Сразу три законопроекта о налогах внесены на рассмотрение заксобрания правительством Севастополя. Чтобы они вступили в действие с 1 января, депутатам предстоит рассмотреть их до конца года. И уже сейчас можно с уверенностью предсказать, что согласие депутатского корпуса будет получено. К каким же новшествам нужно готовиться севастопольцам?
Как не платить социальные взносы
Первый законопроект никаких перемен не сулит: напротив, он продлевает ещё на год действие пониженных ставок для работающих по УСН представителей малого и среднего бизнеса. Для тех, кто платит налог с доходов, ставка составит 4%, для предпочитающих систему «доходы минус расходы» — 10%.
Такие льготные ставки, напомним, действовали в Севастополе и раньше. В 2023 году их планировалось отменить, что вызвало большой общественный резонанс. В итоге голос предпринимателей был услышан, и льготную ставку продлили на 2023-й, а затем (причём уже заблаговременно, перед принятием бюджета) — и на 2024 год. Теперь всё говорит о том, что она сохранится и в приближающемся 2025 году.
Добавим: в начале 2023 года одним из важных аргументов за продление льгот служила ссылка на Крым, где они также действуют. В противном случае, как подчёркивали тогда эксперты, лёгкому на подъём бизнесу не составит труда перерегистрироваться у соседей и платить налоги там. На это же обстоятельство указал губернатор Михаил Развожаев и в преддверии 2025-го.
Вторым законопроектом предполагается введение в Севастополе специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» (автоУСН). Как говорится в пояснительной записке, режим этот экспериментальный: пока он действует только в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Так было предусмотрено Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ («О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения”»). Однако с 1 января 2025 года разрешение присоединиться к эксперименту (если такое желание есть) получили все регионы.
Продлится эксперимент до конца 2027 года. Применять его или нет, налогоплательщики — организации и ИП — решают сами. Однако авторы законопроекта считают, что он более удобен и выгоден, поскольку даёт возможность отказаться от подачи деклараций и дополнительной отчётности. Или, как минимум, существенно эту часть работы сократить.
Однако право применять «автоУСН» будет предоставляться не всем. В числе необходимых условий:
— численность работников не более 5 человек;
— годовой доход не более 60 миллионов рублей;
— остаточная стоимость основных средств не более 150 миллионов рублей;
— расчётные счета — только в уполномоченных кредитных организациях;
— зарплата работникам — только в безналичной форме;
— и никаких иных специальных налоговых режимов.
И это не всё — в общей сложности упомянутых в федеральном законе ограничений более 30.
Директор одной из аудиторских фирм города, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» СевГУ Наталья Вохмянина считает уменьшение объёма отчётности для тех, кто выберет автоУСН, безусловным благом.
«Вы предоставляете в банк информацию о ваших сотрудниках и их зарплате, и банк перечисляет в бюджет НДФЛ, а сотрудникам начисляет зарплату, — говорит она об одном из преимуществ такой системы. — Однако нужно учесть, что информацию о приёме сотрудников на работу, их увольнении, о каких-то кадровых изменениях всё равно нужно собирать. Должен быть какой-то человек, ведущий кадровый учёт и подающий сведения в банк. То есть без работы бухгалтеры не останутся».
Новая система налогообложения, считает эксперт, будет выгодна в первую очередь предприятиям с высокой заработной платой сотрудников. После того как страховые взносы для малого и среднего бизнеса были повышены, это особенно актуально.
«Для этой системы налогообложения также предусмотрено два варианта на выбор: налог с доходов либо с „доходов минус расходы”. Однако ставки будут выше, чем по обычной УСН: не 4% и 10%, а 8% и 20%. При этом предприниматели полностью освобождаются от страховых взносов», — подчёркивает Наталья Вохмянина.
На это же преимущество новой системы обращает внимание и председатель бюджетной комиссии Заксобрания Вячеслав Аксенов.
«Формально налог на прибыль увеличится, но предприниматели смогут сэкономить на отчислениях на социальное страхование и бухгалтерском учете», — говорит он.
К минусам новой системы можно отнести необходимость закрыть расчетные счета в банках, не уполномоченных на работу с автоУСН, и открыть их в банках уполномоченных (таких на сегодняшний день 9). Для крымчан и севастопольцев, подчёркивает Наталья Вохмянина, это может оказаться более сложной задачей, чем для всех остальных россиян, поскольку далеко не все банки работают на полуострове.
Медленно и постепенно
Новшество третье, в отличие от предыдущего, не носит добровольный характер: решать, соглашаться на него или нет, горожане не смогут. Речь идёт о внесении изменений в ст. 2 закона Севастополя от 26 ноября 2014 года № 81-3С «О земельном налоге».
«По данным УФНС России по г. Севастополю, доля земельных участков, по которым земельный налог в 2021 году исчислялся по налоговым ставкам в размере 0,01% и 0,025%, составила 81%. При этом сумма исчисленного налога составила всего 3,7 млн руб», — подчёркивают авторы.
Ставка 0,025% применяется в Севастополе к земельным участкам, приобретённым или предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и не используемым в предпринимательской деятельности. Ставка 0,01% — к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. А также к приобретённым или предоставленным для жилищного строительства в будущем (за исключением земельных участков, которые используются в предпринимательской деятельности).
Такая налоговая нагрузка, подчёркивается в пояснительной записке, значительно ниже, чем в других регионах Южного федерального округа и всей страны. Более того — она ниже, чем позволяет Налоговый кодекс.
«Налоговые ставки по данным категориям земельных участков в субъектах Российской Федерации, входящих в ЮФО, установлены в размере от 0,04 до 0,3%», — сообщают авторы.
В результате такого сверхмягкого отношения к землевладельцам в Севастополе доля земельного налога в общей сумме налоговых доходов значительно ниже, чем у наших соседей: всего 0,84% против 1,65% в среднем по ЮФО. При этом бюджет города Севастополя, укоризненно напоминает нам пояснительная записка, является дефицитным.
3,7 млн рублей налогов за год — это, безусловно, мало. С этим не поспоришь. Так что севастопольцам стоит готовиться к повышению земельного налога до 0,3%. Однако болезненным, уверяют разработчики законопроекта, оно не будет:
«Предусмотренное законопроектом изменение налоговых ставок повлечёт несущественный рост налога для граждан, так как по Налоговому кодексу применяется коэффициент, ограничивающий рост налога, подлежащего уплате, не более чем на 10% по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате за предшествующий год. Согласно данному положению полная сумма земельного налога будет уплачиваться налогоплательщиками — физическими лицами через 26 лет (садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство) и 36 лет (жилая застройка)».
Так что повышение будет медленным и плавным. Доходы же бюджета, как предполагается, вырастут и составят в 2025 году — 9,676 млн рублей, в 2026 году — 21,105 млн и в 2027 году — 21, 926 млн.
20 ноября три законопроекта о налогах были поддержаны бюджетной комиссией Заксобрания. Слово — за всеми депутатами.
Ольга Смирнова
Обсуждение (7)
да уж, нет чтобы налоги снизить для людей, которые итак платят кучу налогов - нет, нужно снова повысить
Для неграмотных поясню. Не налоги нужно повышать, а налогооблагаемую базу.
Norder,
они итак втихаря ее повысят, не переживайте
BoratS,
Извините, а вы хоть немного понимаете, что пишите?))) И что такое налогооблагаемая база, которую коварные депутаты "повысят втихаря"?))
olga-smirnova2006,
кадастровую стоимость объектов я имел ввиду
"На лапти еще налогу нету..."©
Вместо всяких налоговых вычетов ,установить необлагаемый НДФЛ ом размер МРОТа