На книжной полке с условным названием «История Севастополя» появилась еще одна книга.
Увесистый том «Петропавловское. Братское. Стотысячное» посвящён мемориальному Братскому кладбищу героев Крымской войны. Оно было основано в первые дни обороны Севастополя на Северной стороне города.
Авторы книги не ставили целью рассказать что-то новое о военных событиях тех лет. У книги другая цель и редкая особенность — вполне прикладное значение.
«Петропавловское. Братское. Стотысячное» - это сконцентрированная, подтвержденная документами и схемами информация о том, как выглядели уже разрушенные или неотвратимо разрушающиеся надгробные памятники на мемориальном кладбище. Многие надгробия уже не существуют — рассыпались на камни, перекочевали на другие кладбища и даже стали памятниками событиям совсем других эпох.
Вот совсем не единичный пример того, как обелиск над братским захоронением собрали совсем не таким каким он был изначально. Хотя информация о его первоначальном виде есть.
«Часто отдельные люди или организации хотят восстановить захоронения частным образом. Но, вместо того чтобы узнать, какими были надгробия на самом деле, делают по своему усмотрению: от неправильного конструирования надгробий из имеющихся фрагментов до их приведения в современный вид вплоть до полной замены. Поэтому издана эта книга, чтобы все понимали, что происходило и как должно быть в каждом конкретном случае», — рассказывает один из авторов книги, питерский искусствовед Дарья Зайцева.
Методические ошибки, допущенные до 2014 года - это одно, а вот самовольное вмешательство сейчас - это нарушение закона, подчеркивает она. Без утвержденного проекта заниматься реставрацией нельзя.
«Петропавловское. Братское. Стотысячное» Дарья Зайцева должна была презентовать вместе со своим соавтором — севастопольским краеведом Владимиром Морозовым.
Увы, Владимир Михайлович не дожил до прибытия тиража в Севастополь всего несколько дней. Правда, он успел подержать в руках макет книги, представлять которую Дарье Зайцевой пришлось уже одной.
Непрофессиональный, «народный» историк, Владимир Морозов долгие годы собирал и анализировал информацию по захоронениям Братского кладбища. Он выявил местоположение 8 ранее не известных офицерских захоронений, и для половины есть данные об историческом архитектурно-художественном решении. Сейчас они включены в перечень региональных ОКН.
Дарья Зайцева с 2017 года ту же работу ведёт по госконтрактам с Севнаследием. О том, как родилось и каким было её сотрудничество с Владимиром Морозовым, — в недавнем материале ForPost.
Искусствоведу нужно было согласно единым федеральным требованиям установить предмет охраны Братского кладбища, провести его паспортизацию, определить охранные зоны. Для этого Дарья Зайцева добывала информацию в московских и питерских архивах, в севастопольских — вместе в Владимиром Морозовым.
Сейчас идёт работа над последним этапом — внесение изменений в реестр памятников. Итогом станет приведение всей учётной документации по Братскому кладбищу к единому знаменателю.
«После этого можно будет инициировать проект реставрации — на каждый конкретный памятник либо на территорию в целом. Пока нет документов — никто не даст ни денег, ни заданий», — объясняет Дарья Зайцева.
Книга сначала не планировалась, но, поскольку 80% собранной информации ранее никогда не публиковалось, результаты исследований решили зафиксировать в бумаге — чтобы они были доступны всем.
«Цель издания - в сжатом виде показать потенциальным интересантам и госорганам (не только органам охраны), что для восстановления есть все данные. Это касается и устройства территории в целом, так как подобраны исторические планы на все периоды. Подобраны чертежи, фотографии практически на каждое надгробие. По материалам, которые мы собрали, возможно восстановить практически всё», — говорит искусствовед.
«Петропавловское. Братское. Стотысячное» тиражом в 500 экземпляров издана на личные средства Дарьи Зайцевой.
В продажу книга не поступит — получить её можно через пожертвование благотворительному фонду «Медведь». Через него собираются средства на дальнейшие исследования по Братскому кладбищу. Чтобы получить грант на это, нужно уже иметь 20% запрашиваемой суммы, а свои средства Дарья вложила в издание книги.
«Фиксированной цены нет, размер пожертвования — это вопрос возможностей и совести каждого. Если сумма не соберётся, это будет показателем заинтересованности, и тогда я буду искать другие пути», — говорит учёный.
Получить книгу можно, обратившись в фонда по адресу medved_charitablefoundation@mail.ru или напрямую Дарье Зайцевой zaytseva565@gmail.com.
***
Сегодня за состояние Братского кладбища отвечает ГБУ «Служба похоронного дела», однако это может измениться.
В августе 2024-го года депутат Госдумы Константин Затулин обратился к Министру обороны Андрею Белоусову с предложением взять кладбище под опеку Минобороны и присвоить ему статус федерального военно-мемориального комплекса. По словам Константина Затулина, Андрей Белоусов эту инициативу поддержал и отдал соответствующие поручения.
«Если это повлечёт какую-то практическую пользу — это прекрасно, — прокомментировала новость Дарья Зайцева. — Ни одно звание и титул не будут для этого кладбища лишним. Оно заслужило всё, что только может быть присвоено».
Светлана Косинова
Обсуждение (6)
Большое хорошее дело!
Такая себя палка о двух , с одной стороны бюджет и финансирование, с другой опыт Историка, то ли минотавры, то ли меандры ,могут загубить.
Это как с линией обороны, которую повелевали не застраивать.
С южной стороны ,со смотровой площадки 1 го бастиона, открывался чудесный вид на Братское кладбище, теперь подпорчен силосами Авлиты.
Вроде мелочь, но это показатель, как трудно сохранить исторический, подлинный облик города и окресностей.
А надо
d dd,
Теперь - это года с 2002 примерно подпорчен силосами вид, а вот на Инженерке уже совсем новыми зданиями минобороны вид подпорчен, уже после присвоения всех охранных статусов историческим видовым раскрытиям.
sevdeel,
давно не был, как все запущено...
Про Исторический Затулин либо не знает, либо понимает, что у министра обороны кишка тонка с нашим губернатором бодаться.....
Кладбище давно уж взято "под опеку",года так с 1992.....местные ,кто лет 50-70 тут прожили,в курсе....