Человек, пришедший к врачу с жалобой на свое здоровье, может в будущем лишиться водительского удостоверения. Благодарить за это следует изменения, внесённые в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных», принятые Госдумой в июле 2025 года.
Время лечиться
Федеральный закон № 200-ФЗ от 7 июля 2025 года откорректировал порядок организации медицинского освидетельствования водителей. В том числе — форму медицинского заключения. После введения закона в действие медучреждения будут передавать ГИБДД информацию о состояния здоровья граждан. А если точнее, обновляемые сведения об этом будут поступать в единую информационную систему Министерства здравоохранения, а данные о выявлении у пациента заболевания, при котором нельзя водить автомобиль, — передаваться полиции.
После принятия закона в ряде СМИ появились сообщения, из которых следовало, что нововведение уже на пороге и даже начинает действовать. На самом деле, как вынуждено было разъяснить Министерство здравоохранения, закон вступает в силу только с 1 марта 2027 года.
«К этому времени заинтересованными сторонами будут приняты все необходимые подзаконные акты, подготовленные заранее», — сообщает телеграм-канал Минздрава.
Водителям к новшеству тоже лучше подготовиться заранее: на укрепление своего здоровья у них есть как минимум полтора года. На каких же условиях будут изыматься водительские права у тех, кто это сделать не успеет?
Согласно новым правилам, такое изъятие будет временным. На лечение и подтверждение выздоровления новоявленному пешеходу отводится один месяц. Затем последует новое освидетельствование, после которого (если оно пройдёт успешно) права вернут.
С учётом наших реалий (в их числе — слабая вероятность, что человеку удастся так быстро попасть к профильному специалисту и вылечиться) эта идея вызывает скепсис. Однако понять, чем руководствовались инициаторы нововведения, несложно. Дорожно-транспортные происшествия, в которых калечатся или гибнут люди, стали настоящим бедствием.
Огромное число ДТП (особенно почему-то в последнее время) совершается и людьми пенсионного возраста. Статистика показывает рост таких происшествий практически на треть за несколько лет. Много их и в нашем городе. Так, в сентябре 2024 года в Севастополе перевернулся на Троллейбусном спуске автомобиль с 80-летним водителем. А совсем недавно, в августе 2025-го, в одном из севастопольских дворов внедорожник сбил 16-летнюю девушку, студентку Морского колледжа СевГУ. Девушка скончалась от полученных травм. За рулём была 66-летняя женщина, поведение которой при встрече с пешеходами вызвало у всех, кто смотрел видеозапись происшествия, множество вопросов. И это лишь малая часть примеров.
Не раз высказывались и предложения ограничить возраст, до которого люди могут управлять автотранспортом. Однако руководство МВД от таких радикальных решений воздержалось.
«Наконец-то!»
Разумеется, возраст не приговор, а от болезней не застрахованы и молодые. Нововведение как раз и призвано «отфильтровать» тех, чьё пребывание за рулём, независимо от возраста, может обернуться трагедией.
Однако не получится ли так, что люди просто начнут бояться визитов к врачу? А значит, тянуть с посещением докторов до последнего, заниматься самолечением и пр. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и коррупциогенный фактор: наверняка найдутся желающие за определённую сумму помочь обладателям опасных диагнозов их скрыть.
Прокомментировать нововведение мы попросили врача-кардиолога с 45-летним стажем, экс-руководителя севастопольского здравоохранения Виктора Пологова. В самом кратком виде его отношение к этой новости можно выразить словом «Наконец-то!».
«Каждый медик вам скажет, что это необходимо. Есть, например, ряд патологий, которые проявляются внезапными потерями сознания. Даже дорогу переходить в таком состоянии опасно, а если человек находится за рулём? А если он едет по трассе „Таврида” со скоростью 90 км в час?» — задаёт риторический вопрос эксперт.
Что касается второй стороны нововведения (например, потенциально возможного страха людей перед посещениями врача), она, напоминает Виктор Пологов, есть у каждого события или явления. Но разумный человек никогда не станет игнорировать опасность и запускать своё здоровье.
«Давайте объясним людям, зачем это необходимо. Если я объясню своему пациенту, почему ему нельзя управлять автомобилем, я не думаю, что он моё мнение проигнорирует и всё же сядет за руль. Только недавно у меня был человек, жаловавшийся на перебои в работе сердца. Но перебои перебоям рознь — они у многих есть и будут. У него же предсердно-желудочковая блокада, которая в любой момент может закончиться обмороком. Он будет длиться несколько секунд, но этого достаточно, чтобы улететь в мир иной и захватить с собой своих пассажиров и всех, кто был рядом. Выявили мы эту патологию, поставили человеку кардиостимулятор, проверили его работу — если всё хорошо, вот тебе руль в руки», — говорит он.
Такого же мнения придерживается и опытный водитель, член общественного совета при УМВД по г. Севастополю Андрей Киреев. Нововведение, уверен он, поможет предотвратить многие ДТП, в том числе с самым катастрофичным финалом. К сожалению, не всегда люди сами способны принять решение пересесть с водительского места на пассажирское, а то и вовсе в общественный транспорт. В таких случаях информация о потенциально опасных диагнозах водителей бесценна.
И ещё один момент, который важно учитывать. С 1 сентября 2025 года начал действовать новый перечень заболеваний, обладателям которых садиться за руль нельзя. По сравнению с ранее действовавшим он удлинился: теперь препятствием к получению прав могут стать общие расстройства психологического развития, в том числе аутизм, синдромы Ретта и Аспергера. А ахроматопсия (неспособность различать цвета и восприятие мира исключительно в разных оттенках серого) в перечне заменена более широким «аномалии цветового зрения». В их число входят дейтеранопия (неспособность видеть зелёную часть спектра) и протанопия (при таком диагнозе не видят уже красную часть спектра). Почему этих заболеваний не было в перечне ранее, — для дилетантов тайна.
Напомним также, что не все водители одинаково законопослушны и готовы отказаться от вождения автомобиля даже при наличии веских оснований. Так, федеральный закон не допускает нахождения за рулём людей, состоящих на учёте у психиатра. Однако новости о том, что такие граждане лишаются прав только благодаря бдительности прокуратуры, для Севастополя не редкость. Так что мнение наших экспертов остаётся лишь поддержать.
Ольга Смирнова
Обсуждение (26)
А реалии таковы, что бесплатной медицины фактически нет,она как бы есть,но толку мало.
При этом люди которые накидали губернатору ,который эти реалии поддерживает,в 50 раз больше денег на "избрание" чем все остальным в купе, в ней очевидно не нуждаются.
И вся эта группка "которые в 90е карманы набили" еще и запреты плодят беспрерывно.
давайте, только проделав к примеру по диспансеризации ЭКГ и получив там какую то блокаду с трудом добился пояснений.
Профанация по всем направлениям.
Да и статистику бы привели, какой % от общего кол-ва дтп - плохо стало???
d dd,
Блокаду пишут не только по ОМС, вызываю домой для снятия ЭКГ из медцентров, так вот это самое пишут и они сейчас, не зависимо от того где, в каком городе находится доктор, а можно разъяснения легко найти в поисковике, набрав эту формулировку, трагедии в этом не вижу, ещё и советские времена писали, кому за, эшемическая болезнь сердца на всякий случай. А так же правильно что сообщают о болезнях, приведу как всегда пример из своей жизни, тестю когда ему уже было около 90 я его уже водил везьде за ручку и помогал даже одеваться, он мне сказал зачем ты мою машину продал, так бы я везьде сам ездил и ездил бы, у многих родители брошены на производствол и такие вот БЭКи ездят по городу, давят детей во дворах, спички не игрушка все рослые должны следить чтобы они не попали в руки детям которые не отдают себе отчет, чем человек глупее тем он сам себе кажется умнее. А бесплатная медицина спасла за последние два года только троих моих знакомых, в 1 городской больнице сделав операцию на сердце, я полагаю что они бы с Вами не согласились. А то что наводтся порядок и люди с болезнями которые несовместимы с управлением транспортным средством это скорее плюс чем минус.
d dd,
поправочка,память сбой дала
в 25 раз
Остряки,
а кого то не спасла,
про статистику ниже Дмитро написал
d dd,
Вы же понимаете, то 80 летние за рулем 1 % населения и ездят они 1 час в неделю, а 30 летних 80% за рулем и ездят они 56 часов в неделю и как можно это сравнить? Цифры этой статистики нужно исправить огромным коэффициентом.
С одной стороны бред конечно лютый, а с другой стороны лично знаю трех типов... один страдает эпилепсией, у второго один глаз слепой на 100% а третий вообще права купил т.к. у него учится времени не было. Все трое гоняют не стесняясь. Страшновато как-то на свете жить )))
Максим Правдоруб,
Поддержал бы этот закон с удовольствием. Но он скорее всего приведёт к тому, что определённая часть несознательных граждан, не желающая ни при каких условиях расстаться со своей жоповозкой, просто перестанет жаловаться врачам на свои проблемы, либо станет лечиться неофициально в частном порядке. К чему кстати активно подталкивает нынешнее состояние медицины.
Максим Правдоруб,
Интереса мотивация тех, кто заминусовал ))) Одноглазые, или просто права купили?
был на мойке, дед с бабкой, бабка еще вполне - мыла машину, дед явно за 70, еле ходит. но за руль сел он....
kir123,
старый конь борозды не портит
d dd,
Когда делают борозду рядом нет других транспортных средств, людей, да и скорость раз в сто меньше, потому когда конь сдыхает стоя за работой, он просто падает и проблема только у нерадивого хозяина, который не провел медосмотр перед работой у коня, а тут кругом люди и опасность и неуправляемый снаряд в случае приступа за рулем.
Да ладно..А как насчёт месяц назад в Верхнесадовом пипетка 18 лет за рулём убившая и себя и четверо своих подруг сидящих в её машине..Это тоже в статистике отражено..То есть она была здоровая на бошку и таких не мало..
А я восхищаюсь, как прекрасно себя чувствуют "инвалиды" с соответствующей наклейкой на крутой тачке. А может это только для красоты....
Такой закон бы для депутатов и чиновников всех мастей, ведь у них тоже в руках жизни людей, но "кто его же посадит он же памятник" !
Вы знаете, как ни странно, но из тех кто представляет реальную угрозу на дороге, порядка 90% молодые, здоровые и обученные!
Tim Tomas,
Я думаю, что никому не хочется попасть под те 10 процентов (по какой статистике эта цифра возникла у Вас в голове ? а может и больше !), даже Вам!
Пенсионеры не бойтесь, позиция МВД по пожилым людям не изменится, они будут водить, поскольку это наименее опасный возраст по ДТП.
Статистика ДТП по возрасту указывает на то, что в России наиболее аварийными являются молодые водители (18–24 года) и водители среднего возраста (30–40 лет). Молодежь - вот кто самый опасный на дорогах, вот их надо ограничивать, например знаком 70 на капоте и ограничением скорости движения а 70 км/час в первые три года вождения. Кстати, эта норма была в Украине и во многих странах, в России до сих пор нет. Вот куда надо думать законодателям, а не в сторону пенсионеров ИМХО.
dimitro,
Внимательнее читайте, речь не о пенсионерах (как говорится в тексте, ограничить их даже МВД отказалось), а о людях с опасным диагнозом. Вне зависимости от возраста.
Продолжается травля пенсионеров-водителей уже на государственном уровне. То старые машины им не нравятся, которые по техническому состоянию иногда лучше китайских жестянок с глупой и ненадежной электроникой, теперь озаботились здоровьем водителей, которые лучше других понимают свою ответственность на дороге. Похоже корни этой вакханалии надо искать в упадочном автопроме, который спит и видит как всучить свой металлолом вместо "старых" машин.
с одной стороны весов безопасные дороги и месяц без прав если обратиться к врачу - с другой стороны самолечение...
🤨
я и без того в больницу хожу только к хирургам если надо, а теперь и операции прийдётся в гараже делать, прям на капоте автомобиля, в жуткой антисанитарии при тусклом свете, дрожащими руками и заливающимися потом глазами, в присутствии местной чумазой делегации с анестезирующим амбре
Почему с цветами то проблема? Или теперь светофоры будут разнообразить? Типа сверху зелёный? Или кирпич на зелёном фоне, чтоб не калечить психику водителей? Вообще статистика по этим бедолагам то какая?
Mihail-WIG,
Какая может быть статистика? Разве им выдают водительские права по изначальной, первичной медкомиссии ?
Резонно. Если при посещении врача, он консультируется при тебе с интернетом, при выписке назначений, то я и сама могу консультироваться с интернетом с утра до вечера, да и симптомы своего недомогания я знаю лучше. Да и в очереди не нужно стоять за талоном. Так что интернет нам в помощь.
Мелита,
Ничего, скоро диагнозы ставить и лечить будут не врачи, а медсёстры. А лет через 10-20 подобной "оптимизации" медицины - дворники и грузчики. Так сказать, по совместительству.
Помнится уже как-то пытались пропихнуть проверку на алкоголь и наркотики такую, что пришлось лично президенту вмешаться, только тогда угомонились. А сейчас опять так разошлись. И подписывают всякую фигню бездумно!
Вообщем задача Минздрава таким образом ограничить походы пенсионеров к врачам и тем самым сделать экономию Государству так как они начнут дохнуть пачками..Нет пенсионера и пенсию платить не надо и нет проблем и похоронным предприятиям заработки..