Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Севастополя получила новые функции: помимо прочего, она будет заниматься профилактикой экстремистских проявлений, распространения идеологии терроризма, а также «предотвращения вовлечения малолетних в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании».
Постановление об этом было принято 6 апреля на заседании правительства Севастополя. Пояснений по поводу того, как именно комиссия будет профилактировать вовлечение несовершеннолетних в вышеперечисленные истории, не последовало. Зато в самом документе говорится, что принят он в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Начальник управления по работе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав департамента общественной безопасности Михаил Федоровский, к которому ForPost обратился за комментариями, подчёркивает: комиссия занимается профилактикой любого противоправного поведения несовершеннолетних, в том числе и такого. В отдельное же направление профилактика участия подростков в несанкционированных митингах и пр. выделена в связи с актуальностью задачи.
«На практике это может означать организацию в школах лекций для учащихся, подготовку с помощью общественных организаций роликов профилактической направленности. Для тех несовершеннолетних, которые уже вовлечены в несанкционированные мероприятия или правонарушения экстремистского характера (а такие факты бывают — например, публикация свастики на своих страницах в сети Интернет), предусмотрена административная ответственность. Но наша задача — не только административные дела рассматривать, главное — чтобы дети сделали какие-то выводы и своё поведение изменили», — говорит Михаил Федоровский.
В большинстве случаев, добавляет он, подростки даже не представляют, какова подоплёка событий, о которых идёт речь, и что на самом деле представляют собой люди, которые могут показаться примерами для подражания. Индивидуальная работа с детьми приносит свои плоды. Несовершеннолетние, размещавшие у себя на страницах вредоносный контент, вовлекаются в волонтёрскую деятельность, приводят в порядок захоронения защитников Севастополя, закрашивают рекламу наркотиков и делают другие добрые дела.
«Некоторые даже сами выступают потом перед школьниками и рассказывают, как им могут задурить головы и как на это не поддаваться», — добавляет глава управления.
В поле зрения комиссии может оказаться не только тот, кто уже совершил нечто противоправное, но и «критическая аудитория», состав которой пополняется в том числе с помощью работников образования, школьных психологов и пр.:
«При СевГУ есть организация „Киберагенты СевГУ”, которая активно сотрудничает с нашим департаментом — как с комиссией по делам несовершеннолетних, так и с антитеррористической комиссией. Они выступают перед учащимися, разъясняют, приглашают сотрудничать с ними. И дети потом участвуют в их мероприятиях по выявлению запрещённого контента».
Подростковая активность и протестные настроения в молодёжной среде — факт почти биологический. Отрицать, что они всегда были и будут, бессмысленно и вредно. Лучше вспомнить известную фразу «Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, кто с возрастом не стал консерватором, у того нет ума». Или слова Владимира Высоцкого — «Детям вечно досаден их возраст и быт, и дрались мы до ссадин, до смертных обид». Как не перейти тончайшую грань и не отбить у детей желание вообще хоть как-то проявлять себя, делиться со взрослыми своими чувствами и мыслями? Как не научить их с младых ногтей приспосабливаться и лицемерить?
Вопрос очень сложный и очень больной. Но разговор с Михаилом Федоровским в целом оставил позитивное впечатление. И это внушает надежду, что в Севастополе работа с подростками не сведётся к принципу «следить, тащить, держать и не пущать».
Ольга Смирнова