ВЦИОМ провёл исследование, кого россияне считают героями 2025 года. У людей в почёте были военные, медики, спасатели, полицейские, волонтёры и соцработники, а вот учителя и журналисты оказались на 6 и 9 месте.
Эксперты объяснили, какое настроение общества стоит за цифрами статистики.
Рейтинг героев от ВЦИОМ
Согласно результатам рейтинга ВЦИОМ, который аналитический центр подготовил в партнерстве с Российским обществом «Знание», современный герой России — их трёх профессиональных групп: военнослужащих, медиков и спасателей.
Если в пандемийный 2020-й внимание было приковано к врачам и ученым-вирусологам, то начиная с 2022 года фокус сместился к военным. В топ-5 сегодня также входят волонтёры, соцработники и полицейские.
В целом героизм по-русски описывается как спасение других, самопожертвование и риск, сказано в результатах исследования. Эти выводы подтверждаются ответами на вопрос о том, что такое героизм в представлении россиян.
- На первом месте — самоотверженность, бесстрашие и способность совершить геройский поступок.
- На втором — служение стране и обществу: защита Родины, участие в боевых действиях, выполнение долга.
- На третьем— помощь и спасение в мирной жизни: поддержка в трудную минуту, благотворительность, работа спасателей и пожарных.
Часть респондентов также связывает героизм с высокими моральными качествами.
«Именно нравственность и образцовые личные качества россияне чаще всего называют, когда говорят о качествах героя 2025 года: самоотверженность, сила духа, доброта, совесть и порядочность, инициативность, скромность. Образ дополняется патриотизмом и преданностью Родине», — сказано в результатах исследования, опубликованных на сайте ВЦИОМ.

В отдельном блоке опроса отмечается, что уходящий год был объявлен Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Годом защитника Отечества. Большинство респондентов «не заметили существенных изменений», но те, кто заметил, «чаще говорят о росте патриотической активности, большем внимании к теме Победы в школах и молодёжной среде, появлении новых тематических элементов в городском оформлении, расширении культурных и просветительских мероприятий, усилении медийного интереса к истории войны, а также поддержке и чествовании ветеранов и военнослужащих», сказано в результатах опроса.
Какое настроение в обществе?
По мнению старшего преподавателя Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константина Шадрова, в рейтинге заметно «серьёзное смещение в сторону тех профессий, которые отвечают за безопасность общества с различных сторон».
А ученые попали в список в довольно конкретной рамке — «в контексте борьбы с вирусами», то есть оказались в Топ-9 через образ защиты и спасения. И это, по мнению политолога, не случайность, а зеркало времени: общество сильнее реагирует на угрозы и на тех, кто эти угрозы сдерживает.
«Отдельно хотел бы отменить волонтёров и соцработников, оказавшихся на 4 месте героического рейтинга. На мой взгляд, это тоже отражение такой тревоги, ощущения, что наступили времена, требующие самоотдачи. Волонтёры, как правило, ничего не получают за свою деятельность и фактически жертвуют спокойной, стабильной, тихой жизнью, ради оказания помощи другим», — сказал ForPost Шадров.
Тонкости социологии
Иной взгляд на рейтинг у социолога Анны Очкиной. Она считает, что результаты героического опроса «могут ничего не отражать». Свою позицию наш собеседник аргументирует так:
«Люди уже выучились, как правильно отвечать на такого рода вопросы. В своих ответах респонденты нередко ориентируются не на собственное мнение, а на то, какой ответ выглядит «правильным» и соответствует ожидаемой социальной норме».
Также социолог не исключает, что ВЦИОМ при составлении таких рейтингов работает с некой «устоявшейся базой». К тому выводу Очкина пришла после личного общения с интервьюером аналитического центра.
«Я как-то отвечала на вопрос интервьюера ВЦИОМ, и она была очень рада, что наконец-то кто-то согласился её впустить и ответить на вопросы. Девушка сказала мне, что она звонила во многие квартиры, и что только я отозвалась, — а это 14-этажный дом, и я живу на 13-м этаже. Поэтому, наверное, они пользуются какой-то устоявшейся базой при составлении таких рейтингов», — предположила Очкина.
Она также указала, что иногда участники социологического опроса «меняют совё поведение, корректируют под то, что им кажется социальной нормой». Поэтому, считает эксперт, в лидерах героического рейтинга оказались военные, врачи, полицейские.
«Вы с людьми вне опроса поговорите — они вам скажут, насколько они доверяют нашей полиции, — отметила Очкина. – Повторюсь: мы не знаем выборки, возрастной аудитории, какие вопросы задавались. Мы можем только предполагать, как мог проводиться такой опрос».
Почему учителя только на шестом месте?
Отдельно эксперты акцентировали внимание на позиции учителей в героическом рейтинге, которые на шестом месте. Очкина объясняет этот социологический феномен так:
«Люди, у которых дети в школах, очень сильно держатся за то, чтобы у них осталось уважение к учителю. Потому что сейчас — «переходите в [отечественный мессенджер] MAX», бесконечные мероприятия, отчёты, в итоге сами учителя говорят: мол, нам некогда учить. Они загнаны. Кто-то с этим борется, кто-то честно об этом говорит, кто-то преодолевает, а кто-то ломается — и результат получается крайне неприятный. Поэтому я вообще удивилась, что учителя попали в героический рейтинг».
Аналогичное мнение ForPost высказал учитель истории, лидер профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков:
«Как государство у нас ценит учителей, так это в обществе и находит отражение. Все прекрасно знают: зарплаты учителей низкие, условия труда тяжёлые. Чтобы учителя поднимались выше в рейтингах, им нужно нормально жить и трудиться в нормальных условиях — а потом остальное подтянется».
Наш собеседник считает, что повышение статуса учителей «невозможно без улучшения базовых условий их жизни и работы». Без проведения этой работы все «информационные кампании и меры по укреплению авторитета школы будут вторичными».
Иной взгляд на положение учителей в обществе у политолога Константина Шадрова. Он считает, что представители этой профессиё по-прежнему пользуются уважением:
«Учителя — вполне себе герои. Набор ценностей у общества не поменялся, и это понятно, но в зависимости от текущей обстановки смещаются приоритеты. При этом всё это по-прежнему важно: и учителя важны, и учёные важны», подытожил Шадров.
Роберт Вочовский
