Крым

Разрушая изоляцию: как крымчане с тушью и маслом покорили петербуржцев

В культурной столице впервые представили выставку мастеров полуострова.

Под одной петербургской крышей собрались 18 художников, живущих в Крыму или посещающих Крым..
Фото:
Сегоднязавтра|ВКонтакте
Под одной петербургской крышей собрались 18 художников, живущих в Крыму или посещающих Крым.

На днях в Санкт-Петербурге открылась первая в современной истории города выставка, посвящённая творчеству крымских художников. Зачем искусство полуострова потребовалось узаконивать и как на севере приняли работы южных мастеров, узнал ForPost.

Почти что Рапануи

Сквозь панорамные окна арт-галереи «Сегоднязавтра» на холодную улицу выглядывают экспонаты проекта «Полуостров Пасхи». Ещё издалека в них считываются родные мотивы: волнорезы-тетраподы и маяки на картинах будто бы зазывают всех прохожих спрятаться от весеннего дождя в выставочном зале.

В арт-пространство ныряем вслед за местным искусствоведом Анной Филипенко.

«Всё, что касается Крыма, у нас впервые. Это первая во всём Петербурге полноценная выставка, посвящённая крымским художникам», — делится специалист.

Со стен за диалогом «наблюдают» полотна, ради которых все здесь и собрались. Лёгкие акварельные пейзажи, огромные фотореалистичные картины, разноцветные быки и табурет — сложно представить, что такое многообразие форм и стилей родом с нашего маленького полуострова. Но, как замечает Анна Филипенко, именно этой цели и пытались добиться организаторы выставки.

«Мы хотели показать не только то, как выглядит Крым, но и разнообразие творчества его художников», — объясняет искусствовед.

Даздраперма Быкова, «Сахарный маячок».

Пролить больше света на концепцию проекта помогает его куратор Руслан Головнин. По словам организатора, вся выставка посвящена мифам о Крыме, которые успели сложиться в представлении современных россиян.

Эта же идея обыгрывается в словосочетании «Полуостров Пасхи». С помощью такого необычного названия создатели экспозиции ставят Крымский полуостров в один ряд с загадочным тихоокеанским островом Рапануи, знаменитым благодаря своим статуям моаи (в переводе с гавайского — «истукан», «идол»).

«Дело в том, что вокруг острова Пасхи сформировалось много мифов, начиная с того, как все эти статуи появились на острове, и заканчивая тем, как туда попали люди. То же самое можно сказать и о Крыме», — считает Руслан Головнин.

Здравница, артефакт истории, мультик

На входе гостей сразу же встречает первый «миф», который рассказывает о Крыме как о главной здравнице и излюбленном курорте многих. Расположенные в этой части выставки полотна неуловимо напоминают о Ялте: музыканты, гуляющие по набережной, писатели и юные ныряльщицы будто передают сам дух южного побережья.

Хотя, как отмечает Руслан Головнин, далеко не все работы здесь посвящены курортной столице Крыма. Например, художник Эдуард Кулиш своими картинами отдаёт дань уважения фестивалю «Jazz-Коктебель», который более десяти лет проходил на восточном берегу полуострова.

Эдуард Кулиш, «Сны старого пианино».

Ярким акцентом на белой стене выделяется красочная картина Виктора Нефёдова «Юла». На ней человек играет с юлой, внутри которой на виниловой пластинке танцуют крохотные люди.

«Как рассказал сам художник, изначально картина была сделана в формате постера для ночной вечеринки, на которой выступала девушка-диджей под псевдонимом Юла. И Виктор Нефёдов обыграл этот псевдоним. Позднее он избавился от всяких шрифтов и надписей и сделал из постера полноценный холст», — объясняет Руслан Головнин.

Виктор Нефёдов, «Юла».

С «Юлой» соседствует более свежая работа мастера — «Парфюмер», где среди цветов можно заметить бордовый волнорез-тетрапод.

Другая стена зала посвящена богатой истории Крыма. Работы художника Феодосия Северина и фотографа Александра Кадникова прослеживают долгий путь полуострова от средневековых городов-крепостей до надписей «Укрытие» на стенах жилых домов.

«У Феодосия очень интересный стиль. Иногда это реализм, а иногда какой-то наив, немного средневековой эстетики. Он мастерски отображает крымские кенассы, татарские мечети, дворцы. Так писать может только художник, родившийся в Крыму. Нельзя было бы просто переехать на полуостров и такое изобразить, и это читается», — подмечает Руслан Головнин.

Феодосий Северин, «MonaAstra».

За спиной остаются небольшие работы, в которых Крымский полуостров похож на красочную мультипликацию. Издалека кажется, что полотна «Семья» и «Сад» кисти Виктора Бабанина будто бы написаны маркерами, но, как объясняет куратор проекта, на самом деле они выполнены акварелью. Простые, лёгкие и светлые образы словно показывают родные края глазами ребёнка.

Им вторит и работа «Чайки» петербургского художника Гаги Ковенчука. По словам Руслана Головнина, полотна классиков ленинградского пейзажа на выставке успешно «зарифмовались» с крымскими авторами.

«Все современные художники, которые представлены в галерее, живут в Крыму и там творят. Авторы XX столетия, представленные здесь в небольшом количестве — это те, кто там отдыхал и непосредственно был недолгое время. Их работы либо написаны на пленэрах, либо вдохновлены видами Крыма», — подмечает искусствовед Анна Филипенко.

Виктор Бабанин, «Сад».

Помимо Гаги Ковенчука, среди ленинградских мастеров здесь также можно отыскать Сильвию Кофман, Ефима Падве, Игоря Иванова и Владимира Яшке. Последний получил своё художественное образование в Севастополе и встал у истоков ленинградского художественного объединения «Митьки».

К слову, именно работа Яшке «Крымский пейзаж» плавно открывает четвёртую стену первого выставочного зала. Тут небольшие работы ленинградских мастеров чередуются с огромными фотореалистичными картинами севастопольской художницы Даши Рыбиной.

Её же «Пляж» выглядывает на гостей из второго выставочного зала. Помещённое ровно по контурам арочного проёма полотно создаёт впечатление, что на стене в галерее случайно появился портал на черноморское побережье.

Даша Рыбина, «Пляж».

Из первых рук

Чтобы собрать под одной крышей работы 18 разных художников, Руслану Головнину пришлось изрядно потрудиться — все экспонаты для «Полуострова Пасхи» он добывал лично.

«Сам я из Крыма, родом из Симферополя. Поэтому каких-то художников, которые сегодня представлены здесь, я знаю лично, с кем-то очень хорошо дружу. За картинами поехал в Крым, посещал мастерские художников. К счастью, никто не отказался поучаствовать», — поделился куратор проекта.

Ещё часть работ для выставки предоставила Елена Галактионова — основатель крымской арт-резиденции «Берег», обустроившейся на территории пансионата «Южный» в посёлке Николаевка. Там, по словам Руслана Головнина, ежегодно проходят сессии для художников. Творцам предоставляют все необходимые материалы, но созданные за время посещения полотна остаются в хранилище «Берега».

Благодаря сотрудничеству с Еленой Галактионовой в Санкт-Петербург попали работы Даши Рыбиной и Виктора Бабанина.

Даша Рыбина, «Пхукет».

Ещё одним интересным гостем выставки, по мнению Руслана Головнина, стал постоянный участник российских фестивалей муралов, известный севастопольский граффити-художник Алексей Кислов. Обычно заядлый поклонник творчества студии «Арменфильм» изображает на своих работах сюрреалистичных персонажей, но для выставки в «Сегоднязавтра» представил почти безлюдную картину «Знакомое место». На ней изображена городская застройка, которая покажется знакомой как жителям Петербурга, так и крымчанам.

«На фоне успеха фильма “Анора” в рамках вернисажа я делился с публикой ещё одним интересным фактом об Алексее. В 2022 году исполнитель главной мужской роли в “Аноре” Марк Эдельштейн снимался в фильме “Страна Саша”, где он играл граффити-художника. В одной из сцен он якобы рисует огромный мурал, который на самом деле изобразил как раз Алексей Кислов», — рассказал куратор проекта.

Алексей Кислов, «Знакомое место».

Дорогая красота

Пока в глубине второго выставочного зала мы ведём беседу, в галерею заглядывает случайный посетитель. Он останавливается напротив картины Даши Рыбиной «Пхукет» и долго смотрит на огромное полотно маслом. Как замечает организатор проекта «Полуостров Пасхи», в рамках закрытого вернисажа эта работа тоже привлекла к себе много внимания.

Впрочем, у петербургской публики наметились и другие фавориты. Например, работы севастопольского художника-акварелиста Александра Воцмуша и ялтинского живописца Рената Рамазанова. Не меньше коллекционеров заинтересовал молодой Саша Cupea.

«Он изначально граффити-художник. Долгое время создавал теги, граффити, шрифты, а потом придумал своего известного человечка. И понял, что его можно использовать в том числе для каких-то античных или туристических сюжетов. Например, так появился его “Геракл и кентавр”», — делится Руслан Головнин.

Саша Cupea, «Геракл и кентавр Фол».

В результате только за время вернисажа арт-пространство «Сегоднязавтра» получило несколько броней на представленные работы. При этом ценовой диапазон полотен варьируется от 15 тысяч до 600 тысяч рублей. Наиболее доступными оказались работы ленинградских мастеров, а также небольшие акварельные рисунки Виктора Бабанина. Дороже всего обойдётся столь заинтриговавший петербургскую публику «Пхукет».

Но, по замечанию Руслана Головнина, полотна могли стоить и больше.

«Стоит понимать, что здесь представлены пока неизвестные для Петербурга имена.  Поэтому можно сказать, что если бы эти работы были созданы местными авторами, то они бы стоили совершенно других денег», — подчеркнул специалист.

Дальше — больше

Одной из главных целей, которые Руслан Головнин преследовал в ходе создания выставки «Полуостров Пасхи», стало, по сути, «узаконивание» крымского искусства в отечественной арт-среде. Ведь, как признался куратор проекта, спустя 11 лет после возвращения Крыма в состав России художники полуострова всё ещё сталкиваются с предвзятостью.

«Этой выставкой мы хотели проложить мостик между искусством Крыма и материковой части России. От нескольких молодых художников я слышал, что, когда они пишут в материковые галереи, им откровенно заявляют: “Переезжайте в Краснодар, и мы с вами поработаем”. Нам же хотелось показать крымских авторов без какого-либо политического контекста», — объяснил Руслан Головнин.

И, по мнению крымчанина, добиться задуманного удалось. Точку зрения куратора разделяет и основательница арт-пространства «Сегоднязавтра» Анна Мовчан. Она уверена, что выставка поможет включить Крым в живой, актуальный разговор о современном искусстве без клише и стереотипов, преследующих полуостров уже долгое время.

Кроме того, экспозиция снизит градус культурной и информационной изоляции, недопонимания и дефицита внимания, с которыми крымские художники вынужденно столкнулись.

«Мы осознанно сделали выбор в пользу художников из Крыма, понимая, что это может стать шагом в сторону от привычных ожиданий. Но мы искренне верим: талант не знает границ и не зависит от географии», — подвела итог Анна Мовчан.

В будущем арт-пространство «Сегоднязавтра» планирует и дальше показывать искусство регионов публике Санкт-Петербурга и открывать для культурной столицы новые имена. Ну а до 5 июня в галерее можно будет насладиться мифами «Полуострова Пасхи».

Рассказывать о творчестве крымских художников не перестаёт и ForPost. Напомним, прошлой зимой издание познакомилось с симферопольским живописцем Евгением Бадусевым, который уже не один год изображает пейзажи Крыма в своих работах.

Елена Фокина 

Фото: автора, предоставлено куратором проекта «Полуостров Пасхи» Русланом Головниным 

583
Оцените статью:
2
В среднем: 1.5 (2 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user igorlv
478
igorlv

видимо прекрасное мне недоступно ....

Главное за день

Севастопольский характер Вячеслава Яковлева: мемориалы, черти и хлеб с сахаром

Историю скульптора рассказывает его друг Владимир Адеев.
20:02
2
870

Чего ждать от крымской клубники в этом году?

Пока одни ставят на урожае крест, другие пророчат рост объёмов.
18:14
1
1946

Стали известны подробности нападения енота на женщину на востоке Крыма

Крымчанка не смогла отбиться от хищника без помощи прохожих.
17:22
3
1480

Крематорий в Севастополе построят среди яблонь и можжевельников

При нехватке земли кладбища становятся непозволительной роскошью.
14:09
35
4322

В России прогнозируют дефицит двух важных продуктов

Проблема одна и та же — неожиданные весенние заморозки.
12:29
8
1624

Когда отремонтируют подъезды многоквартирных домов в Крыму

Эксперт рассказал, как можно ускорить процесс.
12:20
0
279