Возможность взять коммерческий кредит для региона совсем не означает, что он будет взят, — точно так же, как хорошая кредитная история отдельного гражданина не заставляет его влезать в долги вновь. Иметь же такую возможность на случай непредвиденных обстоятельств важно. Примерно так можно изложить сказанное главой бюджетной комиссии заксобрания Вячеславом Аксёновым в разговоре с журналистами проекта «ForPost.Политика».
Начало разговору о кредитах положил комментарий по этому поводу экс-депутата закса Сергея Борисова. Он сообщил журналистам, что проектом трёхлетнего бюджета, который сейчас готовится к принятию во втором чтении, предусмотрены коммерческие кредиты: 4,7 млрд в 2025 году, 5 млрд в 2026 году и 5,4 млрд рублей — в 2027-м.
Бюджетному кодексу это не противоречит: он разрешает регионам брать такие кредиты в размере, не превышающем 15% процентов от их собственных доходов. И фигурирующие в законопроекте о трёхлетнем бюджете Севастополя суммы этому требованию соответствуют. Но!
Ранее, напомнил Борисов, Севастополь никогда коммерческие кредиты не брал, хотя бюджет был дотационным с 2014 года. Новая тенденция, по его словам, «вызывает массу вопросов». Ведь по кредиту мало платить проценты (предусмотренная проектом ставка — 20% годовых, но аудиторы КСП считают, что она может оказаться и выше). Одолженные средства нужно будет возвращать, но уже «за пределами срока бюджетного планирования». То есть после 2027 года.
«Кто, когда и за счёт каких средств будет погашать сам кредит? Взять кредит можно, проценты платить по ним, допустим, тоже можно, но их придётся и возвращать», — напоминает Борисов.
Глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксёнов, к которому «ForPost.Политика» обратилась за комментарием, подчёркивает главное: теоретическая возможность взять кредит (а проект бюджета, в котором фигурируют озвученные суммы, как раз такую возможность и создаёт) ещё не означает, что занимать эти деньги придётся.
«Отметил бы, что, хотя кредиты запланированы в проекте бюджета на 2025–2027 годы, первоочередная задача — обойтись без них», — подчёркивает он.
И это не пустые слова. В сентябре 2024 года, комментируя некоторые особенности бюджета 2024 года, Вячеслав Аксёнов сообщил, что возможность брать коммерческие кредиты была предусмотрена бюджетами и 2023-го, и 2024-го годов.
«Но коммерческие заимствования, в отличие от бюджетных, очень дорогие. Такую возможность мы предусмотрели на случай возникновения какого-то кассового разрыва, но ни разу ею не пользовались. И я надеюсь, что и не воспользуемся», — сказал тогда глава бюджетной комиссии.
То есть наличие такой возможности в проекте главного финансового документа города нужно расценивать как подстраховку — жизнь богата на неожиданности, и запасной путь всегда нужен.
«Заложить в бюджет такую возможность было необходимо», — ещё раз подчеркнул Вячеслав Аксёнов.
О намерении обойтись без коммерческих кредитов, напомним, говорил в октябре 2024 года и губернатор Михаил Развожаев.
«Мы сдержались в этом году — смогли продержаться за счёт балансирования бюджета. Несмотря на то что всё-таки дефицит по бюджету у нас стабильно сохраняется, постараемся <в 2025 году> тоже избежать необходимости брать заимствования. При текущей ставке это <был бы> совершенно необдуманный и неправильный шаг», — пояснил тогда глава Севастополя.
А вот бюджетные, или казначейские, кредиты город берёт — и использует их достаточно успешно. Так, летом 2023 года мы рассказывали о кредите в размере 600 миллионов рублей. Средства были предоставлены Севастополю всего под 0,1% в год. Целью было приведение в нормативное состояние дорог и искусственных сооружений на них в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
При этом средства на те же дороги были запланированы в федеральном бюджете на 2024 год. Но город решил эту задачу раньше, и хорошо сделал: поистине смешная ставка несопоставима с инфляцией. А затем, как и планировалось, Севастополь получил федеральную субсидию и полностью по кредиту рассчитался.
В сентябре 2023 года был взят ещё один бюджетный кредит — на этот раз на покупку новых автобусов, под 3% годовых, сроком на 15 лет. По нему город ещё рассчитывается. Как пояснял глава департамента финансов Алексей Плотников, гаситься долг будет «равномерно, небольшими суммами».
«Сами понимаете, 3% — это очень хороший кредит», — добавил глава департамента.
Возвращаясь к кредитам коммерческим, заметим, что в других регионах обойтись без них удаётся не всегда. По словам Вячеслава Аксёнова, практика эта довольно распространённая.
«Дальнейшие варианты могут быть разными. Богатые регионы находят необходимые средства и погашают кредит. Если же ситуация в регионе не улучшается и денег на погашение нет, то в большинстве случаев помогает федеральный бюджет. Коммерческие кредиты переоформляются как бюджетные. Соответственно, процентные ставки по ним становятся ниже», — рассказал глава бюджетной комиссии.
Будем всё же надеяться, что Севастополь без банковских кредитов обойдётся. Несмотря на некоторые бюджетные трудности, прогнозируемые на ближайшие годы.
Ольга Смирнова
Обсуждение (3)
какие кредиты?......
а как же идеи и надежды губера о "крепкой турции"?
хочет "губернатор и его команда! кредиты - пусть берут под свое имя и под залог своего имущества!
промышленность и производство поднимать надо, а не культур-мультур......
ага ,вижу балкеры по 40к дтв скользят по стапелю, разбитая бутылка шампусика отшипела...
пшик дежурный...
А на повестке кредит, а потом выяснится, что департамент ответственный вошел в зговор с банковской структурой и накрутил пару процентов попалам. Или такого не бывает?
d dd,
В данной ситуации именно так и будет.