Климатический кризис приводит к быстрому таянию льда в Арктике. Однако, как пишет New York Post, это может привести к формированию новых торговых путей.
По оценкам Арктического совета, уже к 2040 году морской лёд растает настолько, что каждое лето торговые суда смогут проходить по маршруту, проходящему прямо через Северный полюс.
Впервые этот маршрут протяжённостью около 2000 морских миль удалось пройти в 2012 году, но пока он является судоходным только для избранных ледоколов. Эксперты, однако, считают, что к 2035 году мы сможем увидеть в этом регионе первые торговые суда: несмотря на то, что плавающий морской лёд всё ещё представляет определённую опасность, с каждым годом риск столкновения становится ниже и ниже.
По оценкам экспертов, такой маршрут является не только самым быстрым способом передвижения по региону, но и предоставляет беспрецедентный доступ к природным ресурсам Арктики. Правда, пока неясно, кто именно будет добывать эти ресурсы. На них претендуют США, Россия, Канада, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия. Недавно и Китай стал считать себя «приарктическим» государством, что означает, что Пекин тоже не против заполучить право на ресурсы Арктики.
При этом нельзя недооценивать объём ресурсов, скрытых на севере нашей планеты. То, как именно пройдёт борьба за Арктику, определит экономическую картину мира будущего, утверждает аналитик Ребекка Коффлер.
Новый Трансполярный морской путь потенциально предоставит доступ к 13 процентам мировых запасов нефти, 30 процентам мировых запасов природного газа, а также к металлам и минералам, которые оцениваются в триллион долларов.
На данный момент права на судоходство, добычу полезных ископаемых, бурение и рыболовство установлены вдоль арктических прибрежных водных путей для каждой страны, но дальнейшая судьба остальной Арктики остаётся под вопросом. Более того, США и Канада даже не могут договориться, кто из них контролирует проходящий вдоль их территории Северо-Западный проход, которым пользуются в основном коммерческие грузоотправители из стран Запада.
Пока что Россия добывает больше всего ресурсов в Арктике. Она также обеспечена самым лучшим флотом ледоколов — их насчитывается более 50. США же в этом плане представлены очень скромно — в регионе находится всего один их дизельный тяжёлый ледокол «Хили».
Россия также контролирует второй главный морской путь региона — Северный морской путь.
Однако некоторые эксперты отмечают, что Трансполярный морской путь ещё очень нескоро сможет стать альтернативой для этих двух маршрутов. Несмотря на то, что лёд тает с небывалой скоростью, он всё равно опасен, предупреждает Дэвид Снайдер, бывший глава береговой охраны Канады и руководитель компании Martech Polar Consulting, которая помогает судам перемещаться по Арктике.
По его словам, потепление приводит к крушению ледяных мостов, которые когда-то сдерживали толстые массы льда, формировавшиеся в течение многих лет подряд. Эти твёрдые глыбы льда теперь находятся в водах, где их никогда раньше не видели. Эксперт также предупреждает, что потепление не сделает погоду в регионе более предсказуемой.
К тому же, как рассказывает Снайдер, трансконтинентальные рейсы через Арктику стоят очень дорого и являются редкостью: в год по Северному морскому пути отправляются приблизительно 30 судов, а по Северо-Западному проходу — около десятка.
«Все эти предсказания о том, что мы вот-вот начнём туда-сюда ходить по Арктике, — это просто нереалистично», — делится мнением эксперт.
Читайте по теме: На Западе не готовы бойкотировать саммит G20 из-за Путина.
Обсуждение (2)
Китай это приарктическое государство?
Через пролив имени Сталина путь короче.