Краснодарский парк Галицкого, где открыли Японский сад, Матросский бульвар в Севастополе или парк Лога в Ростовской области — примеры того, что важно для частного бизнеса. Он вкладывает деньги в развитие масштабных общественных проектов там, где работает и живёт.
И эти проекты, претворённые в жизнь, становятся визитными карточками своих городов и регионов, привлекая сотни тысяч людей.
Парк «Краснодар» создан на деньги кубанского мецената Сергея Галицкого. Фото: ForPost / Алексей Лохвицкий
Обновлённый Матросский бульвар подарил городу севастополец Алексей Чалый. Фото: ForPost / Дмитрий Ларин
А ведь ничего волшебного!
Меценаты создают для всех достойные места, отвечающие современным условиям и потребностям людей. Пространства, где хотя бы на несколько минут забывают о частных и глобальных проблемах или погружаются в историю и искусство. Где может быть интересно и приятно взрослым и детям.
Краснодарский парк Галицкого и Японский сад в нём. Фото: ForPost / Алексей Лохвицкий
Матросский бульвар в Севастополе. Фото: ForPost / Дмитрий Ларин
А вот даже упоминания об общественных пространствах, создаваемых чиновниками, — по всей видимости, по принципу «и так сойдёт», — вызывают изжогу. За эти объекты, далёкие от человека и фигурирующие в уголовных делах, стыдно, мягко говоря. Они очень быстро приходят в упадок, их не убирают и не ремонтируют, там скучно до глубочайшей зевоты.
Такое впечатление, что те, кто причастны к созданию заурядностей для «галочки» в отчётах перед своим начальством, руководствуются выражением «Не жили хорошо — нечего и начинать». Хотя скверно уложенную убогую плитку, каждое высохшее дерево, коряво собранные скамейки и качели своим рублём оплачивает каждый россиянин.
Более или менее свежее исключение из этого — пожалуй, московский парк «Зарядье», открытый в сентябре 2017 года.
Почему же проекты, осуществлённые частными силами, лучше тех, что реализуются чиновниками, разбирался ForPost.
Читайте также: Продолжения реконструкции парка Победы в Севастополе пока не будет
Устаревшая система
Парки, создание которых финансируется из госбюджета, могут быть прекрасны на уровне идеи и проекта, но «хромают» они на стадии реализации, отметила Антонина Болотина, основатель компании «Территория ландшафта».
«Проблема — в устаревшей на 30 лет системе бюджетирования. Существуют сметные госрасценки. Мало того, что ландшафтный подрядчик должен действовать строго по ним, иначе не пройдёт бюджетную комиссию, так ещё и снижать цену в рамках тендера», — сказала она.
Болотина привела примеры несоответствий.
По смете дерево должно стоить порядка 6 тысяч рублей. Однако качественное, хорошо сформированное дерево с развитой корневой системой в коммерческом сегменте стоит не меньше 15 тысяч. Можно спроектировать прекрасную аллею из красных клёнов, но не получится закупить для неё необходимые шести- или восьмиметровые деревья по госцене.
Такая же ситуация — с сильно заниженными сметными ценами на плодородный грунт, продолжила собеседница ForPost. За деньги, закладываемые в планы чиновниками, можно приобрести только торфо-песчаную смесь или того хуже — торфяную глину. Этот грунт только выглядит чёрным и плодородным, в реальности в нём ничего не растёт.
Есть проблема и со стоимостью работ: госрасценки не позволяют подрядчикам нанять квалифицированную рабочую силу, отметила основатель компании «Территория ландшафта».
Сквер в Любимовке на Северной стороне Севастополя. Фото: Геннадий Сидоров
Кроме того, рассказала Антонина Болотина, по устаревшим требованиям к растениям в госсметах двух- или трёхметровое дерево должно иметь земляной ком порядка метр на метр. Но так было раньше, когда сажали взятые из леса деревья с несформированной корневой системой. Сейчас дерево из питомника, где формируют не только надземную часть, но и корни, имеет ком 50–60 сантиметров — и этого достаточно. Однако подрядчикам приходится идти на хитрости, чтобы «нарастить» земляной ком для сдачи работ комиссии.
В конце концов, любые ландшафты требуют ухода, а профессиональный качественный уход — большая редкость, констатировала Болотина.
«С госбюджетом надо уметь работать. Неопытные ландшафтные компании либо сдают некачественную реализацию, либо банкротятся», — сказала она.
Антонина Болотина обратила внимание на то, что в парках, создаваемых на частный капитал, — другая система. Бюджетирование с самого начала происходит по коммерческим расценкам. В смету закладывается ландшафтная роскошь для вау-эффекта, она же и реализуется.
Частный заказчик никогда не примет убогие палки-саженцы, он просто не заплатит, подчеркнула собеседница ForPost.
Так почему же московское «Зарядье» положительно выделяется на фоне других многочисленных общественных пространств, к которым руку приложили чиновники?
«Парк «Зарядье» — это важный государственный объект, он реализовывался по принципам коммерческого объекта, на то была политическая воля. Растения завозились из Германии и пропускались комиссией по расценкам поставщика. В России существует дефицит крупномерных деревьев со сформированной корневой системой и красивой кроной. Но этот парк — исключение из правил», — пояснила Болотина.
По её мнению, стремление чиновников к сокращению и контролю расходов понятно. Но результаты озеленения по устаревшим стандартам в глазах обывателя, не знакомого с тонкостями системы, выглядят как попытка сэкономить, сделать для «галочки», если не хуже.
«Обновление смет и требований к растениям позволит создавать современные и интересные объекты», — заключила основатель компании «Территория ландшафта».
Читайте по теме: Севастополь преображается, но не всегда удачно
Нужна мотивация
Основная проблема низкой эффективности чиновников, в том числе отвечающих за создание востребованных общественных пространств, — отсутствие компетенции и действенной системы мотивации. То есть персональной ответственности за результаты их работы.
Так считает Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.
«К этому можно добавить аффилированность <с чиновниками> структур, выполняющих работы по благоустройству. И на выходе получаем израсходованные государственные средства и объекты, не вызывающие интереса и не востребованные гражданами в полной мере», — полагает он.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо развивать систему оценки качества работы чиновников.
Такая оценка должна включать многолетний мониторинг деятельности и рейтинг, который будет сохраняться при переходе на новую должность. Это позволит создавать реальные кадровые резервы и не допускать повышения в должности бестолковых управленцев.
Ещё одним хорошим инструментом может стать эффективный контракт с чёткими ключевыми показателями нужной деятельности. Когда чиновники будут тратить государственные средства как собственные, тогда и проблема будет решена.
Читайте ещё: «Чушь в Учкуевке» — архитектор Сергей Комаров о новом парке Севастополя
Алексей Лохвицкий