Налог на землю стал самой спорной темой заседания заксобрания с первого дня работы третьего созыва. Хотя спорил против предложенного решения только один депутат.
Нечего бояться
Закон об увеличении ставок земельного налога, принятый заксобранием Севастополя 26 ноября, вступит в действие с 1 января 2025 года. Новшество коснётся многих горожан, имеющих в собственности земельные участки. Но стоит ли большинству землевладельцев его бояться, и нужно ли было такой закон принимать?
Законопроект, согласно которому ставка земельного налога вырастет до 0,3%, был внесён в заксобрание губернатором Михаилом Развожаевым. Сейчас в Севастополе действуют две ставки: 0,025% и 0,01%. Первая, как ранее уже сообщал ForPost, применяется к земельным участкам, приобретённым или предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и не используемым в предпринимательской деятельности. Вторая (чисто символические 0,01%) — к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, а также к приобретённым или предоставленным для жилищного строительства (за исключением используемых в предпринимательской деятельности).
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, к перечисленным выше категориям относится львиная доля налогооблагаемой базы.
«По данным УФНС России по г. Севастополю, доля земельных участков, по которым земельный налог в 2021 году исчислялся по налоговым ставкам в размере 0,01% и 0,025%, составила 81%. При этом сумма исчисленного налога составила всего 3,7 млн руб», — подчёркивается в документе.
Сумма, безусловно, поражает воображение своей скромностью. Причина в том, что действующие в Севастополе ставки, как говорится всё в той же пояснительной записке, в разы ниже применяемых в других регионах Южного федерального округа (от 0,04 до 0,3%).
В условиях бюджетной дотационности Севастополя это, конечно, нонсенс. При этом повышение до 0,3%, как уже сообщал ForPost, будет не резким, а постепенным.
«Предусмотренное законопроектом изменение налоговых ставок повлечёт несущественный рост налога для граждан, так как по Налоговому кодексу применяется коэффициент, ограничивающий рост налога, подлежащего уплате, не более чем на 10% по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате за предшествующий год. Согласно данному положению полная сумма земельного налога будет уплачиваться налогоплательщиками — физическими лицами через 26 лет (садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство) и 36 лет (жилая застройка)», — поясняют авторы законопроекта.
Более конкретный пример привёл 26 ноября директор департамента финансов Алексей Плотников. Для человека, заплатившего в этом году 250 рублей, налог вырастет на 25 рублей, подчеркнул он. Полная ставка налога на участки, занятые под огородничество, садоводство и личные подсобные хозяйства, начнёт применяться лишь через 26 лет, на участки под жилой застройкой — и вовсе через 36.
«Кроме того, льготные категории граждан — пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, чернобыльцы, многодетные семьи, участники СВО — в соответствии с Налоговым кодексом РФ пользуются налоговым вычетом на площади земельного участка», — напомнил Плотников.
Поддержал его и глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксёнов, подчеркнувший, что повышение может стать существенным только для крупных землевладельцев. При этом доходы бюджета Севастополя, по расчётам авторов законопроекта, вырастут и составят в 2025 году — 9,676 млн рублей, в 2026 году — 21,105 млн и в 2027 году — 21, 926 млн.
«А что случилось?»
Однако эти подробные объяснения не устроили вице-спикера Василия Пархоменко, заявившего, что голосовать за законопроект он не будет. Не убедили его и ссылки на другие регионы. Выступление Пархоменко было построено на том, что севастопольцы живут хуже людей из других регионов и под выросшей (напомним, на 10% по сравнению с прошлым годом, или, применительно к владельцам скромных 6 соток, на 25 рублей в год) налоговой нагрузкой изнемогут.
«Когда был принят этот закон [«О земельном налоге»]? 26 ноября 2014 года, то есть спустя месяц после избрания первого Заксобрания Севастополя. Более того — в зале сидит несколько человек, которые принимали этот закон. Так что случилось, что спустя какой-то период времени они вдруг нам предлагают внести в него поправки?» — укорил Пархоменко депутатов первого созыва.
И сам же ответил: в 2014 году, согласно приложенным к закону «О земельном налоге» расчётам, уровень благосостояния севастопольцев был ниже уровня жителей Краснодарского края, Ростовской, Астраханской областей и других регионов в 2-2,5 раза. Укор его вообще выглядел странно: во-первых, за 10 лет утекло много воды, во-вторых, сам вице-спикер признал, что уровень благосостояния горожан за это время вырос, в-третьих, его ссылки на высокие цены несостоятельны уже потому, что уровень цен определяется не только логистикой, но и покупательной способностью, в-четвёртых, при желании можно подумать, что Пархоменко винит депутатов первого созыва в проявленной мягкотелости: почему не установили «нормальные» налоги сразу?
«Правда, это повышение растянуто на долгий период, — тут же признал он. — Но всё равно — тенденция обозначена».
Ответить ему взялись представитель губернатора в заксобрании Вита Романив и спикер Владимир Немцев. Первая заверила, что при разработке закона учитывались социально-экономические показатели развития города, второй — что «тенденция» выбрана правильно: город стремится к бюджетной самостоятельности.
«Земля — главное наше богатство, и его нужно эффективно использовать. Кроме того, в нашем городе существует огромное количество льгот для большого количества льготных категорий. И когда мы говорим, что нужно добавить средств и на то, и на это, а сами ничего не делаем, чтобы повысить доходность бюджета… Простите, у федерального центра возникнет резонный вопрос», — предложил оценить ситуацию Немцев.
Не забыл спикер и о доводе, который наверняка найдёт путь к сердцам большого числа горожан.
«Ни для кого не секрет, что большое количество садовых участков, участков под ИЖС покупается приезжающими из других регионов именно потому, что у нас низкий налог на землю. И она скупается в большом количестве, — рассказал он. — Но если люди имеют возможность купить несколько участков и содержать их — пусть они приносят доход в бюджет Севастополя».
После этого он ещё раз подчеркнул, что повышение растянется на 26 и 36 лет. По итогам голосования стало ясно, что Пархоменко остался в одиночестве — закон был поддержан почти единогласно, при одном голосе против.
Ольга Смирнова
Обсуждение (7)
Так может пару заводов возродить или новых построить? Всяко для налогов лучше!
Юра Голиков,
нет никаких препядствий, можете завтра приступать , хотите заво или фабрику открывайте, тем более огромное количество производителей закрывается, рынок освобождается.
Можно что то создавать и производить, и чем больше производится, тем больше будет налогов, но это для нынешней городской (да в общем то и в стране) власти -"не тот путь". А можно эксплуатировать существующее - землю и ее ресурсы, но это сильно зависит от конъюнктуры, да и "на всех не хватит" тем более, что "землю больше не делают" и потому поднятие налога на нее - способ ее перераспределения - вынудить людей с низкими доходами ( а таких большинство) продать ее из-за неподъемности содержания при одновременном росте налогов и цен практически на все и сильно. Новые владельцы ("лендлорды" из чиновного олигархата) смогут это скупить за копейки, подождав когда количество предложений вырастет, перекрыв спрос спекулянтов, а это произойдет неизбежно при обнищании населения и тогда - "Здравствуй феодализм!"
Что- то строить или возрождать низзя- священная корова без золотого сена останется и шибко страдать станет.
а почему бы не снизить налог, а?
Что можно сказать о том, что
и противился этому один Пархоменко?
Кроме того, что написал в комментарии статьи, в названии которой
скрывалась безмерная любовь команды губернатора-председателя правительства, закладывающей ежегодный рост налога гражданам Севастополя на 30 лет вперед?
Далее, мнение которое высказал 22.11.2024:
<<Не
а кратно с 0,025% до 0.3% в 12 раз на 1200% и сразу (закон вступает в силу с 1.01.2025г) губернатор Развожаев с командой увеличивает земельный налог садоводам, огородникам и владельцам частных домов Севастополя!
"Мягонькие" наши, увеличьте пенсии в 12 раз! Или создайте рабочие места с предприятиями, кроме дворников и сторожей с зарплатами в МРОТ.
Сравнили в пояснительной записке Севастополь с ЮФО, где есть промышленность и соответствующими зарплатами граждан?
В таком случае, приведите предприятия, кроме строящих жилье, которые из 10 лет нахождения Севастополя в России, появились в Севастополе за 4 года с 2020 года при руководстве правительством и правящей партией губернатором Михаилам Развожаева? Может на 5-й год Индустриальный парк запущен?
Граждане, проживающие в многоквартирных домах (МКД)! Как думаете, на чьи плечи ляжет увеличение в 30 раз с 0,01% до 0,3% на 3000% налога на
За 1.5 года правительство Севастополя увеличило тариф на мусор на 130%
Этим законом с нового 2025 года в 30 раз увеличивает налог на землю.
Даже Налоговый кодекс ограничивает рост налога,
В связи с этим хочется знать:
1. Где Оценка регулирующего воздействия на социальную защищенность граждан?
2. Насколько принятие закона решает задачу, поставленную Президентом России - Снизить уровень бедности до 7% к 2030 году?
3. Каким образом увеличение в 12-30 рез налога на землю вместе с несдерживаемым ростом цен на продукты, товары и услуги, соотносится с индексацией пенсий на 7,3%?
Правительство Севастополя вместе с депутатами бюджетного комитета и председателем заксобрания решили загнать в нищету тех, кто здесь, но ещё не там?
4. Где учет мнения профессиональных союзов, в частности Севастопольского профсоюза микробизнеса на проспекте Генерала Острякова?
Про доизбранную депутатами и правительством общественную палату же не говорю.
В 2025 году перевыборы губернатора. Севастопольцы имеют право управлять Севастополем?>>
Алексей Макушин ,
Право то они имеют, дык кто ж им дасть? Пока что нынешние власти имеют всех... ввиду.