С начала нынешнего года продажи новых авто в России увеличились на 35%. В августе, например, было продано более 148 тысяч экземпляров, что почти на 9% превышает показатель июля. И это больше прошлого рекорда, когда в марте было продано 146,5 тыс. новых автомобилей. Такие данные привёл «Коммерсантъ» со ссылкой на агентство «Автостат».
Чем обусловлен рост и насколько он устойчив, разбирался ForPost.
Покупаем-продаём
Лидерство на рынке сохраняет АвтоВАЗ. Продажи Lada выросли почти на 15% и составили чуть более 38 тыс. штук.
Среди иномарок лидирует Haval — рост в 12,5% и Chery — 11,1%.
Кроме того, подросли продажи и у других «китайцев», например, Omoda и Exeed.
Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский в комментарии «Коммерсанту» отметил:
«Покупатели сегодня ориентируются в первую очередь на размер ежемесячного платежа по автокредиту и условия покупки, которые могут быть лучше у каких-то брендов».
Рост продаж, конечно, впечатляет, особенно, если учесть высокий уровень инфляции и размер ключевой ставки ЦБ, который влияет на стоимость кредитов.
О том, почему несмотря на эти обстоятельства рынок показывает рекордную позитивную динамику, ForPost поговорил с заместителем главного редактора журнала «За рулём» и партнёром агентства «Автостат» Игорем Моржаретто.
Прогнозы делать сложно
По мнению Игоря Моржаретто, сейчас сложно прогнозировать годовой результат российского авторынка в сегменте продаж новых машин.
«Во-первых, на ситуацию может повлиять международная обстановка. Например, будут введены какие-то новые санкции. Во-вторых, может вырасти ключевая ставка ЦБ, что приведёт к ещё большему подорожанию кредитов. А судя по сигналам регулятора, это, действительно, возможно во второй половине сентября. Наконец, сейчас рассматривается вопрос повышения утилизационного сбора с 1 октября, что приведёт к удорожанию импортных авто. Вопрос пока не решён, но если постановление правительства будет утверждено, то цены на иномарки вырастут, что повлияет на их продажи», — пояснил эксперт.
Он напомнил, что в прошлом году продажи новых автомобилей не дотянули даже до миллиона экземпляров. При этом ранее эксперты говорили, что итог 2024 года скорее всего будет равен 1,5 млн машин.
«Август продолжил показывать рост, рост ожидается и в сентябре. Но что будет дальше, пока сложно сказать. В то же время, результаты прошедших восьми месяцев года свидетельствуют о том, что если ситуация существенно не изменится, то к концу декабря мы получим 1,3 — 1,4 млн проданных новых машин», — отметил Моржаретто.
В то же время, если ситуация ухудшится сильнее ожидаемого варианта, продажи могут составить в лучшем случае 1,2 млн экземпляров.
«Но в любом случае, рынок точно покажет результат выше прошлогоднего», — резюмировал автоэксперт.
Ожидания диктуют
По словам Игоря Моржаретто, наблюдаемый сейчас рекордный рост продаж новых машин в России как раз и является следствием ожидания изменения описанных выше условий на рынке.
С этим согласны и другие эксперты.ем
Например, директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов ожидает, что в сентябре под влиянием ожиданий ухудшения условий, подстёгнутых фактором сезонности, когда люди возвращаются из отпусков, рынок покажет результат в 150 тыс. проданных машин.
При этом аналитик «Эйлер Аналитические технологии» Владимир Беспалов полагает, что замедление рынка начнётся в октябре.
«По итогам 2024 года продажи новых автомобилей вырастут на 37%, до 1,45 млн штук, хотя многое будет зависеть от динамики цен, процентных ставок и возможных специальных предложений в конце года», — сказал он «Коммерсанту».
К слову, ранее эксперты оценили возможное подорожание автомобилей в России в ближайшее время в 10-20%. Помимо высокой ключевой ставки ЦБ и возможного увеличения утилизационного сбора на это может повлиять и колебание курса рубля, а также усиление инфляции.
Кроме того, ранее аналитики рассказали о том, сколько ещё осталось времени до роста цен на новые и подержанные авто.
Андрей Мединский