В американской политической культуре существует термин «revolving door» («вращающаяся дверь»). Он описывает сложившуюся традицию, при которой парламентарии, чиновники высшего ранга, генералы Пентагона и высшие офицеры специальных служб после окончания срока их полномочий переходят с государственной службы на высокие должности в частном секторе. Где активно занимаются лоббизмом, пользуясь прежними связями и навыками.
Через несколько итераций между госсектором и частными компаниями, разница между крупной военной корпорацией и Пентагоном сводится лишь к тому, носит человек в конкретный момент мундир – или деловой костюм.
Американский Институт Куинси проанализировал «трафик» через «вращающуюся дверь» после смены администрации Байдена на управленцев Трампа. Результаты получились ожидаемые и впечатляющие.
В 2021 году бывший глава Пентагона Ллойд Остин заявил, что у него «нет намерения заниматься лоббированием». 3 июня 2025 года Ллойд объявил о создании консалтинговой фирмы Clarion Strategies. Которая будет заниматься – правильно, лоббированием. Кроме Остина, в Clarion Strategies трудятся бывшие министр по делам ветеранов Денис Макдоно, помощник главы Пентагона по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе Эли Ратнер и экс-постоянный представитель США при НАТО Джулианна Смит.
Вообще то в американском законодательстве была норма, запрещающая бывшим чиновникам заниматься лоббизмом в сфере, откуда они уволились, на протяжении двух лет. Но Остин числится не официальным лоббистом, а «консультантом». Интересно, что «консультирование» тоже было запрещено, при Байдене, но Трамп отменил этот указ в первый же день своего второго срока.
Фаик Раза, бывший представитель Пентагона в Конгрессе по вопросам закупок, теперь является старшим советником The Roosevelt Group. В настоящее время у группы девять клиентов в оборонном секторе, включая европейский Airbus и RTX (ранее известную как Raytheon). Глава отдела закупок армии США Дуг Буш основал собственную консалтинговую фирму DRB Strategies, которая теперь занимается государственными контрактами и закупками.
Менее чем через два месяца после ухода с поста бывший руководитель аппарата Остина Дерек Шолле был приглашён в JPMorganChase для руководства новым Центром геополитики банка. В первом докладе Центра сообщается о необходимости развития военной промышленности США и переходе к многолетним закупкам РСЗО HIMARS и ракет-перехватчиков PAC-3. Это оружие производится компанией Lockheed Martin, клиентом банка JPMorgan Chase, с которым у банка заключено кредитное соглашение на сумму 3,5 миллиарда долларов.
Бретт МакГурк, главный советник Байдена по Ближнему Востоку, спустя всего три недели после ухода из администрации Байдена присоединился в качестве венчурного партнёра к Lux Capital. Lux Capital — венчурная компания, инвестирующая в компании, занимающиеся оборонными технологиями, такие как Anduril, которая специализируется на автономном оружии. Боевых роботах, проще говоря.
МакГурк также получил должность аналитика по международным делам в CNN, где подчеркивал целесообразность не дипломатии с Ираном, а военных ударов. А соучредитель Lux Capital Джош Вулф заявил, что надеется на «тот день, когда мы сможем сделать наши первые инвестиции в свободный и открытый Иран».
В мае компания Aerospace Corporation выбрала членами попечительского совета Билла ЛаПланте, бывшего заместителя министра обороны по закупкам и материально-техническому обеспечению, и Фрэнка Калвелли, помощника министра ВВС по космическим закупкам и интеграции.
В июне экс-заместитель министра сухопутных войск Гейб Камарильо стал вице-президентом KBR, военного подрядчика, осваивающего 2 миллиарда долларов бюджета Пентагона на поддержку «наземных, морских, воздушных и кибернетических средств обороны Министерства обороны США, Министерства обороны Великобритании и Сил обороны Австралии». Хайди Шю, заместитель министра обороны США по научно-исследовательской работе, вошла в совет директоров Areté, компании, занимающейся киберзащитой, которая в настоящее время заключила контракты с ВМС и Разведывательным управлением Министерства обороны.
Мнение ВПК и деятельность лоббистов этого сектора играет если не определяющую, то очень крупную роль в формировании внешней политики США. Поскольку в американском ВПК и Пентагоне сидят одни и те же люди, лишь иногда меняясь креслами, то серьезных изменений во внешней политике США ожидать несколько наивно. Во всяком случае, пока не изменятся внешние условия, и риски от продажи оружия не будут выше прибыли.
Обсуждение (1)
У нас так не бывает?