В марте инфляция стала рекордной для Украины в XXI веке. При этом экономика медленно охлаждается. По итогам года ситуация, скорее всего, лишь усугубится
ГОД — ЗА КВАРТАЛ!
Безусловно, наиболее ярким (если можно так выразиться) событием для Украины на макроэкономическом уровне по итогам первых трех месяцев 2008 г. является окончательный выход инфляции из-под контроля властей. И дело не только в собственно ее значении (см. “Динамика индекса потребительских…”). Хотя показатель инфляции впечатляет при любом способе измерения: будь то март к февралю (3,8%), март к декабрю прошлого года (9,7%), январь — март к аналогичному периоду 2007 г. (22,5%) или март к марту прошлого года (26,2%)! Добавило “яркости” рекордному росту и то, что он уже превысил годовой прогноз, хотя вплоть до середины марта “говорящие головы” из правительства обещали уложиться в прогнозные величины. Напомним: в минувшем году “перевыполнение” плана инфляции было зафиксировано лишь по итогам сентября, да и прогноз был тогда пониже. Сюда же следует добавить и хвастливые заявления членов правительства Юлии Тимошенко о замедлении роста потребительских цен, и подписания с кем ни попадя меморандумов о неповышении цен. В общем, всю PR-кампанию вокруг пока что грандиознейшего провала Кабмина. Когда экс-премьер-министр Виктор Янукович несколько недель назад говорил, что по итогам года рост потребительских цен может достичь 20-30%, многие предпочли над ним посмеяться. Однако имеющиеся показатели инфляции в годовом измерении показывают: гораздо смешнее звучало сказанное действующим премьером примерно в те же дни: “У нас есть все шансы на протяжении пяти-шести месяцев забыть об этом позорном явлении, которое называется инфляцией”. Забыть к лету о том, что только за первые три месяца и только по данным официальной статистики цены повысились на 10%, будет ой как сложно. А поскольку инфляция является одним из наиболее управляемых макропоказателей, то спустя три с половиной месяца после прихода во власть г-же Тимошенко ссылаться на “наследие” предыдущего Кабмина просто некорректно.
В результате сегодня мы можем говорить о рекордном для XXI века всплеске инфляции: ничего подобного в предыдущие семь лет не наблюдалось. Сравнимые показатели роста потребительских цен в последний раз были зафиксированы при премьере Викторе Ющенко в 2000 г., а до этого в совсем уж грустные 1996-1997 гг. С полной уверенностью можно констатировать: Украина вернулась во времена галопирующей инфляции.
Любопытно, что вместе с правительством в лужу сели и некоторые международные организации. Еще в январе Всемирный банк прогнозировал на 2008 г. инфляцию в 13,8% (теперь прогноз пересмотрен до 17,2%), а ЕБРР — в 11,7% (в среднегодовом измерении). Подобные цифры обнародовали и другие финансовые организации, рейтинговые агентства и т.д. Столь резвого роста цен не ожидали и эксперты отечественные. Согласно проведенному БИЗНЕСом всего два месяца назад опросу экспертов, прогнозы на 2008 г. уложились в диапазон 10-15% (см. №6 от 11.02.08 г., стр.18-23). Более пессимистичными были лишь наши предположения. Однако 17% инфляции, которые мы прогнозировали два месяца назад в качестве наихудшего варианта, сегодня маловероятны даже при наилучшем развитии событий.
Затишье
Влияние Кабмина на прочие макроэкономические показатели оценивать сложнее. Эти показатели обладают большей инерционностью и (в нормальной ситуации) меньше зависят (особенно в краткосрочной перспективе) от действия властей. Вопрос лишь в том: нормальная ли ситуация у нас?
“Американские горки”, которые продемонстрировал в первые два месяца рост промышленного производства (в январе рост составил 5,7%, в феврале — 11,5% по отношению к аналогичному месяцу прошлого года), объясняются просто. Для этого достаточно вспомнить, что мы живем в високосном году. В феврале 2008 г. рабочих дней было на один больше, чем годом ранее. А это, между прочим, прибавка в 5%. Поэтому уже в марте показатели роста снова снизились до 5,8%. А по итогам квартала увеличение составило 7,8% (см. “Динамика объема промпроизводства…” на стр.28).
Что касается динамики сальдо торгового баланса, то никаких положительных изменений на этом фронте не наблюдается (см. “Динамика сальдо торгового баланса”). Импорт продолжает расти опережающими темпами и в относительном, и в абсолютном измерениях. Точно оценить объемы превышения сложно из-за описанных выше газовых неувязок в статистике. Однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что сальдо торгового баланса за I квартал как минимум сравнимо с величиной (тогда казалось — огромной) отрицательного сальдо торгового баланса 2006 г. (–$3 млрд). Одновременно продолжает увеличиваться отрицательный дисбаланс текущего счета.
| ||
| Эксперт — о рисках пересмотра госбюджета |
|
|
Нерадужные перспективы
Любопытно, что, давая два месяца назад макропрогнозы, эксперты (в том числе и БИЗНЕС) делали оговорки: мол, они будут реалистичными, если не случатся политические катаклизмы (наподобие выбров-2007) или блокирование работы какой-либо ветви власти. Казалось бы, прошедшие три месяца должны были дать хоть какую-то уверенность в нормальном развитии событий. Однако получилось наоборот: подавляющее большинство экспертов напрочь отказываются давать какие-либо цифровые прогнозы. Уже сам по себе этот факт достаточно четко характеризует работу не только Кабмина, но и всей системы власти в Украине.
1. Инфляция. Ожидать в ближайшее время серьезного замедления темпов инфляции не приходится. Слишком много факторов, способствующих обратному тренду. В обозримом будущем продолжится мировой рост цен на продовольствие. На уровне ООН уже всерьез поговаривают о голодных бунтах, которые могут охватить целые страны. Так что стратегия президента США Джорджа Буша по замене ископаемого топлива биологическим в каком-то смысле сработала. Во многом (хотя, конечно, этот фактор отнюдь не единственный) поспособствовав росту цен на продовольствие, эта стратегия не смогла остановить подорожание нефти и газа. Не помогли даже экономические проблемы в Соединенных Штатах, которые ранее неизменно вызывали уменьшение цен на сырье.
К “полувнешним” факторам, стимулирующим инфляцию в Украине, можно отнести и продолжающееся падение доллара, к которому намертво привязана гривня.
И все же внешние причины роста инфляции вторичны: они действуют на всех, однако именно Украина в нынешнем году идет на первом месте по уровню инфляции и в Европе, и в СНГ. Позади остался даже Таджикистан!
Среди внутренних факторов, стимулирующих рост инфляции, можно выделить грядущие (правда, пока непонятно — когда) изменения в Бюджет-2008, вызывающие первейшее беспокойство. Почти наверняка это дело превратится в соревнование трех главных политических кланов за предоставление наибольших социальных взяток избирателям. И чем дальше процесс внесения этих изменений будет откладываться, тем больших размеров достигнут эти взятки. Ведь взяткодателям придется реагировать на те же показатели инфляции. Это, в свою очередь, означает, что никуда не денется и опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом производительности труда. При том что и сегодня конкурентоспособность некоторых отраслей украинской экономики именно по соотношению оплаты труда и его производительности уже вызывает сомнения.
Что может послужить противовесом приведенным выше факторам? Во-первых, неуклюжие действия правительства по административному сдерживанию цен. Однако эффективность таких действий сомнительна. Во-вторых, антиинфляционные меры, принимаемые НБУ (стерилизация денежной массы, ограничение потребительского кредитования и т.д.). Эти шаги в какой-то степени оказать влияние могут, однако Нацбанк, без разрушительных последствий для экономики, может добиться снижения инфляции на несколько процентных пунктов. Наконец, можно надеяться на суперурожай. Правда, по понятным причинам, на его влияние следует рассчитывать не ранее середины года.
В этой связи, по мнению БИЗНЕСа, положительных изменений в ценовой динамике в ближайшие месяцы не стоит ждать вовсе: в годовом измерении инфляция будет зашкаливать за 20%, а то и за 25%. В дальнейшем при удачном стечении обстоятельств для сельского хозяйства и хоть сколько-нибудь умеренных параметрах измененного Бюджета-2008 инфляция должна замедлиться. Однако по итогам года она все равно составит около 20%. В худшем же случае в 2008 г. Украина имеет “уникальный” шанс “подняться” и до 30%.
2. ВВП и промпроизводство. Сейчас инфляция вплотную подобралась к тем значениям, когда она может начать оказывать негативное влияние на рост ВВП. В то же время пока не оправдываются пессимистические прогнозы относительно развития мировой экономики (в частности, ее сырьевых секторов), связанные с проблемами в Штатах. Пока в указанных условиях украинской экономике удается дрейфовать на более-менее удовлетворительной скорости. Хотя, опять же, благодаря уникальной ситуации, сложившейся вокруг расчетов за газ, скорость, с которой движется наша экономика, мы вынуждены угадывать. Будем все же надеяться, что в Госкомстате каким-то образом учли появившийся из “ниоткуда” газ, и выдаваемые ведомством данные по росту ВВП примерно соответствуют действительности.
Даже выводя за скобки проблемы с неопределенностью цен на газ и вопросы мировой конъюнктуры на товары украинского экспорта во втором полугодии, а опираясь лишь на отрицательные последствия инфляции (как и мер по борьбе с ней) и возможное усиление налоговой нагрузки после изменения Бюджета-2008, рискнем предположить, что замедление роста экономики продолжится. И по итогам первого полугодия можно ожидать роста в пределах 4,5-5,5%. До конца года можно говорить о более широком коридоре — 3,5-5,5%. Показатель роста промпроизводства, делающий решающий вклад в ВВП, во II квартале 2008 г. может остаться примерно на уровне I квартала (6-7%). Дальше заглядывать, как и в случае с ВВП, сложнее. Рискнем предположить, что коридор в 4,5-6,5% рост промпроизводства по итогам года не покинет. Во всяком случае, если правительство не начнет реприватизировать крупные предприятия наподобие “Лугансктепловоза” или “Карпатнефтехима”, что чревато их остановкой.
3. Внешнеторговое сальдо и валютный курс. Украинский потребитель уже настолько плотно подсел на “импортную” иглу, что Кабмин (и не только этот. — Ред.), похоже, не знает, что с этим делать. А тут еще грядущее присоединение к ВТО. Конечно, оно в текущем году не окажет серьезного влияния на внешнеторговые потоки. Однако свяжет властям руки в деле ограничения импорта. В результате по итогам года отрицательное сальдо торгового баланса, возможно, даже перешагнет $15 млрд, приблизившись к 10% ВВП. Будет ухудшаться и сальдо текущего счета. По итогам года этот показатель наверняка превысит $10 млрд. Все это тенденции последних лет, когда власти стали стимулировать потребительский спрос, не подняв с колен отрасли экономики, занимающиеся выпуском потребительских товаров. Однако в этом году кое-что может и измениться. В связи с мировым финансовым кризисом может перестать расти положительное сальдо финансового счета. В последние годы этот показатель увеличивался высокими темпами, перекрывая рост отрицательного сальдо текущего счета в первую очередь за счет привлечения в огромных количествах заемных средств из-за рубежа. Эта лавочка может прикрыться. Впрочем, даже если наши предположения относительно роста отрицательного сальдо текущего счета окажутся верны, а финансовый счет останется примерно на уровне 2007 г., то общее сальдо платежного баланса все равно будет положительным. Пока.
Что же касается валютного курса, то нельзя исключить, что при сохранении бешеных темпов роста инфляции Кабмину удастся убедить НБУ в необходимости ревальвации. Даже несмотря на отрицательное торговое сальдо. В этом случае “вечный” курс — 5,05 грн./USD — может измениться. Однако, по мнению БИЗНЕСа, не более чем до 4,9-4,95 грн./USD. Девальвация же в сегодняшних условиях точно невозможна.
| ||
| Эксперт — о полезности экономического воздержания
Эксперт — о факторе инфляции Эксперт — о бюджетном “уродце” |
|
Текст: Сергей Саливон, Максим Каменев (стр.26-30),
ssd@business.ua, mkamenev@business.ua
Обсуждение (3)
Понятно. Будет еще хуже.
Прийде яникович наступить покращення життя вже сьогодні.

Прийде яникович наступить покращення життя вже сьогодні.
Во всяком случае не хуже, а при леди Ю все хуже хуже и хуже