В Севастополе решат судьбу особняка, принадлежавшего владельцу первой колбасной фабрики. Уникальное здание дореволюционной постройки может получить статус объекта культурного наследия.
Дом с современным адресом: улица Щербака, 11А, выделяется по картушу – декоративному элементу над входом, на котором размещены инициалы первого владельца – Ефима Косолапенко, а также отметка «1905», считающаяся датой постройки особняка.
«Во дворе дома сохранились дореволюционные постройки: двухэтажное здание фабрики, сараи, туалет. Под этими строениями находятся подвалы фабрики, в которых сохранились крюки для подвески туш. В 1910 году колбасная фабрика Косолапенко имела годовой объём производства в 10 тысяч рублей и численность рабочих мест – 5 человек», – отмечается в заявлении о признании «Дома Косолапенко» объектом культурного наследия.
Эта бумага поступила в профильное управление больше двух лет назад, однако официальные результаты экспертизы, которая определяет целесообразность включения объекта в реестр, опубликовали лишь несколько дней назад.
По итогам исследования здания эксперт Елена Кондакова пришла к выводу, что «Дом Косолапенко» имеет «важное историко-культурное значение для города Севастополя и соответствует характеристикам объекта культурного наследия».
В положительном заключении государственной экспертизы отмечается градостроительная и декоративно-художественная ценность здания.
«Объект имеет архитектурно-художественный декор уличных фасадов в стиле модерн начала ХХ века: профилированный венчающий карниз (с гутмами на уличном фасаде); аттик с цоколем и карнизом, с лепниной на плоскости цоколя; филенчатый фриз; пилястры с рустованной поверхностью; заполненные лепниной филенки на фризе, пилястре, над входным проёмом; горизонтальные лепные тяги; межэтажный фриз с метопами и триглифами», – перечисляется в документе.
Окончательное решение по поводу здания должно принять Севнаследие. Если дом на улице Щербака официально признают объектом культурного наследия, его дальнейшая сохранность будет контролироваться государством.
Добавим, что в Севастополе за последний год официально появилось сразу несколько домов-памятников. Среди них: «Усадьба Хлебниковых», «Дом Кази», а также «Дом-усадьба русского писателя С.Г. Скитальца (Петрова)», о владельцах которых известно довольно много.
В истории же «Дома Косолапенко» пока по-прежнему много пробелов. Исследователи рассказывают об интересных деталях работы фабрики – паровой машине, обеспечивавшей небольшое предприятие электричеством, а также марках с подписью фабриканта, которые давали покупателям из-за отсутствия мелочи кассе и принимали назад при следующем заказе.
В то же время о самом Ефиме Косолапенко и членах его семьи информации опубликовано немного. Известно, что фабриканта арестовали в 1921 году, после чего выслали на Донбасс. Его сын-белогвардеец до этого успел эвакуироваться в Бизерту, а после – в Париж.
Судьбу молодого человека удалось проследить благодаря эмигрантке, поэтессе Ирине Кнорринг. В 1924 году Петр Ефимович пытался ухаживать за молодой девушкой в Париже и остался в её дневниках. Затем он уехал в Бельгию и поступил в университет города Гента. При этом дата смерти Петра Косолапенко неизвестна, как и судьба его сестёр, оставшихся после революции в Севастополе.
Андрей Гринев
Фото: Дмитрий Ларин | ForPost
Обсуждение (8)
Надо здание спасать и приводить в порядок.
по каким критериям этот дом назван "красивейшим"? с чем сравнивали? с хрущёвками или с архитектурой Вероны, Флоренции?
Жили себе жители в доме, никого не трогали и вдруг опаньки - их дом вдруг стал ОКН.
" Если дом на улице Щербака официально признают объектом культурного наследия, его дальнейшая сохранность будет контролироваться государством." - Что это значит конкретно?
Любой дом дореволюционной постройки в Севастополе должен иметь статус ОКН. После Великой Отечественной практически ничего не осталось от старого города. Нельзя уничтожать оставшиеся крупицы истории.
А кто знает имеет ли статус ОКН "Дом турецкого посланника", построенный в 19 веке на улице Гоголя? Его уже фирма "Джамаль" успела изуродовать прилепленным балконом и частичной побелкой.
Статус ОКН дают, а фактически дома никто не охраняет.Севнаследием должен руководить человек искренне любящий Севастополь ,а не приехавшая к нам делать карьеру из Липецка Масленникова. Тогда будиут бороться за сохранность нашей истории, а не делать вид ,что охраняют . А Масленникова тупо выполняет команды Развозжаева. Если он даст команду ,то она обоснует ,что здания панорамы не имеет исторической ценности. Общественники с подобным уже сталкивались.
to Тина (Севастополь)
Жили себе жители в доме, никого не трогали и вдруг опаньки - их дом вдруг стал ОКН.
" Если дом на улице Щербака официально признают объектом культурного наследия, его дальнейшая сохранность будет контролироваться государством." - Что это значит конкретно?
Ни чего не значит... Просто какому-то хмырю из понаехавших, это место понадобилось. Так же как фабрика мороженного у вокзала, баня на Северной и т.д. Поначалу сначала лапшу на уши, а потом - раз и как Вы пишите опаньки...
От дома Скитальца почти ничего не осталось. Рядом село Родниковое - Родниковское (Скеля) , там была первая земская школа в Байдарской долине. И в советское время учились в ней дети - с 1 по 3 классы. Она никому не мешала - крепкое одноэтажное здание (рядом с дорогой на Ужунджу) .Так вот - от неё остался только фундамент, рачительно приспособленный для нужд хозяев пансионата, который был построен на школьной территории. Школу уничтожили. И не надо говорить о тогдашнем "лихом" времени. Это дело совести, если законы не работают.