Школьное образование вновь на пороге реформ: президент РФ Владимир Путин поручил до 1 июля обсудить вопросы введения оценки за поведение и интегральной оценки (конкурса аттестатов), которая будет влиять на поступление в колледж или вуз.
Эксперты рассказали о своём отношении к реновации советских традиций образования.
Куда впадает Волга?
Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев — автор инициативы о введении интегральной оценки. Её он озвучил на совещании с президентом 10 декабря 2024 года.
В ходе выступления Фадеев отметил: дети изучают только три обязательных предмета, по которым сдают ЕГЭ. Всё остальное — неважно.
В результате «некоторые отличники по русскому языку не знают, что Волга впадает в Каспийское море», сказал ForPost профессор, доктор технических наук Евгений Белый.
Ситуацию следует исправлять, считает Фадеев:
«Нужна некая интегральная оценка знаний выпускников, например средний балл, как это было в Советском Союзе. Этот балл мог бы высчитываться как средняя оценка, полученная учеником в учебной четверти или полугодии в ходе изучения соответствующего предмета. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ. Фактически это будет четвёртая оценка — три экзамена плюс средний балл».
Это предложение Фадеева было оформлено в поручение президента.
«По моему мнению, внедрение интегральной оценки в систему образования излишнее. Это дополнительная финансовая нагрузка для родителей: им теперь придётся платить репетиторам не за три предмета, а за большее количество», — считает профессор Евгений Белый.
К слову, эксперты прогнозируют рост цен на услуги репетиторов в этом году — с 1500–1700 рублей до 2000 рублей за академический час. Таковы расценки по Москве, в регионах чуть дешевле, сообщают «Известия».
«Средний балл (по аттестату) будет иметь такой же вес, как и три (обязательных) предмета на ЕГЭ. Будет не 300 максимальных баллов, а 400 баллов. Повторюсь: мне кажется, это неверно, так как решать судьбу ребёнка будет средний балл», — высказал своё мнение профессор.
Некоторые вузы уже учитывают средний балл по аттестату. В частности, он влияет на поступление в Санкт-Петербургский горный университет, который участвует в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования, сказал Белый.
Школьная коррупция
Профессор Белый уверен: если интегральную оценку введут, риск коррупции вырастет.
Он напомнил, что при поступлении в колледж уже учитывается средний балл аттестата. И, по его словам, некоторые учителя предлагают детям завысить оценки, чтобы они ушли после 9-го класса и не портили статистику по ЕГЭ:
«Кто сказал, что не будет искусственного завышения оценок в 11-м классе?».
Ещё один нюанс — уровень знаний. Два отличника из «слабой» и «сильной» школ могут иметь разный уровень знаний, но баллы у них будут одинаковые, отметил Белый.
«Разные школы — разные требования. Нюансов много. Однако предложение главы СПЧ Фадеева вошло в поручение президента. Вероятность того, что решение о введении средней оценки будет принято, высока», — высказал свою точку зрения эксперт.
Оценка за поведение
Положительное решение будет принято и по оценке за поведение, уверен учитель истории, лидер профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
«Если бы это было реальное обсуждение, то что-то можно было бы сказать. Обычно это как происходит: что-то вывесили на каком-то сайте, отзывы какие-то написали на нём, а затем сказали, что обсудили», — отметил в беседе с ForPost Казаков.
Он выступает против оценки за поведение:
«Она не изменит ситуацию никак, а только может её усугубить: вызвать большее количество конфликтов и проблем. Оценка за поведение, на мой взгляд, будет влиять на среднюю оценку, которая, в свою очередь, будет влиять на поступление в вуз».
По словам заведующей кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ Лады Чепелевой, оценка за поведение уже по умолчанию влияет на оценку по предмету: если ученик плохо себя ведёт, учитель снижает ему балл несмотря на то, что он разбирается в формулах и знает, куда впадает Волга.
«Если будет понятно, что у школьника по математике пятёрка, а за поведение двойка, то, с этой точки зрения, оценка за поведение — это хорошо. Однако для того, чтобы поставить такую оценку, нужны чёткие параметры того, как должен ребёнок вести себя на уроке. Если эти критерии будут, если они ребёнку будут озвучены, если они будут понятны, то реализовать такую инициативу можно. На сегодняшний день в школе таких критериев нет», — сказала ForPost Чепелева.
Она боится, что всё сведётся к банальному — бесится ребёнок на уроке или сидит тихо.
«Если при помощи такой оценки мы сможем формировать культуру поведения, будем закладывать субъектность — я за. Если это поможет изменить отношение учителей, когда оценка по предмету складывается из поведения ученика, то нужно дать этот инструмент учителям», — отметила Чепелева.
Председатель думского комитета по молодёжной политике Артём Метелев тоже настаивает на появлении в дневниках двоек и пятёрок за поведение.
Он напомнил, что в Госдуме прорабатывается законопроект о борьбе с буллингом в школах, и оценка за поведение поможет в решении этой проблемы, приводит ТАСС позицию депутата.
Главное, чтобы не получилось, как в фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса», в котором профессор Долорес Амбридж своеобразным образом наказывает главного героя за плохое поведение, шутят пользователи соцсети «ВКонтакте».
Видео: Всё о кино / ВКонтакте
Роберт Вочовский
Обсуждение (13)
2 подряд двойки за четверть это отчисление из школы. И Волга впадает не туда, куда все думают. Ошибаются.
Оценки за поведение - за, конкурс аттестатов - против. Нарисуют отличные всем, кому надо. Они от результатов ЕГЭ не зависят. А вот что нужно вернуть, так это изначальное правило поступления исключительно по итогам ЕГЭ. Безо всяких внеочередных олимпиадников - победителей, внутренних экзаменов в ВУЗах и т.д. А то получилось в 2024 году, что дети со 100 баллами не прошли потому, что все места заняли победители олимпиады, шедшие вне конкурса. С двумя экзаменами: русский язык и математика. Это был Московский мед. Скандал обсуждали все лето. Так олимпиадники так уверены были, что поступят, что ни химию, не биологию даже сдавать не стали. Только то, что необходимо для аттестата: русский язык и математику. Так даже им всем бюджетных мест не хватило.
А в Москве и крупных городах этих детей отбирают по конкурсу и готовят в олимпиаде институтами. Куда до них нашим самоучкам с репетитором.
еще одна мама …,
Олимпиадников убирать не нужно, нужно просто выделить определённое количество мест для них и не трогать его. Ну и сделать всё адекватно, чтобы не было упомянутых вами ситуаций, когда это используется как лазейка. По крайней мере, когда я поступал в институт, там для всех "особенных" был выделен определённый процент мест и на условные "обычные" уже никого не садили.
РобертБоберт,
Да. Еще одна квота к ныне существующим.
еще одна мама …,
Ну, как не раз писали на форумах, в Сеченовке случайных людей нет.
Реально надо шансы оценивать, исходя из текущих реалий, а не в облаках витать.
Можно и в Симферопольский мед поступать.
еще одна мама …,
К ЕГЭ тоже много вопросов.
Отражает балл ЕГЭ реальный уровень знаний? Как-то не верится (мягко говоря)
Мне больше нравилась старая система (когда сама в 90-е поступала) сдачи вступительных экзаменов в ВУЗах
РобертБоберт,
to РобертБоберт
to еще одна мама
Я вас умоляю. Мединституты испокон веков были заведениями "для своих". Дети врачей, внуки врачей и т. д.
Про тех, кто не заносил, не говорю.
И вот в таких реалиях чьи-то дети (пусть даже с отличной подготовкой) верят в то, что поступят в Сеченовку с улицы. Как говорится, наивность зашкаливает.
К ученикам претензий нет. Но вот родители, люди умудренные житейским опытом, наивны хуже своих же детей.. Мда...
еще одна мама …,
Отдельное количество мест для определённых категорий абитуриентов существовали всегда. Другое дело, что основное количество поступающих всё же должны проходить благодаря экзаменам, а не тем или иным возможностям.
calottahauser,
Люди которые собираются поступать в лучшие университеты страны обычно только на удачу не рассчитывают.
РобертБоберт,
И почему же тогда они не поступают в лучшие вузы страны?
РобертБоберт,
могу поспорить, у вас нет детей, которые недавно учились в школе или скоро будут заканчивать ее. Иначе вы бы знали, как это работает сейчас (включая "победителей олимпиад", которые получают бюджетные места), а не как было раньше
А их когда-то убирали? Я всю школу проучился с ними. Правда, я её и закончил ещё в допотопные времена...
Верните бесплатные школьные обеды и автобусы.