Севастополь

В Севастополе почтили память экипажа линкора "Новороссийск"

В Севастополе почтили память экипажа линкора "Новороссийск"

В Севастополе почтили память экипажа линкора "Новороссийск", погибшего 60 лет назад. К мемориальной доске на причальной стенке военного госпиталя, напротив которой погиб корабль, возложили венки. Флагман Черноморской эскадры затонул в Севастопольской бухте после взрыва 29 октября 1955 года. В результате погибло более 600 членов экипажа и спасательных команд, передает канал "Россия 24".

На момент гибели кораблю исполнилось 44 года. Большую часть своей жизни он носил имя "Джулио Чезаре" и ходил под флагом Италии. После войны судьбу итальянского флота решал жребий. Корабли разделили на три группы для стран-союзников. "Джулио Чезаре" попал в группу С, которая досталась Советскому Союзу. В марте 1949 года линкору "Джулио Чезаре" присвоили новое имя "Новороссийск". Уже в августе он принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана.

Почему произошел взрыв? Версию о том, что на воздух могли взлететь артиллерийские погреба, отмели сразу. Также была отвергнута возможность диверсии иностранных боевых пловцов — несмотря на то, что в ночь катастрофы внешний рейд не охраняли; сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы не работали.

Официальной признали версию о подрыве немецкой донной мины. Несмотря на утверждение экспертов о том, что за 10 послевоенных лет взрыватели донных мин должны были разрядиться и выйти из строя.

Так или иначе гибель "Новороссийска" стала поводом для масштабного сокращения советского флота. На металлолом отправили линкоры и несколько тяжелых крейсеров.

4222
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (13)

Profile picture for user Южанка Севастопольская
150

да хр*н с ним, с линкором. Более 600 человек! Почему не спасали?

Profile picture for user Exotic
45

да хр*н с ним, с линкором. Более 600 человек! Почему не спасали?
Потому что до последнего боролись за живучесть. А команду покинуть корабль так никто и не дал.

Profile picture for user logistik
155

В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место", и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу.

К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.

В 02:32 обнаружился крен на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, у борта линкора стояли спасательные суда. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ.

"Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора.

К 04:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, качнулся вправо, столь же неожиданно повалился влево и лег на борт. В таком положении он оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. В 22:00 29 октября корпус полностью исчез под водой.

Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки.

Profile picture for user Serggio
21707

По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели Варяга .

Героизм начинается там, где заканчивается организация...

Profile picture for user Platini
165

да хр*н с ним, с линкором. Более 600 человек! Почему не спасали?
Почему не спасли? Да, потому что чисто физически не могли этого сделать. Никто не ожидал, что подорвётся немецкая донная мина, ведь по всем расчётам подобные снаряды уже давно должны были выйти из строя. В любом случае, приятно, что о погибших никто не забывает и по сей день.

Profile picture for user Даккар
6631

Самое элементарное можно было просто буксирами оттянуть к берегу(мощности прибывших двух буксиров это позволяли),и спасайте себе на здоровье!Но ни кому это в голову не пришло!!!!Все боялись потерять погоны,а о людях думали в последнию очередь,главное-железо спасти!Вот и получилось как всегда!Вечная память погибшим.

Profile picture for user komandor
6206

to Platini да хр*н с ним, с линкором. Более 600 человек! Почему не спасали? Почему не спасли? Да, потому что чисто физически не могли этого сделать.
девушка, Вы случаем не внучка Пархоменко? При чем здесь мина? Почти все погибли от...***завуалированный мат*** адмиралов! Чисто физически могли спасти, но спасали свои звезды на погонах

Profile picture for user Южанка Севастопольская
150

да хр*н с ним, с линкором. Более 600 человек! Почему не спасали? Почему не спасли? Да, потому что чисто физически не могли этого сделать. Никто не ожидал, что подорвётся немецкая донная мина, ведь по всем расчётам подобные снаряды уже давно должны были выйти из строя. В любом случае, приятно, что о погибших никто не забывает и по сей день.

дЭвушка,....... нет слов.......Действительно, мысль одна - родственница Пархоменко.

Profile picture for user КМД
3460

мужики-ну сколько можно об этом говорить? типичное распиздяйство высших военных чинов. о причине взрыва не говорю-там вс е более-менее ясно.линкор можно было спасти ЭЛЕМЕНТАРНО-нужно было подтащить его к берегу/ метров 200/-просто развернуть кормой к госпитальной стенке. буксиры были.не могли перерезать автогеном якорьцепи-времени нехватило а брашпили были разрушены взрывом.нужно было только развернуть корму к госпитальной стенке и посадить на мель- И ВСЕ!! а потом разбираться что и как.только вот эта падла комфлота не решился-и на его совести более 600 моряков. и ведь жив остался сука-и не застрелился . ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ БЕЗВИННО ПОГИБШИМ!!!

Главное за день

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
1025

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
12
4288

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1729

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2592