Бархатный сезон в Крыму остался позади и многие туристические объекты поставили свою работу на паузу в ожидании тепла. Однако в Ялтинский горно-лесной заповедник поток посетителей не иссякает даже в межсезонье. Какие природные достопримечательности можно посетить, поднявшись на плато Ай-Петри, узнавал ForPost.
Наш путь начинается на автовокзале курортной столицы Крыма. Фирменный микроавтобус ФГБУ «Заповедный Крым» легко распознать на парковке по мордочке лисички, украшающей кузов. Все журналисты и блогеры в сборе, — можно трогаться в путь.
Южнобережное шоссе остаётся позади, и машина карабкается в горы: петли асфальтированного серпантина дороги Ялта — Бахчисарай ложатся под колёса. Начальник отдела познавательного туризма «Заповедного Крыма» Сергей Клушин берёт в руки микрофон и начинает экскурсию.
Места, которые мы проезжаем, связаны с трагической страницей истории Южного берега Крыма. Здесь в урочище Караголь, что в переводе с тюркского языка означает «чёрное озеро», в окрестностях усадьбы Багреевка находится Ялтинская Голгофа — место расстрела здешних жителей после эвакуации войск барона Врангеля в 1920 году. Мемориал и часовню с дороги не видно.
Сосна Палласа — древесный патриарх
Между тем мы приближаемся к первой достопримечательности ЯГЛЗ — одному из древесных патриархов Крыма сосне Палласа.
Тропа к сосне Палласа обозначена аркой.
К памятнику природы от дороги ведёт короткая тропа, начало которой обозначено вывеской и оригинальной аркой из ветвей. И хотя мы недолго ехали, но всё равно приятно размять ноги и подышать свежим горным воздухом, наполненным сосновыми фитонцидами.
Над петляющей между мшистых валунов тропинкой возвышаются вековые мачтовые сосны Палласа. Все они, создавая полумрак, кажутся одинаковыми: как же удалось выделить ту самую?! Однако когда подходим ближе, сомнения отпадают. Дерево, признанное памятником природы, значительно выделяется среди соседей, и не только обхватом ствола: внутри кроны, на раскидистых ветках выросли молоденькие деревца.
«Видите, там даже лиственное дерево между ветвей растёт! — обращает внимание Сергей Клушин. — Значит, семечко упало на благодатную почву из перегноя и опавшей хвои, что позволило ему вызреть и дать новую жизнь. Видимо, его корни не мешают основному стволу».
Из кроны большого хвойного дерева вырастают даже лиственные породы.
В своё время и сам древесный патриарх оказался счастливчиком, зародившись в удачном месте: между скальных обломков, которые вынудили ствол расти не прямо, а давая многочисленные отростки. По словам нашего проводника, благодаря своей искривлённой форме сосна не приглянулась дровосекам, и они обошли её стороной.
Напомним, месяц назад сотрудники «Заповедного Крыма» и Никитского ботанического сада объявили, что возраст этого дерева может насчитывать полторы тысячи лет. Однако более тщательное исследование вдвое омолодило дерево.
Сосна Палласа — памятник природы.
Десятки метров Летящей Воды
Не успеваем рассесться в салоне микроавтобуса, как снова выходить: следующая остановка — водопад Учан-Су, что переводится с тюркского языка как «летящая вода». Он считается самым высоким в Крыму — 98,5 метра.
От парковки водопад отделяет короткий променад по склону ущелья. И пока каскады скрыты за деревьями, первое, что бросается в глаза, это сувенирный магазинчик и активное строительство ещё какого-то здания. В заповеднике капитальное строительство недопустимо, но этот участок выведен за границы ЯГЛЗ и продан в частные руки, объясняют ForPost сотрудники «Заповедного Крыма».
Путь к водопаду преграждает инспектор заповедника Александр Старцев. Он проверяет пропуска у туристов. Как писал ForPost, в этом году проход на территорию объектов «Заповедного Крыма» подорожал на 50 рублей: с одного человека берут 200 рублей. При этом для жителей Крыма и Севастополя продолжает действовать льгота на бесплатное посещение.
«Больше всего нарушений связано с отсутствием пропусков, — рассказывает инспектор. — Кроме этого, некоторые посетители пытаются пройти к водопаду не по дороге, а напрямик по лесу. Ловим, объясняем и показываем, где можно, а где нельзя ходить».
В глаза бросается новенькая зимняя форма собеседника. Сергей Клушин обращает на это особое внимание, поясняя: если вас в заповеднике остановил человек в камуфляже или гражданской одежде и требует деньги за якобы нарушение охранного режима территории, то есть повод усомниться в его словах. Перед вами может быть мошенник, который лишь выдаёт себя за инспектора или лесника.
«Оплата за проход осуществляется только через наш сайт или на кассе заповедника. Инспектора не имеют права собирать деньги с посетителей», — подчёркивает начальник отдела познавательного туризма.
Инспектор «Заповедного Крыма» отличается униформой и нашивками.
Так, беседуя, мы подходим к смотровой площадке рядом со знаменитым водопадом. Впрочем, в этот день буйством стихии Учан-Су не может похвастаться: по заросшим папоротником и мхом скалам стекает едва заметная струя воды.
Между тем не стоит отказываться от посещения водопада в межсезонье. Тем, кто хочет лицезреть «большую воду», нужно следить за прогнозом погоды. Сильный дождь изменяет ситуацию до неузнаваемости.
Фото ForPost (слева) и Артура Мурзаханова (справа) сделаны с разницей в несколько дней — до и после дождя.
Крымские горы небольшие по сравнению с Кавказом, но очень непредсказуемые. Поэтому, собираясь в поход, нельзя пренебрегать правилами безопасности: погода меняется быстро, и нередко сопровождается катаклизмами, предупредил Сергей Клушин.
Озеро, удобное для всех
Дорога зовёт в путь, и мы едем к следующей достопримечательности — Черепашьему озеру. Водоём находится впритык к дороге, поэтому пользуется особой популярностью у туристов.
На Черепашьем озере.
Впрочем, многочисленные гости не беспокоят пару белоснежных лебедей-шипунов, которых сюда завезли после присоединения к «Заповедному Крыму» ООПТ «Лебяжьи острова» на северо-западе Крыма. Величественные птицы спокойно рассекают озёрную гладь, своим оперением ярко выделяясь на тёмной воде.
«Зимой Черепашье озеро промерзает и покрывается льдом. Поэтому мы лебедей отсюда вывезем», — отмечает наш проводник.
Территорию вокруг водоёма облагородили. Берег оборудовали деревянным настилом и перилами. Информацию на стендах продублировали шрифтом Брайля для удобства слабовидящих и слепых посетителей. Для детей поблизости установлена игровая площадка. По замыслу проектировщиков, верёвочные горки должны отвлечь юных посетителей от вытаптывания лесных растений.
На вершине Пендикюль
Следующим пунктом экскурсии по заповеднику стало посещение вершины горы Пендикюль. Здесь на краю отвесной скалы стоит Серебряная беседка, которую отреставрировали этим летом.
Серебряная беседка на вершине горы Пендикюль.
Смотровая площадка расположена на середине подъёма из Ялты на плато Ай-Петри, уточняет Сергей Клушин.
«Когда автомобилей не было, а прогулки осуществлялись на лошадях, то именно здесь делали большую остановку с обедом. Об этом свидетельствуют многочисленные фотографии, в том числе и семьи последнего российского императора Николая II», — рассказывает он.
Желание наших предшественников остановиться и полюбоваться Ялтинской котловиной понятно. Даже в хмурое осеннее ненастье дух захватывает от открывающегося вида на зеленое лесное море под ногами.
Невольно возникает ощущение полёта, но нужно держать себя в руках. Как писал ForPost, с этой живописной смотровой недавно сорвался мужчина. К счастью, турист остался жив, но, увы, это не единичный случай, заметил представитель «Заповедного Крыма».
Подземные тайны
Осенняя горная прохлада не позволяет дольше задерживаться у колонн беседки. Загружаемся в микроавтобус и без остановок мчим до самой вершины Ай-Петри: здесь склон становится совсем крутым, поэтому дорога буквально выгрызена в скалах петлями серпантина. Густая облачность скрывает от пассажиров панораму Большой Ялты.
«Туманности» Ай-Петри.
Останавливаемся и несколько сотен метров идём пешком к следующей достопримечательности — пещере Ялтинская. Тропа промаркирована: информационные щиты будто нить Ариадны не дают заблудиться в отсутствие видимости. Вход в подземелье стоит 400 рублей, но с 1 октября ограничен. Для журналистов делают исключение.
В пещере Ялтинская.
Короткий коридор выводит в полумрак большого зала. Неровные ступени убегают вниз подземного царства сталактитов. Наш проводник лучом фонарика подсвечивает то один, то другой натёк, создавая причудливую игру света и тени.
«Кого вам напоминают эти фигуры? Вот китайский дракон, вот макароны, вот медузы», — показывает Сергей Клушин.
Изнутри пещера по форме напоминает перевёрнутую каплю, уходя остриём в темную щель. По словам собеседника, глубина Ялтинской около 60 метров, но большая её часть представляет собой узкий вертикальный лаз, доступный только профессиональным спелеологам.
У нас нет ни специального снаряжения, ни навыков, поэтому выбираемся на поверхность.
На этом подходит к концу наша экскурсия, но не достопримечательности Ялтинского заповедника. В планах у руководства «Заповедного Крыма» — расширять сеть эколого-просветительских маршрутов и увеличивать количество массовых мероприятий.
Пелагея Попова
Обсуждение (3)
Вы уважаемые журналисты с другой дороги на Ай -Петри поезжайте. Со стороны Соколинного. Репортаж сделайте. Там не менее интересно. А может даже и больше. Особенно дорога....
Да, особенно интересно то, что эту дорогу закрыли на ремонт, о чём уважаемые журналисты писали ранее и не один раз! Давайте дождёмся, когда ремонт будет окончен и мы обязательно отравим туда корреспондента для подробного репортажа!
Недавно конфликт был там с нарушителями. Не хватает людям понимания насчëт порядка пребывания. Бузят, в драку лезут со служивыми.