Севастополь

43 года назад погибла подводная лодка К-129 ВМФ СССР

43 года назад погибла подводная лодка К-129 ВМФ СССР

15 марта 1958 года заложена на заводе №-199 им.Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре под наименованием Б-103. Подводная лодка имела водоизмещение около 2900 т, глубину погружения -300 м и была вооружена 3 ракетами Р-21 с ядерными боеголовками, и шестнадцатью торпедами, в том числе двумя с ядерной боевой частью). 2 августа 1958 года подводная лодка Б-103 зачислена в списки кораблей ВМФ как большая подводная лодка. 6 мая 1959 года была спущена на воду.31 декабря 1959 года вступила в строй. 2 февраля 1960 года подводная лодка вошла в состав 29-й Дивизии подводных лодок 15-й Эскадры подводных лодок ТОФ. 16 июня 1960 года Б-103 отнесена к подклассу крейсерских подводных лодок и переименована в К-129. 20 мая 1966 года отнесена к подклассу больших подводных лодок. 4 марта 1964 года – 10 апреля 1967года на «Дальзаводе» во Владивостоке прошла модернизацию по проекту 629А. 30 мая 1967 года подписан приемный акт.



24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием «Могила» К-129 вышла на Боевую службу под бортовым номером «574» в район Гавайских островов. Командовал К-129 капитан 1 ранга В.Кобзарь, все офицеры экипажа имели опыт подводного плавания. В течение 12 дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытому патрулированию (возвращение подводной лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года). 8 марта 1968 года К-129 должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Это было серьезным основанием для тревоги.



В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. К-129 не могла бесследно раствориться в океане, но точное место гибели подводной лодки и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордвиш», имевшая повреждения. Американцами во время захода этой подводной лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникла мысль о столкновении под водой и срочно начала готовиться поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска составляла 5000-6000 метров, удаление от Камчатки – 1230 миль. Первым в точку предполагаемого нахождения К-129 направился морской буксир СБ-43. Как только буксир приблизился к району, где по расчетам исчезла К-129, как над ним начали кружиться американские патрульные самолеты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало подозрения: почему такое пристальное внимание к обыкновенному буксиру? Когда, через несколько дней в район подошли еще 11 наших кораблей, интенсивность их полетов стала еще большей. Также было зафиксировано появление американской подводной лодки. Все эти действия и тогда, и сейчас заставляют предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и знали точное место ее гибели. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть К-129, закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного пятна показал – оно соляровое, дизельное.



Погибших моряков в советском ВМФ официально признали погибшими, вдовам подводников и их детям дали пенсии. Возможной причиной гибели подводной лодки назывался «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП через поплавковый клапан». Считалось, что РДП придает подводной лодки скрытность – оно уменьшало грохот дизелей и выход выхлопных газов из-под воды. После гибели К-129 ГК ВМФ запретил подводникам использовать РДП. Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводной лодки официально, в ЦРУ решили ее поднять. На борту подводной лодки находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, специальная секретная техника. К-129 затонула на глубине 5000 метров, и никогда в мире подобной судоподъемной операции не проводилось. Осуществить подъем подводной лодки взялась компания «Сама корпорешн», представители которой начали переговоры о создании уникальных технологий глубоководных работ с «Глобал Марин Девелопмент Инк» и «Локхид». Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду для достройки на плаву судно «Гломар Эксплорер» для глубоководного подъема затонувших кораблей, замаскированное под шельфовый разведчик. По завершению работ судно перешло в Реджвут-Сити (Клифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъемных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями с помощью которых предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность. Сама операция получила название «Дженнифер». Все работы были строго засекречены.

 

В ЦРУ отчетливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъему подводной лодки довольно трудно, тем более, что о ее подготовке стало известно в посольстве США в Вашингтоне. Там в октябре 12970 года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планируемой акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять подводную лодку с глубины 5000 метров практически невозможно. На всякий случай в район гибели К-129 время от времени стали направлять разведывательные корабли.



Волей случая тайный проект стал достоянием общественности. В ночь на 5 июня 1974 года лос-анджелесские грабители пробрались в помещение офиса Хьюза и с помощью газовой горелки вскрыли сейф. Значительных сумм там не обнаружили, но нашли документы операции «Дженнифер», которые прихватили с собой. Из этих документов они узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Хьюз построил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъема русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Грабители решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов, но ЦРУ торговалось, тянуло время, надеясь, что ФБР найдет и обезвредит гангстеров.



В это время судно «Гломар Эксплорер» уже находилось в районе гибели К-129 и готовилось к уникальному подъему. Когда же операция была завершена, и опасность от разглашения сведений стала не такой уж важной, грабителям поставили новые условия, которые их не устраивали. Тогда они сторговались с журналистами, и 8 февраля 1975 года газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом. Напрасно ЦРУ призывало журналистов в интересах национальной безопасности забыть об этом деле и не дразнить Москву: с газетных страниц сыпались все новые и новые подробности. Но Москва ограничилась одним официальным запросом и удовлетворилась уклончивым ответом. США предприняло меры маскировки. В районе работ постоянно находилось однотипное с «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате появился «Гломар Эксплорер», советская разведка не придала этому должного значения.



Тем временем «Гломар Эксплорер» и доставленная туда баржа-понтон НМВ-1, предназначенная исключительно для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической сложности работе. НМВ-1 притопили и завели под корпус «Гломар Эксплорер». Затем в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом с двухэтажный автобус. Когда до К-129 оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом подводной лодки сел главный конструктор подводной платформы. Управляемый неопытной рукой захват ударился о грунт и от удара одна из клешней треснула. Тем не менее, удалось захватить корпус К-129. Начался подъем подводной лодки.



До поверхности океана оставалось совсем немного, когда поврежденная клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. В этот момент случилось не предвиденное: на глазах у американцев подводная лодка раскололась, и примерно три четверти ее корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в океанскую пучину. Из этой части выскользнула ракета и медленно пошла ко дну, но взрыва не последовало. Носовая часть К-129 оказалась в «Лунном бассейне» - огромном раскрывающемся с днища отсеке «Гломар Эксплорер». Появившиеся русские разведывательные суда начали фотосъемку. «Гломар Эксплорер» снялось с якоря и двинулось к берегам США. После откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты начали обследовать К-129. первое, что поразило американцев – низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус ПЛ. По утверждению инженеров ВМС США, даже толщина ее не была во всех местах одинаковой. Проникнуть внутрь подводной лодки оказалось практически невозможно: там все было исковеркано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Матрацы коек были спрессованы до 40 см в длину. Американцам удалось извлечь ядерные торпеды.



К-129 находилась на ровном киле и без видимых повреждений. Вероятно, подводная лодка, получив сначала какое-то внешнее повреждение, заполнялась водой отсек за отсеком, и тонула относительно медленно, и давление внутри подводной лодки постоянно сравнивалось с внешним. Российские эксперты склонны считать, что именно так и случилось, а при подъеме подводной лодки переломилась именно в месте пробоины. Также считается, что ЦРУ умышленно прибегало к дезинформации, дабы скрыть подлинную картину. По утверждению К.Барлисона, К-129 на глубине развалилась, причем ВМС и ЦРУ США с самого нала знали об этом, и подводную лодку собирались поднимать по частям. В противном случае трудно объяснить, почему «Лунный бассейн» на «Гломар Эксплорер» имел длину чуть более 60 метров, тогда как длина К-129 составляет почти 100 метров. Из-за огласки операции в 1975 году от второго и третьего этапов ЦРУ пришлось отказаться. Возникает вопрос: почему ЦРУ решило поднимать в первую очередь не самую ценную в разведывательной информации среднюю часть подводной лодки, где были ракеты с ядерными боеголовками, шифры, секретные приборы и судовые документы, а сравнительно малоинтересную в этом плане носовую? Ответа нет, если не принять во внимание неоднократные сообщения в американских средствах массовой информации о том, что в ходе операции «Дженнифер» подняли все части подводной лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских подводников, которых перезахоронили почти через два месяца в тихом океане, в 90 милях к юго-западу от Гавайских островов. В октябре 1992 года ЦРУ передало президенту РФ видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения подводников. По погибшим отслужили молебен на английском и русских языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4 000 метров.



Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причины гибели подводной лодки, среди них – взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем. Согласно версии, распространенной в США, советскую подводную лодку, находившуюся на боевом патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Морской паук». Она же и засекла момент и место катастрофы. Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подводной лодке, подошла атомная подводная лодка США «Халибат», переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами в разведывательную - специально для участия в операциях по слежению за советскими подводными лодками и кораблями. Летом 1968 года «Халибат» изучила корпус затонувшей советской подводной лодки: спущенная по кабель-тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.



8 марта 1968 года подводная лодка К-129 погибла в Тихом океане со всем экипажем по неизвестной причине при несении Боевой службы. 30 июля 1968 года исключена из состава ВМФ. В конце 1992 года о погибших подводниках впервые было сказано открыто. ГК ВМФ приказал подготовить проекты нового приказа Министра обороны и постановления правительства относительно К-129.



20 октября 1998 года, по прошествии 30 лет с момента гибели, весь экипаж подводной лодки К-129 был посмертно награжден орденами Мужества. Но вопрос о причине трагедии и месте погребения моряков по-прежнему остается без ответа, хотя из военного и политического давно стал нравственным.

 

***

Владимир Бойко

капитан I ранга в отставке

ветеран-подводник ВМФ РФ

 

7252
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (17)

Profile picture for user Мурман
2198
Мурман

Вечная память......

Profile picture for user Алёна1251
1271
Алёна1251

Вечная память.

Profile picture for user Банщик
24877
Банщик

И пусть говорят,и пусть говорят

Но нет,никто не гибнет зря

Так лучше,чем от водки и от простуд

Другие прийдут сменив уют

На риск и непомерный труд

Пройдут тобой непройденый маршрут...



Вечная память морякам!

Profile picture for user док
998
док

ПАВЕЛ ЛЮБИМОВ

СБ. "ГРУСТНЫЙ КЛОУН.РУССКИЕ СТИХИ". СЕВАСТОПОЛЬ, 2009 Г
.





о друзьях и о себе….





В подплаве служит особый народ…

Нам лишь по приборам - закат и восход,

Нам лишь по приборам- восход и закат,

Когда глубиною корабль наш обжат…

По-своему меряем выси и дали…

Рваные нервы… Кружочек медали…

Без ветра и солнца недели похода,

Самими собой оставаться свобода.

Раз выбранный в жизни приоритет -

Подводник России… Выше звания - нет!

На всех - одна жизнь! На всех - одна смерть!

Судьбы и стремлений одна круговерть.

Вера и воля… Нимб черной пилотки.

Под волны уходят подводные лодки…

25.04.09

Profile picture for user Bagira
5427
Bagira

Вечная память всем невернувшимся...

Profile picture for user змей
2330
змей

Настоящие мужики были, ВЕЧНАЯ СЛАВА!!! ребятам не вернувшимся из боевых походов.

Profile picture for user Galaxe
8816
Galaxe

На наших могилах не ставят крестов

О них и никто не узнает.

Лишь точку на карте, среди островов

Какой нибудь мичман поставит.



Всплывет в океане, лишь масло пятно,

Да черные наши пилотки.

Уходят лежать на скалистое дно

Погибшие черные лодки.



Вечная память героям!

Profile picture for user возмущенные пациенты
2389
возмущенные пациенты

Присоединяясь к вышесказанному хотим выяснить для себя:

удаление от Камчатки – 1230 миль. Первым в точку предполагаемого нахождения К-129 направился морской буксир СБ-43. Как только буксир приблизился к району, где по расчетам исчезла К-129, как над ним начали кружиться американские патрульные самолеты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало подозрения: почему такое пристальное внимание к обыкновенному буксиру?

Какова дальность плавания и мореходность обыкновенных буксиров? Подскажите....

Profile picture for user Уну
1446
Уну

Да трагедия, вечная память погибшим. Яркий пример того как отчизна заботится о своих ЗАЩИТНИКАХ, т.е. отделалась побрякушками, а где забота о семьях погибших? Иначе быть не может,(ни в раше, ни в эсэсере), когда офицерики, типа Ставра, докладают (да докладают, а не докладывают, они уже перед этим «наложили») на верха то что им выгодно не думая о подчиненных и порой творят, то что им выгодно ( пример –Маринеску), интересно как после таких примеров можно идти в автономку?

Profile picture for user Черное море
11162
Черное море

Это Бойко ко Дню подводника статью приготовил?

Profile picture for user Черное море
11162
Черное море

Насколько помню, он из Союза ветеранов-атомщиков.

Profile picture for user Уну
1446
Уну

"Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате появился «Гломар Эксплорер», советская разведка не придала этому должного значения." а кто там аналитик ? офицерики типа Ставра, так они в гальюнах только могли разбиратиться, а не в ситуации.

Profile picture for user Андрей Соболев
533
Андрей Соболев

Океан над нами волнами шумит,

Мы не боремся давно с волной крутой.

Не слышна машина и не крутит винт,

Тишина на дне в союзе с темнотой.

Что там кроется в волне,

Что там кроется в волне,

Отправляются на дно же неспроста.

Мы, лежащие на дне,

Мы, лежащие на дне,

Помним волны, что стучали нам в борта.



Кто последний миг наш помнит, врядли жив.

И объявлен траур был, в какой из стран?

Океан, бывает сказочно красив,

Мы суровым помним этот океан.

И в родимой стороне,

И в родимой стороне,

Больше трубами своими не дымим.

Мы, лежащие на дне,

Мы, лежащие на дне,

Чьи грехи скрываем, подвиг чей таим.



Крен смертельный позабыть нам не дано,

Хоть на ровном киле мы на дне лежим.

Океан, теперь он с нами заодно,

Были сверху мы, теперь лежим под ним.

Словно память о войне,

Словно память о войне,

То пробоина зияет, то разлом

Мы лежащие на дне,

Мы лежащие на дне,

Поцелее тех, порезанных на лом.



Как нелепо все мы смотримся на дне,

Как стоянка затянулась на века.

Только кто там говорит о вечном сне,

Мы не спим, мы лишь не подняты пока.

Под водой по чьей вине,

Под водой по чьей вине,

Ведь никто бы в ту минуту нас не спас.

Мы, лежащие на дне,

Мы, лежащие на дне,

Одного хотим, чтоб помнили вы нас!

Profile picture for user vadimroman
546
vadimroman

Не слушайте брехуна и самозванца Бойко. И удивляюсь, как такого можно допускать в СМИ. Он всего навсего капитан 3 ранга. Т.е. врет о себе. Судим за ношение не присущих ему наград. В общем врет и не краснеет. А все свои литературные изыски списывает из других источников. Кто мне не верит - спросите в совете ветеранов-подводников. Они презирают таких , как Бойко!!!

Profile picture for user КГДУ
1372
КГДУ

Вечная память погибшим подводникам.Черкашин как-то рассказывал,что некоторых подводников похоронили в Сан-Франциско.

Profile picture for user dystantnic
230
dystantnic

Слава героям !!!

Profile picture for user надежда
1039
надежда

Знал тех, кто участвовал в спасательной операции на лодке. Сегодня они пенсионеры. Но помнят всё. И не знают куда себя деть в этот день...

Главное за день

Гениальный предприниматель: в чём стратегия Трампа

Его громкие заявления только с виду выглядят необдуманными и популистскими.
21:13
3
1543

Сколько стоят севастопольцам платёжки от «Цифровых инноваций»

Ищем логику и эффективность в решении годичной давности.
20:00
15
3454

Зачем Киев отправляет беспилотники на Крым на фоне переговоров России и США

Расслабляться ещё рано: противника не стоит недооценивать.
18:16
1
1135

Жители севера Крыма просят аппараты для жизненно важной процедуры

Пациентам приходится ездить за лечением несколько раз в неделю за 80-120 километров.
15:18
0
507

С 2026 года россияне будут выходить на пенсию по-новому

Порядок назначения пенсии станет значительно проще.
10:28
3
3480

Губернатор Севастополя честно предупредил автовладельцев

Городу предстоит пройти путь всех крупных городов.
10:00
72
7426