Печальные наблюдения сделала экспедиция севастопольского Института биологии южных морей, побывав на берегах так называемых гиперсолёных озёр на западе Крыма. Аномальная жара и нехватка осадков нынешним летом не лучшим образом отразилась на экосистеме этих водоёмов.
Цель специалистов лаборатории экстремальных экосистем ФИЦ ИнБЮМ, которые на днях отправились в плановую летнюю экспедицию, заключалась в том, чтобы понять, как изменилось за год состояние таких озёр, как Джарылгач, Ярылгач и Бакальское в Черноморском районе, а также Ойбурское в Сакском районе Крыма.
Поскольку экспедиция в этих краях проводится не в первый раз, то у научных сотрудников ИнБЮМа есть возможность сравнить полученные сейчас данные с предыдущими наблюдениями. Увиденное их не порадовало.
«Такого усыхания озёр и столь высокой солёности в них исследователи давно не фиксировали», — приводит пресс-служба института слова руководителя экспедиции, ведущего научного сотрудника лаборатории экстремальных экосистем, кандидата биологических наук Николая Шадрина.
В качестве примера перемен учёный привёл озеро Ярылгач на мысе Тарханкут. По его данным, максимальная солёность этого водоёма, согласно многолетним наблюдениям, в августе не превышает 70 граммов соли на литр. Но на этот раз приборы севастопольцев показали солёность в 177 граммов на литр.
Как следствие, изменилось и биологическое состояние озёр, подчеркнул Николай Шадрин.
«Считаю, что в ближайшие годы в Крыму, как и в мире в общем, проблема с пресной водой будет усугубляться, и лишь строительство новых водохранилищ на полуострове — не выход, — процитировали Николая Шадрина в пресс-службе ИнБЮМ. — По моему мнению, нужно рационально использовать ту воду, что есть, пересматривая и перестраивая структуру сельского хозяйства».
Кроме этого, учёный считает, что необходимо вернуться к разработке опреснительных установок морской воды. В излишках производства — рассолах, по мнению биолога, можно развивать аквакультуры, привыкшие к гиперсолёным водам. Это повысит рентабельность процесса.

Напомним, в предыдущий пик засухи власти Крыма даже представили президенту России доклад о планах построить опреснительную станцию морской воды в посёлке Николаевка Симферопольского района. Кроме этого, в Азовском море в 2021 году обнаружили так называемое палеорусло современной реки Дон, откуда также намеревались забирать пресную воду.
Ни один из этих проектов не был воплощён в жизнь: региональное правительство в итоге выделило деньги на подземные скважины и водозаборы, а также проектирование двух новых водохранилищ для водоснабжения ЮБК.
Пелагея Попова
Фото: пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ
Обсуждение (6)
"Специалисты всерьёз беспокоятся о «водном» будущем полуострова" - Ну так то специалисты, а начальство беспокоит совсем другое.
восстанавливайте поскорее Северо-Крымский канал
>>В качестве примера перемен учёный привёл озеро Ярылгач на мысе Тарханкут. По его данным, максимальная солёность этого водоёма, согласно многолетним наблюдениям, в августе не превышает 70 граммов соли на литр. Но на этот раз приборы севастопольцев показали солёность в 177 граммов на литр.
Это уже рапа, а не вода.
Впрочем, при 70 граммах - тоже, ибо морская вода обычно 30-40 гр. соли на литр. И это чувствуется обычным языком!
Т.е. если соли в озере обычно в два раза больше, чем в океанах и морях - есть у меня сомнение, что это озеро... Ну в том смысле, как мы обычно "озера" понимаем.
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
( о бурении Азовского моря))
. Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
О том что практически выкачали насосами, резервное водохранилище Севастополя, в Кадыковском карьере (озеро сердце) - правительство скромно умалчивает.
А может уменшить количество потребителей воды, как-то перестать проводить новые застройки, сократить количество туристов.