Налог на землю стал самой спорной темой заседания заксобрания с первого дня работы третьего созыва. Хотя спорил против предложенного решения только один депутат.
Нечего бояться
Закон об увеличении ставок земельного налога, принятый заксобранием Севастополя 26 ноября, вступит в действие с 1 января 2025 года. Новшество коснётся многих горожан, имеющих в собственности земельные участки. Но стоит ли большинству землевладельцев его бояться, и нужно ли было такой закон принимать?
Законопроект, согласно которому ставка земельного налога вырастет до 0,3%, был внесён в заксобрание губернатором Михаилом Развожаевым. Сейчас в Севастополе действуют две ставки: 0,025% и 0,01%. Первая, как ранее уже сообщал ForPost, применяется к земельным участкам, приобретённым или предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и не используемым в предпринимательской деятельности. Вторая (чисто символические 0,01%) — к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, а также к приобретённым или предоставленным для жилищного строительства (за исключением используемых в предпринимательской деятельности).
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, к перечисленным выше категориям относится львиная доля налогооблагаемой базы.
«По данным УФНС России по г. Севастополю, доля земельных участков, по которым земельный налог в 2021 году исчислялся по налоговым ставкам в размере 0,01% и 0,025%, составила 81%. При этом сумма исчисленного налога составила всего 3,7 млн руб», — подчёркивается в документе.
Сумма, безусловно, поражает воображение своей скромностью. Причина в том, что действующие в Севастополе ставки, как говорится всё в той же пояснительной записке, в разы ниже применяемых в других регионах Южного федерального округа (от 0,04 до 0,3%).
В условиях бюджетной дотационности Севастополя это, конечно, нонсенс. При этом повышение до 0,3%, как уже сообщал ForPost, будет не резким, а постепенным.
«Предусмотренное законопроектом изменение налоговых ставок повлечёт несущественный рост налога для граждан, так как по Налоговому кодексу применяется коэффициент, ограничивающий рост налога, подлежащего уплате, не более чем на 10% по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате за предшествующий год. Согласно данному положению полная сумма земельного налога будет уплачиваться налогоплательщиками — физическими лицами через 26 лет (садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство) и 36 лет (жилая застройка)», — поясняют авторы законопроекта.
Более конкретный пример привёл 26 ноября директор департамента финансов Алексей Плотников. Для человека, заплатившего в этом году 250 рублей, налог вырастет на 25 рублей, подчеркнул он. Полная ставка налога на участки, занятые под огородничество, садоводство и личные подсобные хозяйства, начнёт применяться лишь через 26 лет, на участки под жилой застройкой — и вовсе через 36.
«Кроме того, льготные категории граждан — пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, чернобыльцы, многодетные семьи, участники СВО — в соответствии с Налоговым кодексом РФ пользуются налоговым вычетом на площади земельного участка», — напомнил Плотников.
Поддержал его и глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксёнов, подчеркнувший, что повышение может стать существенным только для крупных землевладельцев. При этом доходы бюджета Севастополя, по расчётам авторов законопроекта, вырастут и составят в 2025 году — 9,676 млн рублей, в 2026 году — 21,105 млн и в 2027 году — 21, 926 млн.
«А что случилось?»
Однако эти подробные объяснения не устроили вице-спикера Василия Пархоменко, заявившего, что голосовать за законопроект он не будет. Не убедили его и ссылки на другие регионы. Выступление Пархоменко было построено на том, что севастопольцы живут хуже людей из других регионов и под выросшей (напомним, на 10% по сравнению с прошлым годом, или, применительно к владельцам скромных 6 соток, на 25 рублей в год) налоговой нагрузкой изнемогут.
«Когда был принят этот закон [«О земельном налоге»]? 26 ноября 2014 года, то есть спустя месяц после избрания первого Заксобрания Севастополя. Более того — в зале сидит несколько человек, которые принимали этот закон. Так что случилось, что спустя какой-то период времени они вдруг нам предлагают внести в него поправки?» — укорил Пархоменко депутатов первого созыва.
И сам же ответил: в 2014 году, согласно приложенным к закону «О земельном налоге» расчётам, уровень благосостояния севастопольцев был ниже уровня жителей Краснодарского края, Ростовской, Астраханской областей и других регионов в 2-2,5 раза. Укор его вообще выглядел странно: во-первых, за 10 лет утекло много воды, во-вторых, сам вице-спикер признал, что уровень благосостояния горожан за это время вырос, в-третьих, его ссылки на высокие цены несостоятельны уже потому, что уровень цен определяется не только логистикой, но и покупательной способностью, в-четвёртых, при желании можно подумать, что Пархоменко винит депутатов первого созыва в проявленной мягкотелости: почему не установили «нормальные» налоги сразу?
«Правда, это повышение растянуто на долгий период, — тут же признал он. — Но всё равно — тенденция обозначена».
Ответить ему взялись представитель губернатора в заксобрании Вита Романив и спикер Владимир Немцев. Первая заверила, что при разработке закона учитывались социально-экономические показатели развития города, второй — что «тенденция» выбрана правильно: город стремится к бюджетной самостоятельности.
«Земля — главное наше богатство, и его нужно эффективно использовать. Кроме того, в нашем городе существует огромное количество льгот для большого количества льготных категорий. И когда мы говорим, что нужно добавить средств и на то, и на это, а сами ничего не делаем, чтобы повысить доходность бюджета… Простите, у федерального центра возникнет резонный вопрос», — предложил оценить ситуацию Немцев.
Не забыл спикер и о доводе, который наверняка найдёт путь к сердцам большого числа горожан.
«Ни для кого не секрет, что большое количество садовых участков, участков под ИЖС покупается приезжающими из других регионов именно потому, что у нас низкий налог на землю. И она скупается в большом количестве, — рассказал он. — Но если люди имеют возможность купить несколько участков и содержать их — пусть они приносят доход в бюджет Севастополя».
После этого он ещё раз подчеркнул, что повышение растянется на 26 и 36 лет. По итогам голосования стало ясно, что Пархоменко остался в одиночестве — закон был поддержан почти единогласно, при одном голосе против.
Ольга Смирнова
Обсуждение (3)
Так может пару заводов возродить или новых построить? Всяко для налогов лучше!
Можно что то создавать и производить, и чем больше производится, тем больше будет налогов, но это для нынешней городской (да в общем то и в стране) власти -"не тот путь". А можно эксплуатировать существующее - землю и ее ресурсы, но это сильно зависит от конъюнктуры, да и "на всех не хватит" тем более, что "землю больше не делают" и потому поднятие налога на нее - способ ее перераспределения - вынудить людей с низкими доходами ( а таких большинство) продать ее из-за неподъемности содержания при одновременном росте налогов и цен практически на все и сильно. Новые владельцы ("лендлорды" из чиновного олигархата) смогут это скупить за копейки, подождав когда количество предложений вырастет, перекрыв спрос спекулянтов, а это произойдет неизбежно при обнищании населения и тогда - "Здравствуй феодализм!"
Что- то строить или возрождать низзя- священная корова без золотого сена останется и шибко страдать станет.