Многие заведения общепита Японии столкнулись с необычной проблемой: наплывом туристов, которые оставляют чаевые. Как пишет Asahi Shimbun, в Японии не принято давать чаевые, из-за чего официанты не знают, как поступать с такой неожиданностью щедростью от клиентов.
Одна сеть ресторанов решила необычным образом подойти к насущной проблеме: с февраля прошлого года рядом со стойками кассиров начали устанавливать специальные коробки для чаевых. Мера оказалась крайне успешной: каждый месяц такая коробка приносит десятки тысяч иен дополнительно заработка.
Среди непосредственно японцев идея оказалась спорной: многие опасаются, что руководство ресторана таким образом может присваивать деньги, предназначенные официантам, а другие просто недовольны перспективой того, что чаевые могут прижиться в стране.
Однако специалист по туризму и маркетингу из Университета Рицумейкан Ёсиюки Исидзаки напомнил о том, что в Японии до Второй мировой войны уже существовала традиция давать чаевые на усмотрение клиента, но в 1960-х годах от неё отказались в пользу более эффективной фиксированной «платы за обслуживание». В современных гостиницах она составляет 10% от стоимости номера, а в гостиницах в традиционном стиле — 15%.
Исидзаки вынужден признать, что для многих ресторанов чаевые уже стали новой реальностью, которая может помочь отрасли, страдающей от дефицита работников из-за низких зарплат. По данным министерства труда страны, средняя зарплата работника общепита составляет 269,5 тысяч иен в месяц — около 150 тысяч рублей, что является самой низкой зарплатой среди всех отраслей.
«В странах Запада считается, что нужно оплачивать обслуживание, но в Японии люди пока психологически не готовы устанавливать цену за гостеприимство — заявил Исидзаки. — В идеале владельцы бизнесов должны были бы включать в цену стоимость обслуживания, а затем распределять прибыль среди сотрудников. Однако производительность труда не повысится, если мы продолжим считать такие услуги бесплатными».
Тем временем власти одного японского города рассматривают возможность запретить своим горожанам пользоваться мобильными телефонами более двух часов в день.