: никто в столице, даже сам император Николай Павлович, еще не знает того, что здесь лежит на столе. А он, начальник телеграфа, знает. Поглядывая то на первые слова «Всеподданнейше Вашему императорскому величеству доношу», то на подпись «князь Меншиков», начальник телеграфа пустил густое облако дыма на самую середину бумаги, чтобы скрыть и от своих собственных глаз секретное сообщение, поспешно спрятал депешу в пакет, надписал на нем: «За непрохождением действия фельдъегерем в Санкт-Петербург в собственные руки его императорского величества»,— запечатал пятью сургучными печатями — четыре маленькие по углам, посредине одна большая, все с двуглавыми орлами. И уж фельдъегерь с депешей в сумке на бешеной тройке помчался сломя голову в туман...

Для обеспечения оперативной связи между театром военных действий в Крыму и Санкт-Петербургом решено было проложить телеграфную линию Севастополь-Херсон-Одесса-Киев-Москва- Санкт-Петербург. В 1854 году была введена в действие воздушная проводная линия от Москвы до Киева. Доходила она до левого берега Днепра и заканчивалась у Цепного моста (первого каменного моста, который находился примерно на месте нынешнего моста Метро). Там, возле караулки, и разместилась временная телеграфная станция. В январе 1855 года станцию перенесли на правый берег
В феврале 1855г. главнокомандующим русскими войсками в Крыму вместо Меншикова был назначен М.Д. Горчаков, и его квартира располагалась в здании почтовой станции на Северной стороне. «Телеграфическая депеша» о победном отражении штурма, посланная Горчаковым царю, достигла Петербурга на второй день.
В 1854 году русским Военно-инженерным управлением был сделан заказ материальной части для военно-походного телеграфа в Вене, а в сентябре 1855 г. в Севастополь прибыл первый в мире военно-походный телеграф (телеграфный парк), созданный русскими инженерами — последнее слово военной техники того времени.
В книге «Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Приложение ч.2 Почта и телеграф в 19 столетии., 1901г.» говорится
«5 мая 1855 г. последовало Высочайшее повеление о немедленной постройке телеграфной линии в Крым, начиная от г. Николаева, через города Берислав, Перекоп, Симферополь к Севастополю».
В мае 1855 года закончилось строительство линии Киев-Кременчуг – Николаев -Одесса, а в сентябре того же года была открыта телеграфная связь на новой линии Николаев-Перекоп-Симферополь.
Согласно документа -книги «Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Приложение часть 2. почта и телеграф в 19 столетии», Санкт- Петербург 1901 г. , электрическая телеграфная связь в Севастополе начала работать 2 октября (по н. ст.) 1855г. 19 сентября 1855 г. (по старому стилю ) было открыто телеграфное сообщение на участке Симферополь-Севастополь.
В 1856 году военно-походный телеграф был отправлен из Крыма в Петербург.
События тех лет отражены и русскими писателями и поэтами.
Федор Иванович Тютчев в своем посвященном войне стихотворении писал:
Вот от моря и до моря
Нить железная скользит,
Много славы, много горя
Эта нить порой гласит.
И за ней следя глазами,
Путник видит, как порой
Птицы вещие садятся
Вдоль по нити вестовой.
Вот с поляны ворон черный
Прилетел и сел на ней,
Сел, и каркнул, и крылами
Замахал он веселей.
И кричит он, и ликует,
И кружится все над ней:
Уж не кровь ли ворон чует
Севастопольских вестей?
Стихотворение написано в Рославле (Смоленская губ.) по дороге из Москвы в Овстуг и связано с тревожным ожиданием вести о сдаче Севастополя (которая последует лишь 27 августа).

Profile picture for user 1965
7796

to zagava (Инкерман)

Интересно! Кое-что внове. Пошло в закрома.

Спасибо!!!

Profile picture for user 1965
7796

to zagava (Инкерман)



Вам плакат с "поездом-призраком":



http://www.instapics.ru/download_original.php?file=201304/instapics.ru_134174.jpg


*

http://www.respek.info/watermark.php?i=1.jpg&p=1136

Profile picture for user zagava
6720

to 1965 (Североморск - Севастополь)

Спасибо! Я бы предпочла, чтобы в паровоз вдохнули жизнь хотя бы на участке Инкерман- Балаклава ( чтобы не добираться с пересадками в наши рай- конторы)

Profile picture for user Ayup-han
556

Давно говорил, что нужен туристический поезд Севастополь-Балаклава ( с раритетным паровозиком)... Да и жителям Балаклавы он бы сгодился, кто не торопясь на рынок собрался...

Profile picture for user crimeariver
6639

Интересно. Спасибо.

Главное за день

Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят

Цена вопроса достигла сотен миллионов, а перспективы стали вовсе туманными.
20:00
34
3902

Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?

Политолог Алексей Макаркин рассказал, как Путин, став «анти-Ельциным», влюбил в себя либералов.
18:26
13
1280

Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища

«Возможно восстановить практически всё», - говорит один из авторов книги.
18:20
6
2636

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
1988