После февраля 2022 года все именитые иностранные бренды покинули Россию из-за введённых против нашей страны санкций.
Но делали они это по-разному.
Например, французы Renault передали бизнес госструктуре Минпромторга, а далее ― правительству Москвы. Теперь на мощностях европейского автоконцерна делают «Москвичи». В то же время французы сохранили право выкупа своих мощностей до 2028 года.
Аналогично поступила компания Ford, которая передала мощности российскому концерну «Соллерс» с правом последующего выкупа.
Эта же российская компания на сходных условиях получила и Mazda. Похожая история и у Nissan.
А часть иностранных брендов уходила без опциона на выкуп. Так, например, был оформлен уход Toyota.
Ранее мы уже рассказывали, что сейчас происходит на заводах ушедших из РФ автомобильных брендов. Напомним только, что ситуация пока далека от идеальной.
Теперь предлагаем посмотреть на ситуацию с точки зрения целесообразности возвращения в Россию покинувших её игроков.
Невозможное возможно?
Вопрос возвращения ушедших иномарок со своими производствами в Россию то и дело возникает в повестке дня. Правда, пока только в виде вопросов профильному министру промышленности и торговли.
Ранее, в июне 2023 года, глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что возможное возвращение иностранных автобрендов в Россию будет решаться в индивидуальном порядке с каждой компанией.
«В тех случаях, когда опцион предусмотрен, иностранные автопроизводители будут иметь возможность вернуться на российский рынок, но условия будут обсуждаться индивидуально. Мы открыты к конструктивному диалогу и обсуждению, обязательно учитывающему интересы нашей страны и наших производителей», — пояснил он.
Теперь, не отказываясь, впрочем, от этих слов, Мантуров сообщил, что возвращение иностранных брендов в нашу страну в принципе маловероятно. Он сделал такой прогноз из-за поведения производителей автомобилей. В отличие от них, компании из других отраслей показывают своё намерение вернуться и выкупить обратно свои мощности, а автопром — нет.
«Многие из них (компаний других отраслей) по-прежнему на связи с нами, обслуживают оборудование предприятий и всячески демонстрируют желание возобновить работу. А автопром просто сбежал, хлопнув дверью», — заявил Мантуров в свежем интервью «Ведомостям».
Впрочем, мощности западных автобрендов уже осваиваются:
«Да, у них (автоконцернов) есть опционы на возврат, но я очень сомневаюсь в реальных перспективах и возможностях их реализации. Пришедшие им на смену альтернативные партнёры предоставили возможность использовать их платформы на гораздо более комфортных условиях», — отметил чиновник.
Вице-премьер подчеркнул, что власти не намерены искусственно закрывать рынок от импорта, но будут создавать условия, чтобы инвестиции в локализацию производства в России были более выгодными по сравнению с прямым ввозом техники.
Мизерная вероятность
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков уверен, что в ближайшее время вопрос возвращения иностранных автобрендов в Россию вряд ли вообще будет подниматься ими самими.
«Если предположить, что геополитический конфликт закончен и глобальный Запад и глобальные Юг и Восток начали снова смотреть в сторону друг друга и обоюдно идти навстречу, то с продажами иностранные бренды вернутся через полтора-два года. А вот вопрос о возобновлении производства на территории РФ, если и будет подниматься, то лет через 5-7», — отметил он.
Кроме того, сам процесс возвращения, по словам автоэксперта, займёт немало времени.
«В смысле принятия решения уход проще, чем возвращение. Если такой вопрос будет подниматься, то только на его обсуждение и оценку необходимых вложений уйдёт довольно много времени», — пояснил он.
Он отметил, что до 2022 года на территории РФ производилось 85% новых машин, как отечественных, так и иностранных марок. Теперь же 60% — это импортные авто.
«Глубокую локализацию имеет только АвтоВАЗ, по пути локализации идёт «Москвич» и тульский Haval, но это всё же пока начало. Иными словами, такой локализации производства иномарок в РФ, какая была до 2022 года, сейчас нет. Насколько Россия вернётся к истории с глубокой локализацией, которая была до ухода иностранных брендов, — это вопрос», — пояснил Кадаков.
Резюмируя, он высказал мнение, что перспектива возвращения ушедших автопроизводителей хотя и есть, но её можно образно назвать призрачной.
Нет смысла
Кандидат экономических наук Михаил Беляев согласен с Денисом Мантуровым в том, что ушедшие из РФ автобренды ушли навсегда. Он уверен, что вряд ли они сами будут рассматривать возможность своего возвращения.
«Российский авторынок наполнен китайскими машинами, причём в основном ввезёнными, а не произведёнными на территории РФ. Конкурировать с этим крайне трудно. Если раньше можно было выигрывать за счёт репутации бренда, то теперь ситуация качественно меняется, поскольку россияне всё больше доверяют китайскому автопрому и не относятся к его продукции как к некачественной», — отметил экономист в беседе с ForPоst.
В этих условиях выкуп своих мощностей вряд ли будет экономически целесообразен для ушедших автобрендов.
«Для возвращения заводов нужно обеспечить их функционирование. Но в настоящее время экономические условия в РФ таковы, что это будет сделать трудно из-за дороговизны кредитных ресурсов. Более того, покупательная способность населения тоже снижается из-за удорожания автокредитования. И такая ситуация скорее всего сохранится несколько лет. Но даже если через два-три года в этом смысле станет лучше, то пройдёт ещё больше времени с момента ухода, и восстановиться на российском рынке будет ещё сложнее», — пояснил Беляев.
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
Ушли отсюда и пусть канают.