Покупка россиянами легковых автомобилей стала сложнее из-за подорожания машин — их ценники увеличились на 11–32% за год.
В феврале средняя цена новой отечественной легковушки достигла 1 миллиона 175 тысяч рублей. Это на 27,3% больше, чем годом ранее — 923 тысячи.
Средняя цена новой иномарки поднялась до 2 млн 351 тысячи рублей в феврале этого года — на 11,95% больше, чем в феврале 2023-го — 2,1 млн.
А средняя цена подержанной иномарки выросла до 1 млн 429 тысяч рублей. Это на 32,3% больше, чем в феврале прошлого года — 1,08 млн.
Эксперты ранее объяснили, с чем связано подорожание машин в РФ. В частности, с инфляционными процессами и дорогим долларом США, дефицитом авто на отечественном рынке и спекуляциями дилеров.
И рост цен продолжится уже хотя бы потому, что федеральное правительство закрыло лазейку для импорта автомобилей в Россию, благодаря которой их завозили в нашу страну по стоимости ниже рыночной.
Продажи авто желают лучшего
Несмотря на подорожание, продажи, например, новых легковушек и лёгких коммерческих машин в марте 2023-го — феврале 2024 года выросли, составив 973,2 тысячи штук.
Это на 482,5 тысячи больше, чем в марте 2022 — феврале 2023 года — лишь 490,5 тысячи таких автомобилей.
Ситуацию на отечественном рынке более или менее стабилизировали заход китайских производителей, заменивших американские и европейские компании, успокоение потребительских настроений, экономический рост в РФ, рассказывали эксперты.
Но всё равно показатели — очень далеки от уровней продаж в 2021 и 2020 годах, когда россияне купили 1,66 млн и 1,59 млн легковых авто и лёгких коммерческих машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
В общем, получается, автомобилизация населения нашей страны затормозила сильно.
Для сравнения — ситуация в США, которые стали застрельщиками жёстких санкций. У нас возникли проблемы в получении машин, так как с РФ прекратили работать западные производители, подчинившиеся ограничениям Вашингтона и его союзников. А отечественные заводы выпустили автомобилей с гулькин нос.
В Штатах продали 15,6 млн новых легковушек в одном только 2023 году, сообщил Yahoo! Finance.
Там средняя цена нового авто была $47338, или около 4,3 млн рублей, а подержанного — $27297, или порядка 2,5 млн рублей, в январе этого года. И прогнозировалось дальнейшее удешевление машин, сообщила служба новостей FOX.
Где дороже, где дешевле
Естественно, что в регионах России — совершенно разная ситуация со стоимостью автомобилей.
Самая высокая средняя цена на новую отечественную легковушку зафиксирована в Мурманске — 1,55 млн рублей, а также в Череповце и Калининграде — 1,54 млн и 1,42 млн соответственно. А самая низкая — в Гудермесе — 917 тысяч рублей.
Наибольшая средняя цена на новую легковую иномарку установлена в Самаре — 3,13 млн, Махачкале — 2,86 млн, в Улан-Удэ — 2,71 млн, в Горно-Алтайске и Южно-Сахалинске — 2,68 млн рублей. А наименьшая — в Белгороде — 1,86 млн, Нижневартовске — 1,93 млн, Краснодаре и Черкесске — 1,94 млн.
Самая высокая средняя цена на подержанную иномарку зарегистрирована в Кызыле и Салехарде — 2,31 млн, в Архангельске — 2,23 млн, Нарьян-Маре — 2,15 млн рублей. А самая низкая — в Назрани — 692 тысячи, Малгобеке — 729 тысяч, Нерюнгри — 898 тысяч, по данным Росстата за февраль.
Не готовы отдавать
Даже после Второй мировой войны, несмотря на общую разруху и падение мировой экономики, в разных странах выпускались и продавались большими партиями авто, напомнил директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.
«Ведущие мировые автопроизводители, — что Volkswagen, что Ford, что Toyota, — всегда выпускали линейку автомобилей бюджетного сегмента. Это были качественные и доступные для граждан машины. Если российский автопром пойдёт по этому пути, для большинства наших граждан всегда будет доступна покупка автомобиля», — считает он.
По его оценке, сегодня среднестатистическая молодая семья, в которой муж и жена получают примерно по 50 тысяч рублей, могут позволить себе подержанную машину. Например, праворульную Toyota Altezza 2003 года выпуска — она стоит около 700 тысяч.
«Правда, для её приобретения семье придётся копить в течение двух-трёх лет», — уточнил Кирилл Плохих.
В нынешних условиях, по его мнению, россияне предпочитают именно б/у автомобили.
«Причём люди стали тщательнее беречь свои машины, потому что понимают, что в случае чего им будет крайне непросто купить новый автомобиль», — обратил внимание собеседник ForPost.
Сокращение покупки личных авто в России связано с тем, что доходы граждан растут не так быстро, как цены на машины, полагает Кирилл Плохих:
«Россияне в массе своей ни материально, ни психологически не готовы отдавать свыше миллиона рублей за новую «Ладу». Если говорить о более или менее обеспеченных людях, то многим из них сложно отдать три-четыре миллиона рублей за китайскую машину, какой бы навороченной она ни была. Ведь всего три-пять лет назад Mercedes E-класса стоил 2,5 млн. Народ ещё не привык к тому, что машина может стоить так дорого».
А в пресс-службе группы компаний АВТОДОМ сообщили, что возможность покупки сдерживают два фактора:
«Во-первых, средневзвешенная цена нового автомобиля за последние два года выросла на 49%. Этот фактор относительно нивелировался низкой ключевой ставкой <Центрального банка РФ> в первой половине 2023 года, когда мы видели бурное восстановление авторынка. Повышение ключевой ставки до 16% <в декабре 2023 года> значительно увеличило стоимость востребованных финансовых инструментов, таких как лизинг и кредит».
Сегодня доступность автомобиля напрямую связана со смягчением кредитно-денежной политики, отметили в пресс-службе.
Многие эксперты ожидали падения рынка автокредитов в 2024 году из-за высокой ключевой ставки Банка России и растущих цен на авто, сказал в свою очередь Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «МОЙ АВТОПРОКАТ» (сеть автопрокатов в России и за рубежом).
«Но я считал и считаю, что автокредитование как было, так и будет востребованным. Потому что, как показывает практика, если человеку нужна машина здесь и сейчас, высокая ставка по кредиту его не остановит. Покупатель не станет ждать лучших времён, когда ставка снизится, и приобретёт авто на невыгодных условиях. А со временем, после смягчения политики регулятора, рефинансирует свой кредит», — пояснил он.
Четырёхколёсное неудобство
С другой стороны, может же быть какой-то плюс в сокращении автомобилизации россиян?
Многие люди приходят к пониманию того, что в мегаполисе личная машина вообще не нужна, считает директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.
«Это связано с развитием системы общественного транспорта, распространением каршеринга, ростом доступности такси. Люди осознают, что покупка и содержание автомобиля — это не очень выгодно и не совсем удобно. Лучше купить квартиру или, например, вложить деньги в саморазвитие», — пояснил он.
Напомним, подорожание автомобилей дошло до того, что цены на них догнали цены на квартиры, в ряде регионов можно приобрести жильё в обмен на недорогие машины.
«На мой взгляд, использование личных автомобилей в крупных городах, особенно в Центральном федеральном округе, нецелесообразно. Достаточно каршеринга и такси. Плюс, конечно, необходим коммерческий транспорт: фуры и грузовички для перевозки продуктов и товаров. Возможно, имеет смысл ввести комиссию за передвижение по дорогам общего пользования на личном авто. Тогда мегаполисы избавятся от пробок, городская среда станет более безопасной, а экология заметно улучшится», — полагает Кирилл Плохих.
Рост числа легковых автомобилей в городах в докризисные годы привёл к перегрузкам дорог и пробкам, переполненным машинами спальным районам, нехватке парковочных мест, загрязнению окружающей среды, отметил гендиректор компании «МОЙ АВТОПРОКАТ» Дмитрий Матвеев.
Но важно понять, что количество легковушек растёт в городах, где плохи дела с общественным транспортом: изношенный парк, время ожидания на остановках от 40 минут до часа и так далее, считает он.
«Люди приобретают автомобиль в собственность, потому что им надо на чём-то ездить. Если власти хотят, чтобы владелец машины пересел на общественный транспорт, низкой стоимости проезда недостаточно. Автобус должен быть относительно новым, не грязным, иметь чёткое расписание и добираться из точки А в точку Б быстрее, чем автомобиль», — считает собеседник ForPost.
Он добавил, что к любому кризису люди пытаются адаптироваться и сейчас многие автовладельцы сокращают поездки на своих машинах:
- отказываются от ненужных поездок;
- по возможности заменяют поездку на авто прогулкой, поездкой на велосипеде или общественном транспорте;
- объединяются с коллегами, добираясь до офиса и обратно (карпулинг в больших городах, такси, подвозят друг друга на личном авто по очереди и так далее).
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (4)
"...Ситуацию на отечественном рынке более или менее стабилизировали заход китайских производителей, заменивших американские и европейские компании, успокоение потребительских настроений, экономический рост в РФ, рассказывали эксперты...".
"...Многие люди приходят к пониманию того, что в мегаполисе личная машина вообще не нужна, считает директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.
Люди сами приходят к пониманию, или их "к пониманию" приводят? Например, запредельными ценами на те же китайские авто, которые, почему-то, перепродаются у нас в 2 раза дороже, чем они стОят в Китае? (
(Многие люди приходят к пониманию того, что в мегаполисе личная машина вообще не нужна, считает директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.)
Как тут не поверить глобалистам и нашему большому другу патнёру К. Швабу, который обещает на ВЭФ: "...у вас ничего не будет, но вы будете счастливы" (ц)
(...использование личных автомобилей в крупных городах, особенно в Центральном федеральном округе, нецелесообразно. Достаточно каршеринга и такси)
А ещё если убрать "ведра" с дорог будет мир ещё чище и пробок не будет
Начните, пожалуйста, с себя. А у нас не ведра, а личный автотранспорт.