Новости России

Запретить нельзя ограничить: где поставят запятую в истории с VPN?

Служба новостей ForPost

В публичной плоскости обсуждают три сценария работы сервисов.

Запретить нельзя ограничить: где поставят запятую в истории с VPN?
Фото:
сгенерировано нейросетью Nano Banano Pro

VPN-сервисы могут трижды оказать медвежью услугу пользователям: сузить «белые списки» сайтов, облегчить кошельки и даже привести к штрафам — такие сценарии описали СМИ, ссылаясь на состоявшееся 28 марта совещание с участием главы Минцифры Максута Шадаева.

Но, как оказалось, в каждом из них есть цифровые, законодательные и экономические нюансы, которые оставляют простор для манёвра.

Сценарий первый: штрафы за VPN

О введении штрафов за пользование VPN сообщил Forbes со ссылкой на свои источники.

Как пишет издание, наказывать рублём якобы планируют не сразу: сначала — финансовые ограничения через операторов (плата за повышенный международный трафик), затем блокировка доступа к цифровым платформам при попытке входа через VPN, после — административная ответственность для пользователей.

Источники Forbes связывают эту инициативу «с закрытым поручением на уровне высшего руководства», что «делает [этот] сценарий более вероятным».

С ними согласен эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев. По его данным, ужесточение политики в отношении VPN «фактически перешло от обсуждений к практической реализации».

Подобные попытки, по словам собеседника ForPost, предпринимались ещё во время пандемии, но тогда провайдеры столкнулись с юридическими ограничениями. Что не удалось в тот раз, сейчас претворяется в жизнь, уверен Алексеев.

Что говорит закон

При оценке этого сценария нужно понимать: по действующему законодательству на март 2026 года за сам факт использования VPN штрафы не предусмотрены. Есть только несколько норм, именно они и создают ощущение, что «VPN уже запрещён».

Одна из них — статья «Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним» в КоАП РФ. Согласно ей, пользователя могут оштрафовать на 3-5 тыс. рублей за умышленный поиск экстремистских материалов, включая случаи, когда доступ к ним осуществляется через средства обхода блокировок.

Важно: в тексте закона нет упоминания VPN как отдельного состава, он фигурирует только как возможный инструмент. Следовательно, само по себе его использование не образует административного правонарушения и не может служить самостоятельным основанием для привлечения к ответственности — юридически значимым является только доказанный факт противоправного деяния, когда пользователь целенаправленно искал запрещённый контент в интернете, подчёркивают юристы.

Одновременно действуют нормы статьиКоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе», по которым реклама VPN-сервисов и инструкций по обходу ограничений может повлечь штрафы до 80 тысяч рублей для физлиц и до полумиллиона рублей для юридических лиц.

Однако и в этой статье не прописано, что возможна ответственность исключительно за сам факт применения VPN. Санкции в правоприменительной практике привязываются к конкретным действиям пользователя, а не к технологии как таковой.

Получается, пока использование подобных инструментов может рассматриваться как отягчающее обстоятельство в рамках других правонарушений, но не как сам факт нарушения закона.

«Это решение в лоб»

Глава Минцифры РФ Максут Шадаев не подтвердил инсайд Forbes о штрафах.

Предложение о введении административной ответственности за использование VPN ему «категорически не нравится», сообщили «Известия» со ссылкой на письмо министра организации «Мы ИТ».

«Обсуждался вопрос введения административной ответственности за использование VPN. Это решение в лоб, которое нам категорически не нравится. Обсуждаемые сегодня меры являются сложным компромиссом», — сказано в тексте, который приводит издание.

Первый зампред думского ИТ-комитета Антон Горелкин такой вариант тоже не поддерживает.

«Согласен с Максутом Шадаевым: введение административной ответственности для граждан за использование VPN-сервисов — это вариант «в лоб». Возможно, кому-то такое решение кажется очень даже эффективным, но лично я его не поддерживаю, — написал Горелкин в мессенджере MAX. — Убеждён, что штрафовать за VPN нужно только в том случае, если такие сервисы используются для совершения преступлений. Именно в этой логике разрабатывались соответствующие законодательные инициативы, а вот полный запрет VPN и введение ответственности за его нарушение в Госдуме никогда не обсуждались».

Сценарий второй: ревизия «белых списков»

В федеральных СМИ обсуждают и вероятность пересмотра «белого списка» — перечня сервисов, доступных даже при отсутствии мобильного интернета.

Как пишет «Коммерсантъ», Минцифры уже «рекомендует крупным игрокам — маркетплейсам, банкам и IT-компаниям — ограничивать вход пользователей с активным VPN».

По данным собеседников газеты, ведомство якобы направило крупнейшим цифровым сервисам письма с обновлёнными условиями попадания в «белые списки»: в них останутся только те платформы, которые соблюдают требования, обсуждавшиеся на совещании 28 марта.

Под потенциальные ограничения могут попасть крупные игроки вроде Wildberries, Ozon, сервисов «Яндекса», VK и других ресурсов, входящих в перечень. Официальных комментариев от Минцифры пока не последовало, уточняет деловая газета.

Сценарий третий: плата за пользование VPN

По данным Forbes, обсуждается и третий сценарий — введение платы за пользование сервисами.

Речь якобы идёт о возможном введении ежемесячной платы за объём зарубежного трафика свыше 15 Гб в месяц в мобильных сетях. Один из собеседников издания заявил, что такая мера может заработать ещё до 1 мая.

При этом, как пишет Forbes, обычный пакет мобильного интернета у многих операторов составляет около 5 Гб, так что лимит в 15 Гб выглядит достаточно высоким, но всё равно может затронуть тех, кто активно использует VPN для доступа к заблокированным сервисам и просмотра видео.

Эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев эту идею оценивает скептически, так как технически отследить такой трафик будет крайне сложно:

«Все VPN-сервисы стараются маскировать трафик, потому что те, кто этим не занимается, блокируются уже на уровне провайдеров и всяких списков. Поэтому однозначно доказать, что используется именно VPN и используется зарубежный трафик, невозможно. Будет огромное количество ошибок, при этом оспаривать их будет очень проблематично. Это как история с тем, когда глюки в системе ГИБДД выписывают тысячи штрафов, которые сначала надо оплатить, а потом попытаться оспорить. И не каждому это дано».

Эксперт считает, что под видом борьбы с VPN может фактически вводиться плата за любой зарубежный трафик, который сегодня используется повсеместно — от стримингов до облачных сервисов. Люди это понимают и уже начинают сокращать количество сим-карт, отказываться от услуг операторов, отметил Алексеев.

Сами операторы официально такую инициативу не подтверждают.

Особое мнение

По словам Александра Алексеева, все три сценария могут привести к общему знаменателю: доступа ко всем международным ресурсам, в том числе к VPN, через мобильный интернет может не быть.

Как это может произойти? Эксперт по кибербезопасности высказал своё частное мнение, сразу оговоримся — официально оно никак не подтверждено.

Итак, VPN работает как туннель: ты подключаешься к удалённому серверу, и дальше весь трафик идёт через него. Для провайдера ты как будто общаешься только с этим сервером, а уже он «гуляет» по всему интернету от твоего имени.

Теперь представим, что вводится перечень не запрещённых сайтов, а наоборот — «разрешительный» список, то есть разрешены не все IP-адреса, а только заранее одобренные, всё остальное по умолчанию недоступно.

И VPN ломается. Почему? Чтобы он работал, пользователю нужно подключиться к его серверу — это конкретный адрес/IP. Если этого адреса нет в так называемом «разрешительном» списке, ты к нему просто не подключишься, а если какой-то VPN-сервер в него всё-таки попадёт, он будет под контролем и не сможет давать «свободный выход», к примеру, на YouTube и другие серверы.

Таким образом, нивелируется сама идея обхода ограничений. Схема станет другой: разрешили только конкретные узлы — пользователь физически не может подключиться к внешней точке — обходить уже нечего и не через что.

Алексеев считает, что если нас ждёт такой финал, то он «убьёт VPN». Не потому, что его запретят напрямую, а потому что ему не оставят инфраструктуры для работы. Это более жёсткая модель — не фильтрация, а фактически режим «интернет по пропускам», уточнил наш собеседник.

Эксперт по кибербезопасности рассматривает эту проблему не только в контексте мобильных операторов: по его словам, «уже сейчас далеко не весь трафик корректно работает у локальных провайдеров», а значит, «разрешительные» списки точек доступа в Сеть могут затронуть и проводной интернет.

Повторим: в Минцифры РФ об этом официально не заявляли. По словам Шадаева, возглавляемое им министерство готово искать решения по техническим нюансам: доступам разработчиков, встроенной оплате и другим вопросам.

Пока все три сценария юридически не подтверждены, но фактически формируется среда, в которой использование VPN становится всё менее удобным и предсказуемым. Иными словами, вопрос уже не в том, запретят ли эти сервисы формально, а в том, насколько сильно ограничат условия, при которых ещё имеет смысл их использовать.

Роберт Вочовский

Также этот материал можно прочитать на нашем канале в Дзен.

В конце марта в СМИ появились сценарии ужесточения регулирования VPN-сервисов: от штрафов для пользователей до введения платы за международный трафик и ревизии «белых списков» сайтов. Глава Минцифры Максут Шадаев назвал идею административной ответственности «решением в лоб», а депутаты подчеркнули, что полного запрета VPN в Госдуме не обсуждали. Разбираемся, какие из трёх сценариев имеют правовую основу, что говорит закон и к чему может привести техническая реализация «разрешительных» списков.

1322
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (5 голосов)
Обсуждение (36)
akinak2014
357
akinak2014

Я бы сравнил подобное законотворчество как средневековое мракобесие с элементами жесткого мазохизма. Может я конечно не прав, но на мой обывательский взгляд выглядит это именно вот так.  

Serggio
27305
Serggio

По внутренним ощущениям, ситуация явно выходит за рамки "защиты населения от мошенников". 

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

Serggio,

Это уже так долго напоминает поиск черты, за которой народ уже взорвётся, что нельзя не вспомнить знаменитое "что это, глупость или измена?".

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

Serggio,

Она туда и не входила. 

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

РобертБоберт,

Народ никогда не взорвется. 

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

еще одна мама …,

Вот и чиновники так думают, постоянно как будто ища новую грань которую они смогут перейти с блокировками.  Вот только потом будет поздно.

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

РобертБоберт,

Не будет. 

akinak2014
357
akinak2014

еще одна мама …,

Никогда не говори никогда. Увы, но народ иногда взрывается,  в нашей истории таких примеров много, и да, русский бунт также страшен как и беспощаден. 

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

akinak2014,

Что самое характерное, ещё "вчера" власти вместе с нами возмущались западными попытками отрезать нас от глобальных интернет сервисов и услуг (я даже помню как Медведев предлагал снять блокировки с торрентов), но теперь внезапно сами чиновники стали убеждать нас, что отрезание от глобального интернета или проблемы даже с базовыми интернет услугами это нормально.

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

akinak2014,

Расхожие фразы мне повторять не нужно. Оглянитесь, пожалуйста, вокруг, и придете к тому же выводу, что и я. 

Зачем "бунтовать", когда можно просто уехать? Безопаснее. 

akinak2014
357
akinak2014

еще одна мама …,

Наверное безопаснее, но русский человек совсем иной конструкции, посему в большинстве своем поступят как Верещагин.   

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

akinak2014,

Той же "конструкции", что и все остальные. Все люди одинаковые, и жизнь у всех одна. Отдать ее, зная, что это бесполезно, дураков нету.  Потому и бегут, начиная с развала Союза. 

И строят свою жизнь там, где им нравится жить. 

Правда победит
1757
Правда победит

еще одна мама …,

Вообще-то Закон перехода количественных изменений в качественные (как и саму диалектику) никто не отменял. Многовато всего людям на "больную голову" сваливается в последнее время (

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

Правда победит,

Причем естественнонаучные законы к социуму?

Вы бунтовать пойдете? Я - нет. И любой адекватный человек  вместо бунта предпочтет просто уехать туда, где ему будет жить и работать комфортно. Жизнь одна, и провести ее в тюрьме дураков нету. 

Про  то, что большинство верит, что это для их же безопасности и надо только еще чуть потерпеть уже не пишу. Слушаю такое достаточно часто. Не спорю: не вижу смысла. Просто прекращаю разговор и ухожу. 

Жирным шрифтом писать совершенно необязательно: у меня со зрением все в порядке. 

Правда победит
1757
Правда победит

еще одна мама …,

К социуму также относится самым непосредственным образом )

*В моём браузере не вижу жирный шрифт )

d dd
12053
d dd

 Путь который ограничен забором куда выведет?

если к убитому крс применить то на бойню

почему то не обсуждается законность и конституционность таких запретов

технически запоганить траффик не так уж сложно, как опыт обывательский подсказывает,тот же опыт показывает,что сижу я у одного провайдера,того который как бы вфу финансировал до сих пор на украинском ай пи,со всеми истекающими от туда последствиями-тотальными блокировками,в т.ч в зоне ру и ннн был легким облегчением ситуации

  по тихому люблю Минцивры и рокэндрол надзор

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

Они реально не понимают, что многие терпели ситуацию с блокировками как раз из-за возможностей обойти их и всё больше закручивание гаек припрёт людей в углу со всеми вытекающими? Вон, уже в опросах под 80% людей голосуют за то, чтобы власть компенсировала убытки бизнеса и падение качества жизни из-за проблем с интернетом.

Карпов
213
Карпов

РобертБоберт,

Песков недавно прокомментировал, что во время отключений и блокировок опсосы не при делах, так как форс-мажор и вообще, не положено. Какие компенсации, не смешите. Голосуйте сколько угодно

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

Карпов,

Голосовать действительно можно сколько угодно. Но это яркий признак того, что мнение народа с каждой новой блокировкой становится всё более выверенным и антагонистичным подобным инициативам.

Васька
230
Васька

РобертБоберт,

они понимают, что если заблокировать все и сразу - то народ взорвется, как в 1917-м, и это я не про октябрь, а про февраль. А вот если резать потихоньку, дозировано - то стерпится.

Те же "белые списки" - их же расширяют? Расширяют! Т.е. перебиться сложно, но можно, а дальше будет проще. После чего введут их на постоянку, а остальное - отрежут. Это же очевидно!

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

Васька,

Ничего не стерпится, это лишь оттянет взрыв народного недовольства в долгосрочной перспективе. А то и усилит его, ибо если давить долго и медленно, люди будут сильнее и дольше копить негатив.  Так что, кто бы не был за это ответственен, психологию и социологию они как раз не понимают. Именно это как раз и очевидно, для любого кто обладает хотя бы базовыми понятиями о человеческой психологии и развитии подобных ситуаций в прошлом.

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

РобертБоберт,

Народ много лет отучали думать,анализировать и делать выводы. И приучали верить. Поэтому никакого народного взрыва никогда не будет. 

Вспомните, как радовались даже тут блокировке Ютуба. Как были уверены, что их это не коснется. Хотя всем, кто еще способен думать, было ясно, что это только начало того, что потом коснется всех. 

РобертБоберт
2976
РобертБоберт

еще одна мама …,

Не стоит воспринимать народ за дураков, которые ничего не знают и не умеют думать. Людей осуждающих блокировку ютуба явно было большинство и за прошедшее время как вы сами можете видеть, людей выступающих против блокировок не только не стало меньше, их количество многократно увеличилось. Особенно когда это стало мешать людям воспользоваться даже базовыми интернет услугами, а даже матёрые охранители вроде Мизулиной стали задавать вопросы о блокировках.

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

РобертБоберт,

Вы ступающих где? Тут? Так это не выступление, а выброс недовольства. 

Одни отлично знают, что будет за выступление, и молча собират манатки бежать, другие верят в то, что это им на пользу. 

 

дух из анкориджа
71
дух из анкориджа

да нормально, оглядываясь назад, уже путь такой проделан, мал по малу, шажок за шажком, этот шпиён, тот иноагент, этот коррупционер, четвёртая власть в колено локтевой позе с двух сторон..сначала рукоплескали, оправдывали, затем искали оправдание, вполне логичное и попробуйте дёрнетесь..дискредитация и всё такое, дед терпел и тут велел, или вы хотите как у них там ???!!

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

дух из анкориджа,

Да. У всех, кому все это не нравится, остался единственный выход. Пока еще не перекрытый. 

лаиш
2234
лаиш

Один вопрос : те, кто принимает эти крайне непопулярные в народе законы , и их дети пользуются только одним  max  ? 

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

лаиш,

Конечно, нет. Так же, как и в Союзе за Железным занавесом жил только электорат. 

Bip1
2367
Bip1

Скоро

Aura
62
Aura

Великий Русский фаервол,  да чтож они все с Китая то копируют,они туда за этим ездят...а другому поучиться ... что по полезнее для развития страны

Oldcool
373
Oldcool

Информация к размышлению:

4 сентября 2025 правительство Непала ограничило работу 26 популярных приложений, включая Facebook, Instagram, WhatsApp, YouTube, X (Twitter) и Reddit. Основанием стала директива Верховного суда, требовавшая, чтобы все иностранные и местные платформы зарегистрировались в Министерстве связи и информационных технологий, открыли офисы и назначили представителей для модерации контента. 8 сентября тысячи молодых людей вышли на улицы Катманду, Биратнагара, Нараянгадха, Бирганджа, Бутвала, Суркхета и Хетауды. В столице протестующие прорвали полицейские заграждения у парламента и подожгли автомобили. Под контроль демонстрантов перешлт здания правительства и Верховного суда. Изначально лозунги были связаны с доступом к интернету («Верните нам соцсети»), но вскоре сменились на более радикальные: «Покончим с коррупцией», «Хватит воровства». 9 сентября протестующие ворвались в офис генпрокурора и окружной суд Катманду, уничтожив документы. В Лалитпуре побег 1,5 тысячи заключенных из тюрьмы усилил хаос. По данным India Today, погибло 22 человека: 17 в Катманду, двое в Сунсари, трое в других районах. Ранено более 400 человек, включая 100 полицейских. Больницы были переполнены ранеными. Армия подключилась к охране кварталов правительственных резиденций. Министров и их семьи эвакуировали на вертолётах. Протесты назвали «революцией поколения Z». На улицы выходили в основном подростки и студенты в возрасте от 13 до 28 лет. Ситуацию подогрело движение Nepo Kids: в TikTok и Reddit активно публикуются видео о детях непальских политиков, которые учатся за границей, ездят на люксовых авто и отдыхают на дорогих курортах за счет налогоплательщиков. Один из роликов собрал более 1,3 млн просмотров и стал символом социального неравенства.

Прям если б не непальские названия то разницы в предпосылках и не найти.

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

Oldcool,

В предаосылках - да. В реакции нет. Тут часть пыталась согласовать митинги, ничего не вышло. Значит, остается второй - "проверенный" - вариант - видеообращение. с просьбой. 

Промптий
55
Промптий

Вводится информационная инквизиция. 

Средневековый шабаш от "самых просвещенных" членов общества.

Люди с ампутированной социальной ответственностью просто не ведают что творят, и чем это закончится.       

   

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

Промптий,

Все они "ведают" (цитирую Ваши слова). Это просто продолжение давно начатой работы. 

ОПСАЙ
9
ОПСАЙ

В Непале это в Непале.

У нас этого и ждут, переловят, кого по экстремистским и иным статьям осуядят, а там убедят заключить, вдруг будет указ о помиловании.

Тут другой путь, по принципу индусов, присоединившихся к Ганди.

Вот например, во многих супермаркетах огромные скидки на продукты мираторг, но все равно не берут,. Никто не вышел никуда, никого не избили не арестовали, а продукты мираторг просто лежат на полках.

Впн не используется, не хочется поднимать своими деньгами разработчиков всплывших со всех щелей.

От мобильной связи отказ, нехочется поднимать на все готовых операторов связи и платить за то чего нет.

Интернет только в доступных местах подключения, от провайдера тоже отказ.

еще одна мама школьников
8885
еще одна мама …

ОПСАЙ,

"Назло маме отморожу уши"? 

Главное за день

Рязанская разнарядка: почему решение о наборе контрактников вызвало споры

Губернатор утвердил квоту для предприятий — что об этом говорят кадровые офицеры, политологи и юристы.
01/04/2026 19:15
721

Запретить нельзя ограничить: где поставят запятую в истории с VPN?

В публичной плоскости обсуждают три сценария работы сервисов.
01/04/2026 11:35
1311

Авиакатастрофа в Крыму: что случилось с самолётом Ан-26

В Минобороны России уже назвали предварительную причину трагедии.
01/04/2026 08:32
5601

Рассрочка, деньги, Telegram: что изменится у россиян с 1 апреля

Главные нововведения, которые затронут кошельки, документы и повседневную жизнь россиян.
31/03/2026 10:20
2336
Туризм

Почему на Ангарском перевале начали возводить объекты для туристов

Оказалось, проекту дали зелёный свет ещё три года назад.
01/04/2026 17:26
776

Модные курорты резко снизили цены в апрельский «бархатный сезон»

Сезон горных лыж завершается, и это лучшее время для тех, кто ценит не только склоны, но и свой бюджет.
01/04/2026 12:20
253

Точки фастфуда стали брать комиссию за слишком маленький заказ

Дешевый заказ в «Макдоналдсе» может быстро подорожать в несколько раз.
31/03/2026 18:51
961

Перевозка наркотиков в Карибском море привела к появлению акул-наркоманов

До этого такая проблема наблюдалась в других регионах.
31/03/2026 09:45
796

Пешком до Крыма: как пара из Подмосковья отправилась в поход длиной в 5 месяцев

Свадебное путешествие супруги планируют завершить в Херсонесе.
30/03/2026 18:28
9326

Свежие огурцы и туры в Дубай обновили инфляцию в России

Как долго сохранится тенденция к снижению цен?
30/03/2026 17:20
726