Крымскому правительству удалось осуществить обещанное: с 14 октября цены на бензин и дизельное топливо в Крыму будут снижены. Такой информацией в своём Telegram-канале поделился глава Республики Крым Сергей Аксёнов. О том, на сколько рублей удалось «обуздать» топливный ценник, и будет ли эта мера эффективной, узнавал ForPost.
Дешевле, но не сильно
По данным, которые приводит Сергей Аксёнов, ясно, что добиться удалось не всего, что обещалось. Так, неделю назад в программе «Серьёзный разговор» чиновник заявил, что топливо на полуострове подешевеет сразу на 7-8 рублей. Для этого с 9 октября в республике должны были заработать «компенсационные механизмы». Однако всю неделю цены на крымских АЗС держались на прежнем уровне.
«Достигнута договорённость о снижении в Республике Крым цены на дизельное топливо и бензин. Начиная с 00:00 субботы, 14 октября, на заправках стоимость дизеля составит 66,80 рубля за литр, 95-го бензина — 59,80 рубля, 92-го бензина — 55,80 рубля», — написал чиновник.
В результате компенсационные механизмы не только опоздали, но и будут работать вполсилы. При средней цене 95-го бензина в 63,5 рубля за литр крымское правительство снизит его стоимость только на 4 рубля из 7-8 обещанных. То же самое произойдёт и с дизелем. Сейчас он обходится крымчанам в 71 рубль за литр.
Самое дорогое топливо корреспонденту ForPost удалось обнаружить в селе Пионерском.
Временное решение
Но можно ли из-за этого сказать, что система компенсаций заранее обречена на провал? Как объяснил ForPost главный редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев, в теории механизм сработает, даже несмотря на уменьшение размера выплат. Однако он, по мнению эксперта, сгодится только на время.
«Безусловно, прямо сейчас это поможет. Потому что с учётом того, что в Крыму в основном работают независимые АЗС, у которых нет собственной добычи и производства топлива, государство сможет компенсировать убытки, которые АЗС понесут со снижением цен. Но это инструмент, который позволит лишь на время пригасить ситуацию», — поделился Владимир Бобылев.
Для того, чтобы нормализовать ситуацию на топливном рынке, по мнению эксперта, недостаточно локальных мер на уровне отдельных субъектов страны. Правительство должно вводить целый комплекс изменений. Так, государственный аппарат работает над корректировкой демпфера (механизм, смягчающий колебания цены на тот или иной товар на внутреннем рынке) и увеличением нормы продаж на бирже. Но все эти изменения принесут плоды не сразу.
Любопытно, что система компенсаций для топливной сферы, по словам Владимира Бобылева, не нова. В текущем году она достаточно часто практикуется во многих странах и приобретает разные формы. Однако в России с таким прежде сталкиваться не приходилось.
«Случаев таких за последний год произошло множество. Как правило, они характерны для нероссийского топливного рынка. Форматы были разные, но государственное участие в борьбе с высокими ценами на рынке для Европы в последнее время крайне характерно. Поскольку Европа находится в достаточно долгом затяжном энергетическом кризисе», — объяснил редактор издания «Нефть и капитал».
Компенсация поможет решить проблему на короткое время.
Экономика играет в рынок
Как объяснил Владимир Бобылев, государству приходится идти на уступки топливным компаниям и искать компромиссные решения, потому что страна ориентирована на рыночные отношения. В таком случае использование рычагов государственной власти для регулирования цен недопустимо.
В то же время, если ситуация достигает кризисной точки, то в ход идут все возможные меры. Например, недавно России пришлось ввести запрет на экспорт нефти. Это было связано с тем, что нефтетрейдеры активно вывозили «чёрное золото» за границу — там его можно было продать по гораздо более высокой цене.
«Мы договорились, что у нас рынок, а не государственное регулирование. Поэтому регуляторы вынуждены не давить на компании, а пытаться вводить какие-то рыночные дополнительные инструменты, вести переговоры, чтобы увеличить объёмы поставок топлива на внутренний рынок и снизить цены. Все стараются придерживаться договорённостей о том, что у нас рынок. Но получается не всегда», — подытожил Владимир Бобылев.
Читайте по теме: Крымские таксисты страдают от роста цен на топливо
Как ForPost рассказывал ранее, стоимость топлива ползла вверх в Крыму до начала сентября, а затем с некоторых заправок и вовсе пропали бензин и дизель. На фоне этих событий в октябре в отставку подал республиканский министр топлива и энергетики.
Елена Фокина
Фото автора, Пелагеи Поповой|ForPost
Обсуждение (5)
Конечно. Нельзя огорчать олигархов ответственных бизнесменов от нефтянки. Видимо, только национализация нажитого непосильным трудом поставит точку в этом вопросе. Не завтра, не сразу, но поставит.
(В таком случае использование рычагов государственной власти для регулирования цен недопустимо.)
Сразу видна забота правительства о людях, владельцах надутых ветром нефтянных состояний и их иностранных акционерах. Для того,что бы они несильно теряли, им опять демпфер,те компенсацию их рисков ввели.
А вдруг они сильно погорят при поставках на внутренний рынок.
Как вы думаете НДПИ кто платит? Акциз и НДС на все это?
Вы уважаемые, которые чертыхась на бензоколонке, наблюдаете сколько теперь литров в 1000р.
Все в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ.
У нас капиталистическая страна, поэтому не стоит рассчитывать на снижение стоимости бензина и дизеля. Капиталист своё не упустит. Пока не изменим социальное устройство, всё будет по-прежнему.
Цитата: По мнению эксперта, временная мера поможет, но продержится недолго. Конец цитаты.
Недолго настолько, что вы даже не успеете заметить.
Только отжим поможет наладить цены!